Напоминание

Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию навыков пространственной ориентировки у слепых дошкольников.


Автор: Медведева Полина Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №2107" ДО "На Трифоновской"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию навыков пространственной ориентировки у слепых дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2107»

Дошкольное отделение «На Трифоновской»

Методические рекомендации педагогам и

родителям по развитию навыков

пространственной ориентировки у слепых

дошкольников

Автор: Медведева П.В.

Должность: Учитель-дефектолог/Тифлопедагог

Москва 2016
Рекомендации можно использовать как оформленные памятки для родителей, с целью обучения слепых детей применять и закреплять на практике формируемые умения и навыки.
Рекомендации включают в себя различные формы работы

со слепыми детьми такие как:


1.

Ориентировка в домашних условиях и на приусадебном

участке.
Создавайте условия для развития инициативы и познавательной активности ребенка, условия для развития и коррекции коммуникативной деятельности, а также для формирования навыков социально-бытовой ориентировки. Все игры и упражнения должны осуществляться только под целенаправленным руководством взрослого.  На кухне. Рассказывайте и показывайте ребенку, используемую в быту посуду, кухонные принадлежности, продукты питания, проговаривайте какое блюдо, вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. - Используйте наглядность (натуральные овощи, фрукты, продукты питания, кухонная посуда и т.д.). Как средство профилактики вербализма и формализма речи; - Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.); - Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.); - Проговаривайте ребенку свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете; - Поручите ему посильную помощь по кухне.  На даче. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. В живую познакомится с растениями в разную пору их вегетативного
периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Не забывайте о наглядности! Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят предметные представления и словарный запас ребёнка.
2.

Ориентировка с помощью речевых, дидактических,

сюжетно-ролевых и подвижных игр, в том числе игры на

ориентировку с мячом.
 Речевые игры: - Скажи наоборот (большой – маленький, впереди - сзади, над – под, высоко - низко, далеко - близко, вверху- внизу и т.п.); - Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб); - Птицы и животные (дикие и домашние) и их детеныши; - Один – много (мяч – мячи, кукла – куклы); - Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик, трава – травка); - Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный); - Четвёртый лишний (яблоко, апельсин, банан, огурец) и др.  Дидактические игры и упражнения: - Придумывать предложения на слова, обозначающие пространственные признаки или отношения; дополнить предложение словом, обозначающим какой- то пространственный признак предмета или его положение к другому предмету. Например: «Девочка разделась, положила свою одежду на стул, туфли поставила…? Ребенок дополняет: «… под стул» и т.д.»; - Подбери пару. Учимся находить предметы, связанные между собой по какому-нибудь свойству или признаку. (ключ – замок, молоток – гвозди, спички – свеча, колесо – машинка и др.); - Подбери признак предмета (лимон – желтый, кислый, овальный и т.д.); - Назови геометрическую фигуру (закрепить знания о геометрических фигурах)
- Игра «Что изменилось?» Цель: развитие осязательного восприятия и внимания.  Подвижные игры: Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Для организации игровой деятельности следует учитывать особенности осязательно-слухового восприятия, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения игры и т.д. Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.). - «Догони колокольчик» Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве. - «Паровозик» Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений. - «Догони меня» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.  Игры на развитие ориентировки с мячом. - «Догоняй мяч» Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений. - «Найди мячик» Цель: развитие двигательной сферы ребенка, развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.  Сюжетно-ролевые игры: Цель: развивать интерес и уважение к различным профессиям научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас ребенка, так же развитие пространственных представлений в ходе игры.
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»; - Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; - Сюжетно-ролевая игра «Аптека»; - Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» и др.
3.

Игры и упражнения для развития осязания и мелкой

моторики рук
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах грифель. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывают пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией), ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.), застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д. Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры». Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой
деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.  Различные пальчиковые игры. Приступая к пальчиковым играм, следует помнить что: - Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом, демонстрируя собственную увлечённость игрой; - При повторных провидениях игры дети нередко начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями; - Нельзя ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу, т. к. объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре; - Необходимо стимулировать подпевание детей, «не замечать», если они поначалу делают что – то неправильно, поощрять успехи.  Упражнение «Пройди по дорожке» или «Пальчиковые ходилки». Пальчиковые ходилки - один из вариантов пальчиковых игр и сенсорного развития. Все просто: распечатайте шаблоны, сделайте дорожки при помощи клея и круп, ткани, помпонов, пуговиц, шнурков и зовите ребенка играть. Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности. Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой или бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют ее очертания.  Игровое пособие «Тактильные ладошки». Игровое развивающее пособие состоит из 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов различной фактуры (гладкие, мягкие, рифленые, шершавые и др.). С его помощью у детей развивается тактильная чувствительность кисти и пальцев, мышление, восприятие,
память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве.  Игровое пособие «Тактильные мешочки». Цель: упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно- координированных движений пальцев и кистей рук. Развивают мелкую моторику, тактильное внимание и память.  Игра «Определи на ощупь». Цель. Развитие тактильного восприятия, определение качеств, свойств материала предметов. Закреплять знания о материалах: дерево, бумага, ткань. Закреплять умение определять вещи, сделанные из этих материалов с помощью тактильных ощущений.  Игра: «Чудесный мешочек». Дидактическая задача: с целью развития осязательного восприятия учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, д е ре во, пла с т ма с с а ). А кт ив изироват ь с лова рь; в о с п и т ы в а т ь наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровые действия: угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».
4.

