Автор: Мубаракшина Мунира Мунировна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ"Кемеш-Кульский детский сад" Населённый пункт: Мамадышский район,село Кемеш Куль Наименование материала: статья Тема: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ Раздел: дошкольное образование
муниципального района Республики Татарстан.
Детский
сад
расположен
в
здание
школы,
на
первом
этаже,
приспособленном помещении, рассчитано по санитарным нормам
на
20
детей,
списочный
состав-10
детей.
Функционирует
разновозрастная группа с 9 часовым пребыванием.
Руководство
детским
садом
осуществляет
заведующая
Мубаракшина Мунира Мунировна, в соответствии с Уставам сада.
Педагогическими
кадрами,
техническим
персоналом
ДОУ
укомплектовано полностью.
Управление садом в МБДОУ «Кемеш-Кульский детский сад».
Функции управления определяются следующим образом:
- планирование, как элемент общей функции принятия решения;
-
организация,
то
есть
обеспечение
выполнения
плана;
-
контроль,
то
есть
установление
фактов
соответствия
функционирования системы принятым решениям и определенной
организованности. Выявляя факты в процессе контроля,
заведующий определяет пути регулирования воздействия на объект;
- регулирование, корректирование, т.е. обеспечение функциониро-
вания
системы,
сохранение
организованного
порядка
путей
принятия оперативных решений;
- педагогический анализ, полученный в ходе контроля информации,
на основе которого составляется будущий план.
Управленческая деятельность в МБДОУ
«
Кемеш-Кульский детский
сад
»
имеет
свои
особенности,
она
зависит
от
социально-
экономических,
педагогических,
природных,
демографических
и
других факторов заключается в следующем:
Во-первых, заведующая выступает в педагогической деятельности
не только как руководитель, администратор, часто выполняющий
функции
завхоза,
но
и
как
сотрудник
детского
с а д а ,
непосредственно работающий с детьми. Работая с группой детей,
как член коллектива, заведующая задает тон своей деятельностью.
От того, как относится к работе заведующая, зачастую зависит и
отношение сотрудников к работе. Выполняя функции воспитателя,
заведующая имеет возможность изучить личность каждого ребенка,
руководить индивидуальной работой с детьми. Это в свою очередь,
значительно влияет на повышение качества.
Свои предложения и распоряжения, направленные на улучшение
учебно-воспитательного процесса заведующий может апробировать
на собственном опыте их работы с детьми, а не основываясь только
на
теоретических
знаниях,
творческой
деятельности
других
воспитателей
и
своем
прошлом,
пусть
и
существенном
опыте
работы с детьми.
Это
имеет
немаловажное
значение
для
педагогов
сельского
малокомплектного детского сада, территориально расположенных
друг
от
друга
на
значительном
расстоянии,
что
значительно
затрудняет
обмен
опытом
работы
с
другими
учреждениями,
повышения
квалификации
через
методические
объединения,
семинары.
Во-вторых, особое значение имеет создание психологического кли-
мата в коллективе. специфика МБДОУ
«
Кемеш-Кульский детский
сад
»
заключается в том, что коллектив детского сада насчитывает
небольшое
количество
людей,
следовательно,
особенно
важна
сплоченность
его,
со
здание
атмосферы
взаимопонимания,
взаимопомощи, общности и разнообразия интересов.
Мы всегда беседуя с руководителями малокомплектных д/садов
выявляем,
что
большинство
из
них
видят
значительное
преимущество в малочисленности педагогического коллектива для
создания
положительного
микроклимата
в
учреждении,
а
это
в
свою очередь, повышает эффективность воспитательной работы.
Они
подтверждают
это
следующими
высказываниями:
"Весь
педагогический
коллектив
работает
в
тесном
сотрудничестве,
персонал постоянно находится в поле зрения заведующей".
"Для
создания
конфликтных
ситуаций
не
возникает
условий,
каждый
занят
своим
делом,
все
отношения
открытые,
высок
авторитет заведующей как старшего товарища, как руководителя",
"При
необходимости
практически
полная
взаимозаменяемость,
готовность прийти на помощь. Нет неразумного соперничества,
повышения
квалификации
проходит
одновременно
при
тесном
контакте всех работников.”
Рациональное комплектование групп детьми разного возраста пред-
ставляется
весьма
важным.
