Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию навыков пространственной ориентировки у слепых дошкольников.
Автор: Медведева Полина Викторовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ГБОУ "Школа №2107" ДО "На Трифоновской" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию навыков пространственной ориентировки у слепых дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2107»
Дошкольное отделение «На Трифоновской»
Методические рекомендации педагогам и
родителям по развитию навыков
пространственной ориентировки у слепых
дошкольников
Автор: Медведева П.В.
Должность: Учитель-дефектолог/Тифлопедагог
Москва 2016
Рекомендации можно использовать как оформленные памятки для
родителей, с целью обучения слепых детей применять и закреплять на
практике формируемые умения и навыки.
Рекомендации включают в себя различные формы работы
со слепыми детьми такие как:
1.
Ориентировка в домашних условиях и на приусадебном
участке.
Создавайте
условия
для
развития
инициативы
и
познавательной
активности ребенка, условия для развития и коррекции коммуникативной
деятельности,
а
также
для
формирования
навыков
социально-бытовой
ориентировки. Все игры и упражнения должны осуществляться только под
целенаправленным руководством взрослого.
На кухне.
Рассказывайте и показывайте ребенку, используемую в быту посуду,
кухонные принадлежности, продукты питания, проговаривайте какое блюдо,
вы
готовите,
какие
действия
при
этом
совершаете.
Не
ограничивайтесь
примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые
слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
- Используйте наглядность (натуральные овощи, фрукты, продукты питания,
кухонная
посуда
и
т.д.).
Как
средство
профилактики
вербализма
и
формализма речи;
-
Называйте
свойства
(цвет,
форму,
размер,
вкус)
продуктов
(горячий,
остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.);
- Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился
салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?»
и др.);
-
Проговаривайте
ребенку
свои
действия
(«перемешиваю»,
«солю»,
«обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете;
- Поручите ему посильную помощь по кухне.
На даче.
Наблюдения,
впечатления,
речевые
навыки,
полученные
на
даче
необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю
жизнь.
Только
здесь
ребёнок
в
естественных
условиях
усвоит
значение
глаголов
«вскопать»,
«подрыхлить»,
«прополоть»,
«удобрить»
и
многих
других. В живую познакомится с растениями в разную пору их вегетативного
периода
(рост,
цветение,
плодоношение,
увядание).
Узнает,
как
и
где
вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Даже
если
названия
цветов,
кустарников,
овощей
кажутся
вам
сложными
для
ребёнка,
всё
равно
чаще
называйте
их
вслух
(нарцисс,
примула,
жимолость,
гладиолус,
патиссон
и
др.).
На
первых
порах
они
пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Не забывайте о
наглядности! Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и
существенно обогатят предметные представления и словарный запас ребёнка.
2.
Ориентировка с помощью речевых, дидактических,
сюжетно-ролевых и подвижных игр, в том числе игры на
ориентировку с мячом.
Речевые игры:
- Скажи наоборот (большой – маленький,
впереди - сзади, над – под, высоко -
низко, далеко - близко, вверху- внизу и т.п.);
- Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
- Птицы и животные (дикие и домашние) и их детеныши;
- Один – много (мяч – мячи, кукла – куклы);
- Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик, трава – травка);
- Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный);
- Четвёртый лишний (яблоко, апельсин, банан, огурец) и др.
Дидактические игры и упражнения:
-
Придумывать
предложения
на
слова,
обозначающие
пространственные
признаки или отношения; дополнить предложение словом, обозначающим
какой- то пространственный признак предмета или его положение к другому
предмету. Например: «Девочка разделась, положила свою одежду на стул,
туфли поставила…? Ребенок дополняет: «… под стул» и т.д.»;
- Подбери пару. Учимся находить предметы, связанные между собой по
какому-нибудь свойству или признаку. (ключ – замок, молоток – гвозди,
спички – свеча, колесо – машинка и др.);
- Подбери признак предмета (лимон – желтый, кислый, овальный и т.д.);
-
Назови геометрическую фигуру
(закрепить знания о геометрических
фигурах)
- Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие осязательного восприятия и внимания.
Подвижные игры:
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям
слепого ребенка. Для организации игровой деятельности следует учитывать
особенности
осязательно-слухового
восприятия,
уровень
физической
подготовленности,
возрастные
и
индивидуальные
возможности
ребенка,
место
и
время
проведения
игры
и
т.д.
Выбирая
инвентарь
для
игры,
взрослый должен использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч,
свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.).
- «Догони колокольчик»
Цель:
развитие
быстроты,
ловкости,
умения
ориентироваться
в
пространстве.
- «Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с
предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.
- «Догони меня»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся
звук.