Игры на развитие слухового восприятия.
Рекомендация: использовать аудио записи со звуками окружающего мира (природа, город, животные, птицы и др.), а так же различные музыкальные инструменты.  Пособие: «Шумовые цилиндры». Задача ребенка - найти пары. В домашних условиях такой материал можно сделать из яичек от киндер- сюрпризов, наполнив их разной крупой по парам (6 пар, звучащих по разному).
 Игра: «Передай ритм». Цель: совершенствовать умение различать ритм (музыкальные инструменты).  Игра: «Кто что услышит». Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.  Игра: «Испорченный телефон». Цель: развивать у детей слуховое внимание.  Игра: «Кто сказал мяу?». Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.  Игра «Кто как голос подаёт». проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.  Игра «Кто стоит у светофора?». Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.  Игра: «Где позвонили». Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
5. Игры на развитие обоняния.
Обоняние занимает важное место в пространственной ориентировке. Ребенка нужно научить узнавать запахи, характерные для предметов, определённых мест, и учить пользоваться ими в качестве обонятельных ориентиров.  Игра: «Угадай коробоч ки с запахами». Цель: У ч и т ь дифференцировать запахи с помощью обоняния.  Игра: «Фрукт или овощ?». Цель: Развивать умение узнавать и классифицировать овощи и фрукты.  Игра: «Чем пахнет город?» (На прогулке). Цель: Развивать дифференцированность обонятельного восприятия.
 Игра: «Что у мамы на обед?». Цель: Развивать предметность обонятельного восприятия.
6.

Игры на развитие осязание поверхностей пола стопой.
 Пособие: «Сенсорная тропа для ног». Это мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.  Для совершенствования тактильного восприятия разных поверхностей стопой ног, необходимо познакомить ребенка со всеми возможными напольными поверхностями, в первую очередь, с поверхностями различных помещений – кафель, линолеум, ковер, паркет и др., затем можно перейти к различным уличным поверхностям, особенно объемную информацию можно получить в летний период, так как в теплую погоду можно обследовать поверхность босиком, но изучение не должно быть форсировано, всё должно быть поэтапно, от легкого к сложному, следует пояснить какие поверхности природные, а какие искусственные, созданные руками человека. Знакомьте ребенка с различными поверхностями, такими как: асфальт, плитка, мягкой покрытие на спортивных и детских площадках, земля, песок, газон, скошенная трава, камни и др. Не ограничивайтесь только этим, например, не бойтесь после дождя пройтись босиком с ребенком по лужам, мокрому песку, чтобы показать, что поверхность может менять структуру в зависимости от различных факторов (песок и земля от воды становится вязкими), так же можно сравнить поверхности по температуре, например как они нагреваются от солнца (сравнить нагретую траву на солнце и асфальт), зайдя в хвойный лес, пройдитесь босиком по опавшим иголкам и шишкам и т.д.

7.

Упражнения и игры на развитие пространственной

ориентировки на плоскости.
 Упражнение «Поиграем с магнитами». Слепому дошкольнику дается для обследования магнитная доска и магниты. Установка: «Рассмотри. Что ты ней видишь. Давай посадим магниты в домики, у каждого магнита свой домик-уголок». Задания – «Найди правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.»  Упражнение: «Песочная игра». Перед ребенком ящик с песком. Родитель предлагает ему обследовать ящик. Далее дается установка: «В песке спрятаны предметы, я тебе буду говорить направления, а твоя задача верно отыскать эти предметы. Левый верхний угол (маленький стеклянный шарик), середина ящика (деревянный кубик), правый нижний угол (пластмассовый кирпичик).
8. Упражнения и игры на развитие ориентировки в

самостоятельной деятельности.
Задачи:  Совершенствование умения самостоятельно ориентироваться за столом;  Совершенствование умения самостоятельно ориентироваться при самообслуживании во время приема пищи;  Обогащение представлений о предметах, встречаемых в повседневной жизни. Решение задач предполагает реализацию следующих направлений работы: 1) Ознакомление детей с различными предметами, используемыми в повседневной жизни; 2) Создание условий для самостоятельного обследования предметов (игровых, бытовых), находящихся в зоне микропространства;
3) Побуждение детей к самостоятельной ориентировке за столом во время игровой деятельности и приема пищи.


В раздел образования