К
вопросам
рационального
комплектования
смешанных
по
возрасту
детей
г ру п п
малокомплектных дошкольных учреждений следует, прежде всего
отнести установление оптимальных норм наполняемости групп и
педагогиче ски
целе сообразного,
н ау ч н о - о б о с н о ва нного
соотношения количества детей разных возрастов.
Рациональное комплектование - это и решение вопроса о сочетании
в одной группе разных возрастных подгрупп. В этом вопросе нет
единой точки зрения: одни педагоги предпочитают соединение в
одной
группе
детей
смежных
возрастных
подгрупп
(3-4-й
год
жизни, 4-5-й и т.д.) другие считают более приемлемым соединение
контрастных
возрастов.
Так
как,
во-первых,
далеко
не
всегда
заведующая
может
обеспечить
разные
варианты
и,
во-вторых,
каждый из названных вариантов комплектования имеет свои недос-
татки. Таким образом, специфика малокомплектного детского сада
накладывает отпечаток на организацию труда самой заведующей и
возглавляемого
ею
коллектива:
управленческая
деятельность
заведующей в этих условиях должна носить творческий характер,
о н а
т е с н о
с в я з а н а
с
р е ш е н и е м
с л ожн ы х
з а д а ч
п о
совершенствованию
учебно-воспитательного
процесса
в
дош-
кольных
учреждениях.
Вся
деятельность
заведующей
этим
учреждением,
непосредственно,
связана
с
каждым
членом
коллектива.
И
эта
особенность
требует
от
заведующей
шире
привлекать
сотрудников
к
обсуждению
всех
вопросов:
от
приобретения
оборудования
и
пособий
до
принятия
на
работу
нового сотрудника. Это будет способствовать и большей сплочен-
ности
коллектива,
и
укреплению
положительного
климата
в
учреждении, повышению ответственности каждого сотрудника за
деятельность учреждения.
В МБДОУ «Кемеш-Кульский
детский
сад
»
создается
система
контроля,
которая
действует
на
принципах
гласности.
Контроль
является
заключительной
важной
функцией
управления.
Он
является одним из источников получения информации о работе
сотрудников
дошкольного
учреждения,
помогает
предвидеть
трудности,
обеспечивает
соблюдение
норм
взаимоотношений
уровня
дисциплины,
поддерживать
заданный
режим
работы
учреждения,
способствует
выполнению
плана.
Контроль
делает
заведующего
компетентным
и
как
педагога,
и
как
менеджера,
позволяет
установить,
все
ли
в
дошкольном
учреждении
выполняется
в
соответствии
с
принятым
управленческим
решением, установит отклонения и их причины, определить пути и
методы
коррекции
выявленных
недостатков.
Контроль
входит
составным элементом и в каждую функцию управления и служит
средством осуществления обратных связей.
Заведующий должен прогнозировать, корректировать пути развития
дошкольного учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это
возможно лишь при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. В
процессе
контроля
важна
не
констатация
факта,
а
выявление
причин
вызывающих
недостатки,
выработка
эффективных
мер,
предусматривающих их устранение.
Успех в осуществлении всестороннего воспитания детей в малоком-
плектном дошкольном учреждении, как и в крупных учреждениях
во
многом
зависит
от
организации
деятельности
заведующей,
однако
функции
ее,
содержание
и
методы
будут
несколько
отличаться.
Важное
значение
для
качественного
управления
дошкольным
учреждением имеет правильная научно обоснованная расстановка
кадров. При подборе, расстановке кадров, руководитель должен
учитывать
психологический
склад
личности,
темперамент,
характер,
психологическую
совместимость
и
таким
образом
сократить условия для возникновения конфликтных ситуаций. При
всей сложности организации педагогического процесса в условиях
разновозрастного состава детей группы, педагоги должны решать
программные задачи для детей каждого возраста, обеспечивая их
непреклонное продвижение в развитии.
На
сегодня
руководителям
и
всем
педагогам
дошкольных
учреждений
необходимо
обратить
внимание
на
повышение
педагогической
культуры
родителей.
педагог,
изменяясь,
совершенствуясь
сам,
должен
влиять
и
на
семью,
включать
родителей в активное обсуждение проблем, возникающих у ребенка
и в детской группе, привлекать их к совместной творческой работе
с детьми.