Игры на развитие ориентировки с мячом.
- «Догоняй мяч»
Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.
- «Найди мячик»
Цель:
развитие
двигательной
сферы
ребенка,
развитие
способности
ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.
Сюжетно-ролевые игры:
Цель: развивать интерес и уважение к различным профессиям научить детей
классифицировать
предметы
по
общим
признакам,
воспитывать
чувство
взаимопомощи,
расширить
словарный
запас
ребенка,
так
же
развитие
пространственных представлений в ходе игры.
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»;
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
- Сюжетно-ролевая игра «Аптека»;
- Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» и др.
3.
Игры и упражнения для развития осязания и мелкой
моторики рук
К
сожалению,
о
проблемах
с
координацией
движений
и
мелкой
моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это
оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой
информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах грифель.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять
немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6
годам
станут
его
пальчики,
зависят
его
успехи
в
обучении.
Поэтому
тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,
стимулирующим
речевое
развитие
ребёнка,
способствующим
улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее
важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного
мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически
и
ежедневно.
Благоприятное
воздействие
на
развитие
движений кистей и пальцев руки оказывают
пальчиковые упражнения, а
также
занятия
ИЗО
деятельностью
(лепкой,
рисованием,
аппликацией),
ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани,
ниток, природного материала и т. д.), застёгивание и расстегивание молний,
пуговиц, одевание и раздевание и т.д. Пластилин или тесто тоже могут стать
отличным способом развития мелкой моторики.
Очень
хорошую
тренировку
движений
пальцев
обеспечивают
так
называемые «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это инсценировка
каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры
очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой
деятельности.
«Пальчиковые
игры»
отображают
окружающий
мир
–
предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Многие
игры
требуют
участия
обеих
рук,
что
даёт
возможность
детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Различные пальчиковые игры.
Приступая к пальчиковым играм, следует помнить что:
- Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом, демонстрируя
собственную увлечённость игрой;
- При повторных провидениях игры дети нередко начинают произносить
текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его
целиком, соотнося слова с движениями;
- Нельзя ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу, т. к. объём
внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес
к игре;
- Необходимо стимулировать подпевание детей, «не замечать», если они
поначалу делают что – то неправильно, поощрять успехи.
Упражнение «Пройди по дорожке» или «Пальчиковые ходилки».
Пальчиковые
ходилки
-
один
из
вариантов
пальчиковых
игр
и
сенсорного развития. Все просто: распечатайте шаблоны, сделайте дорожки
при
помощи
клея
и
круп,
ткани,
помпонов,
пуговиц,
шнурков
и
зовите
ребенка
играть.
Цель:
развитие
прослеживающей
функции
руки,
ориентировка поверхности. Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым
прорезям,
обнесенным
фольгой
или
бархатом.
Пальцы,
двигаясь
по
дорожкам, повторяют ее очертания.
Игровое пособие «Тактильные ладошки».
Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек,
изготовленных из восьми разных материалов различной фактуры (гладкие,
мягкие, рифленые, шершавые и др.). С его помощью у детей развивается
тактильная
чувствительность
кисти
и
пальцев,
мышление,
восприятие,
память,
внимание,
мелкая
моторика
руки,
формируется
представление
о
форме, цвете, количестве.
Игровое пособие «Тактильные мешочки».
Цель: упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-
координированных
движений
пальцев
и
кистей
рук.
Развивают
мелкую
моторику, тактильное внимание и память.
Игра «Определи на ощупь».
Цель.
Развитие
тактильного
восприятия,
определение
качеств,
свойств
материала предметов. Закреплять знания о материалах: дерево, бумага, ткань.
Закреплять
умение
определять
вещи,
сделанные
из
этих
материалов
с
помощью тактильных ощущений.
Игра: «Чудесный мешочек».
Дидактическая
задача:
с
целью
развития
осязательного
восприятия
учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать
предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло,
д е ре во,
пла с т ма с с а ).
А кт ив изироват ь
с лова рь;
в о с п и т ы в а т ь
наблюдательность,
внимание,
умение
четко
выполнять
правила
игры.
Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по
описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка
их по качеству; использование «чудесного мешочка».
4.
Игры на развитие слухового восприятия.
Рекомендация: использовать аудио записи со звуками окружающего
мира
(природа,
город,
животные,
птицы
и
др.),
а
так
же
различные
музыкальные инструменты.
Пособие: «Шумовые
цилиндры».
Задача
ребенка
-
найти
пары.
В
домашних условиях такой материал можно сделать из яичек от киндер-
сюрпризов, наполнив их разной крупой по парам (6 пар, звучащих по
разному).
