РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДЕМОКРАТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В.А. Воробьёва
педагог- организатор
МБОУ «Основная общеобразовательная
Песчанская школа»
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей
различных
социальных
институтов.
Среди
них
особое
место
занимают
различные
детские
общественные
объединения.
Предшествующий
опыт
доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша.
Для них губительны глобальные цели, возложение на них функций других
общественных или государственных институтов.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при
общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за
детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения,
свободного
перехода
из
одной
группы,
одного
микроколлектива
в
другие,
возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.
Школа все более осознает значимость в воспитательной системе
детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности,
творчества детей.
Деятельность школьного ученического самоуправления в нашей
школе
осуществляется
путем
детской
общественной
организации
«Планета
детства» Всем понятно, что значит словосочетание «детская организация». Это
общественное объединение, в которое входят дети. Для чего оно создается? В
первую очередь для того, чтобы дети, сами могли организовать свой досуг,
причем не, только так, чтобы было интересно и увлекательно, но и, что не менее
важно, полезно не, только для них, но и для других людей. Кто, как не сами
дети, могут знать, как это лучше сделать? Именно для таких целей в МБОУ
«Основной
общеобразовательной
Песчанской
школе»,
конечно,
с
помощью
взрослых, была создана детская школьная организация «Планета детства».
Детские общественные объединения, как свидетельствует опыт
последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и
одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции
школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе
школы стабильность, основательность, современность.
Целью работы нашей детской организации «Планета детства» является
- формирование личности способной адаптироваться в современных условиях,
гражданина, человека культуры и нравственности.
Создание
условий
для
её
успешной
самореализации,
творческого,
физического и интеллектуального, самосовершенствования.
Задачи, которые
педагогический коллектив школы ставит перед собой
при работе с детской организацией это:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия и развития творческих
способностей, обучающихся на каждом возрастном этапе;
2.Создание
эффективной
работы
по
воспитанию
гражданственности,
патриотического сознания и нравственной позиции обучающихся;
3.Воспитание свободной личности, способной самостоятельно принимать
решения и нести ответственность за них;
4.Развитие
инициативы,
самостоятельности,
чувства
ответственности
через становление классного и общешкольного ученического самоуправления.
5.Развития
общешкольного
коллектива
через
систему
КТД,
самореализацию личности;
Решение этих задач способствует дальнейшему развитию и укреплению
воспитательной системы школы, создания условий на каждом возрастном этапе
для совместной творческой деятельности учащихся и педагогов.
Развитие школьного ученического самоуправления – дело сложное.
Дети
не
всегда
стремятся
проявить
инициативу,
могут
за
что-то
отвечать,
чувствовать
свою
значимость
в
организации
и
проведении
школьных
мероприятий.
Поэтому
важно
помогать
им,
поддерживать
начинания
и
инициативу,
разумно
направлять
их
деятельность
и
давать
возможность
чувствовать
себя
хозяевами
школы.
Остается
много
проблем
в
классном
самоуправлении:
нерегулярно
в
классах
проводятся
классные
собрания
по
итогам работы, часто отсутствует отчётность актива класса о проделанной
работе, имеются проблемы с учёбой, дисциплиной, дежурством по школе.
Хорошим стимулом работы классов являются школьные конкурсы:
«Класс года», «Ученик года», «Спортивный класс года», «Лучший спортсмен
года».
Детская организация «Планета детства» реализует, свою деятельность по
различным
направлениям:
гражданско- патриотическое, учебное, трудовое,
экологиче ское,
до суговое,
духовно-
нравственное,
с п о рт и в н о е -
оздоровительное.
Такая система ученического самоуправления
в школе позволяет решать ряд
важных
воспитательных
задач
и
целей
в
демократизации
образовательного
учреждения:
Участвуя
в
объединениях
по
интересам
и
в
органах
самоуправления, ребята учатся таким необходимым в жизни человека
качествам,
как
умение
принимать
решения,
взаимодействовать
с
товарищами, командовать и подчиняться, помогать, другим осуществлять
их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений.
Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают
возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны,
патриотом, человеком долга, совести и чести.
За последние годы выросли активность и интерес учащихся к
различным
творческим
делам.
Они
сами
проявляют
инициативу,
участвуют в составлении собственных сценариев.
Детская организация обеспечивает участие всех школьников в
управлении
делами
коллектива
своего
класса
и
школы,
помогает
руководству
школы,
педколлективу
в
осуществлении
поставленных
организаторских и воспитательных задач.
Многие
школьники
учатся
самостоятельно
принимать
решения, почувствовали ответственность за порученное дело и результат
своей работы.
Такая система самоуправления в школе повышает уровень
воспитательной
работы.
Ребята
становятся
добрее
и
отзывчивее
к
окружающим им людям, к живой природе.
Таким образом, основной смысл взаимодействия школы и детской
организации - создание подлинно гуманистической воспитательной системы,
в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Алиева Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения
как субъекта воспитательного пространства : Москва, 2002 322 c. РГБ
ОД, 71:03-13/86-8
2.
Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального
воспитания детей и юношества Учебно-методическое пособие М., 2007. –
72 с.
3.
Волохов А.В, Кочергин В.Н., Степанова Е.К., Фришман И.И. Технологии
подготовки
лидеров
детских
общественных
объединений.
Часть
I.
Учебно-методическое
пособие.
–
М.,
Дом
детских
общественных
организаций
города
Москвы,
Институт
международных
социально-
гуманитарных связей, 2007. – 72 с.
4.
Время созидать. Методическое пособие для организаторов детского
движения. – М., Комитет общественных связей города Москвы,
Дом детских общественных организаций, Институт международных
социально - гуманитарных связей, 2007. – 110 с.
5.
Фомина
А.Б.,
Фомин
Н.С.
Воспитательная
работа
в
детских
общественных
объединениях
в
современных
условиях.
Учебно-
методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций
города
Москвы,
Институт
международных
социально-гуманитарных
связей, 2007. – 100 с.