Игра: «Передай ритм». Цель: совершенствовать умение различать
ритм (музыкальные инструменты).
Игра:
«Кто
что
услышит».
Цель:
Развивать
слуховое
внимание,
пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Игра: «Испорченный телефон». Цель: развивать у детей слуховое
внимание.
Игра: «Кто сказал мяу?». Цель: совершенствовать умение различать
на слух голоса домашних животных.
Игра «Кто как голос подаёт». проводится аналогично. Включается
аудиозапись со звуками лесных птиц.
Игра
«Кто
стоит
у
светофора?». Цель:
развивать
слуховое
внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Игра: «Где позвонили». Цель: Развивать направленность слухового
внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в
пространстве.
5. Игры на развитие обоняния.
Обоняние занимает важное место в пространственной ориентировке.
Ребенка
нужно
научить
узнавать
запахи,
характерные
для
предметов,
определённых
мест,
и
учить
пользоваться
ими
в
качестве
обонятельных
ориентиров.
Игра:
«Угадай
коробоч ки
с
запахами».
Цель:
У ч и т ь
дифференцировать запахи с помощью обоняния.
Игра:
«Фрукт
или
овощ?».
Цель:
Развивать
умение
узнавать
и
классифицировать овощи и фрукты.
Игра:
«Чем
пахнет
город?»
(На
прогулке).
Цель:
Развивать
дифференцированность обонятельного восприятия.
Игра:
«Что
у
мамы
на
обед?».
Цель:
Развивать
предметность
обонятельного восприятия.
6.
Игры на развитие осязание поверхностей пола стопой.
Пособие: «Сенсорная тропа для ног».
Это мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями
(тряпочки,
кусочки
кожи,
поролона,
мелкие
камушки,
горох
и
др.).
Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая
ходьба
полезна
для
развития
тактильного
восприятия,
а
также
для
координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более
полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
Для совершенствования тактильного восприятия разных
поверхностей стопой ног, необходимо познакомить ребенка со всеми
возможными напольными поверхностями, в первую очередь, с
поверхностями различных помещений – кафель, линолеум, ковер, паркет и
др., затем можно перейти к различным уличным поверхностям, особенно
объемную информацию можно получить в летний период, так как в теплую
погоду можно обследовать поверхность босиком, но изучение не должно
быть форсировано, всё должно быть поэтапно, от легкого к сложному,
следует пояснить какие поверхности природные, а какие искусственные,
созданные руками человека. Знакомьте ребенка с различными поверхностями,
такими как: асфальт, плитка, мягкой покрытие на спортивных и детских
площадках, земля, песок, газон, скошенная трава, камни и др. Не
ограничивайтесь только этим, например, не бойтесь после дождя пройтись
босиком с ребенком по лужам, мокрому песку, чтобы показать, что
поверхность может менять структуру в зависимости от различных факторов
(песок и земля от воды становится вязкими), так же можно сравнить
поверхности по температуре, например как они нагреваются от солнца
(сравнить нагретую траву на солнце и асфальт), зайдя в хвойный лес,
пройдитесь босиком по опавшим иголкам и шишкам и т.д.
7.
Упражнения и игры на развитие пространственной
ориентировки на плоскости.
Упражнение «Поиграем с магнитами». Слепому дошкольнику дается
для обследования магнитная доска и магниты. Установка: «Рассмотри. Что
ты ней видишь. Давай посадим магниты в домики, у каждого магнита свой
домик-уголок». Задания – «Найди правый верхний угол, левый нижний угол
и т.д.»
Упражнение:
«Песочная
игра».
Перед
ребенком
ящик
с
песком.
Родитель предлагает ему обследовать ящик. Далее дается установка: «В
песке спрятаны предметы, я тебе буду говорить направления, а твоя задача
верно отыскать эти предметы. Левый верхний угол (маленький стеклянный
шарик),
середина
ящика
(деревянный
кубик),
правый
нижний
угол
(пластмассовый кирпичик).
8. Упражнения и игры на развитие ориентировки в
самостоятельной деятельности.
Задачи:
Совершенствование умения самостоятельно ориентироваться за столом;
Совершенствование
умения
самостоятельно
ориентироваться
при
самообслуживании во время приема пищи;
Обогащение представлений о предметах, встречаемых в повседневной
жизни.
Решение задач предполагает реализацию следующих направлений работы:
1)
Ознакомление
детей
с
различными
предметами,
используемыми
в
повседневной жизни;
2)
Создание
условий
для
самостоятельного
обследования
предметов
(игровых, бытовых), находящихся в зоне микропространства;
3) Побуждение детей к самостоятельной ориентировке за столом во время
игровой деятельности и приема пищи.