Напоминание

Развитие связной речи в процессе восприятия произведений живописи


Автор: Селифонова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МКОУ "СОШ ст.Екатериноградской"
Населённый пункт: КБР, Прохладненский р-н, ст.Екатериноградская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие связной речи в процессе восприятия произведений живописи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совершенствование связной речи – одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Успешное её решение позволит обеспечить более высокий уровень подготовки детей к школе. Одна из задач дошкольного воспитания – развитие мышления и речи. Этой цели служит, главным образом, обучение детей различным видам рассказывания, и, прежде всего, творческому, способствующему формированию различных сторон личности ребёнка. Обучение детей связной речи нуждается в дальнейшем совершенствовании. К этому приходят и авторы, занимающиеся изучением проблемы, связанной с развитием связной речи дошкольников: О.С.Ушакова, Н.Ф. Виноградова, М.М. Алексеева, В.И.Яшина и др. Психолого- педагогические исследования подтверждают, что к совершенствованию процесса обучения детей дошкольного возраста ведёт не один какой-нибудь путь, а совокупность средств, улучшающих методы обучения. Неоценимую роль в развитии связной речи дошкольников играют занятия по ознакомлению с произведениями живописи. В процессе ознакомления дошкольников с произведениями живописи мы решаем одновременно несколько задач:  воспитание интереса к данному виду искусства,  формирование умения понимать и эмоционально откликаться на содержание картины,  развитие образной речи. Решение задач по развитию речи осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни. В содержании предварительной работы мы предусмотрели чтение художественных произведений, сюжет которых созвучен теме картины, также включили задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, формированию монологической речи. Чтение художественных произведений и краткая беседа помогает дошкольнику быстрее «войти» в содержание картины, пополняют его словарь. Рассматривание картины на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитет, синоним, сравнение. Активизация словаря в этом направлении способствуют словесные игры и упражнения. Например, перед рассматриванием
картины Н. Куприянова «Золотая осень» провели упражнение «Подбери слово, отвечающее на вопрос,
какой
? ,
какое?
(Небо - бездонное, глубокое, безбрежное, ослепительно синеющее, зовущее вдаль) Художник не только отражает предметы и явления окружающего мира, но и передаёт в своем произведении определённое настроение. Чтобы помочь ребёнку словесно выразить это настроение, использовали упражнения типа «Узнай о ком (о чём) рассказываю» (разноцветный, золотой, пестрый, душистый – луг) Что можно сказать о берёзках? (Стройные как свечки, белоствольные, надели красивые золотые сарафаны) Восприятие произведений пейзажа требует от детей умения логично и связно высказывать свои впечатления о картине. Основным приёмом развития монологической речи является рассказ. В ходе предварительной работы мы использовали его в различных ситуациях. Так перед рассматриванием картины Левитана «Золотая осень», проводили целевые прогулки в парк, экскурсию на луг, на реку. Затем предлагали нарисовать все увиденное. Были и домашние задания: «Нарисуйте то, что вы видите, идя в детский сад». Из этих совместных работ детей и родителей мы в группе сделали выставку. По мнению В.С. Мухиной, детские рисунки дают возможность судить о духовной направленности, интересах, нравственных и эстетических критериях ребёнка. Задание типа «Понаблюдай и нарисуй» помогает нам корректировать представления дошкольников о таких духовных ценностях, как доброжелательность, забота, внимание. Активная роль принадлежит педагогу в развитии речи детей и в процессе самого занятия по ознакомлению с живописью. Здесь мы используем различные приёмы:  искусствоведческий рассказ воспитателя;  приём мысленного создания детьми собственной картины;  приёмы «вхождения» в картину,  воссоздание событий, предшествующих и последующих изображённым на картине;  рассказ – образец личностного отношения педагога к содержанию картины.  Искусствоведческий рассказ имеет следующую структуру:
 сообщение названия картины и фамилию художника;  рассказ, о чём написал картину художник;  что самое главное в картине (её композиционный центр)  и как это представлено (цветом, расположением);  что изображено вокруг главного и как с ним соединено (установление связи между содержанием картины и средствами его выражения);  о чем думается, вспоминается, глядя на эту картину. Использование искусствоведческого рассказа помогает формировать связную образную речь дошкольников, дифференцировать в сознании детей такие понятия, как «тема» (о чём картина), «содержание» (что изображено), «выразительные средства» (как выражено). Приём мысленного создания собственной картины с таким же названием, что и картина художника, приобщает ребёнка к самостоятельному творческому мышлению, учит понимать зависимость между содержанием и формой произведения, точно излагать свои мысли. Этот приём целесообразнее использовать после приобретения детьми опыта рассматривания картин на основе искусствоведческого рассказа педагога и подробных вопросов. Мы предлагаем детям мысленно создать свою картину по определённому плану:  Расскажи, о чём будет картина?  Что в ней ты выделишь?  Как это будет изображено?  Что будет вокруг главного, на каком фоне и какими красками изображено? и т.д. Это научит ребёнка анализировать, сравнивать, обобщать, последовательно излагать свои мысли. В процессе ознакомления детей с произведением живописи оправдывает себя приём – «вхождение» в картину, описание событий, предшествующих и последующих изображённым. Использование этого приёма связано с созданием у детей эмоционального настроения перед «вхождением» в картину, с определённого рода установками на развёрнутое выразительное рассказывание. Например, при ознакомлении с картиной Н. Куприянова «Золотая осень», я им предлагаю мысленно перенестись на золотой луг, где белоствольные берёзы стоят в хороводе и послушать что же там происходит (фонограмма «Звуки леса»). Закройте глаза и представьте, что бы здесь происходило. Что вы слышите?
Таким образом, мы нацеливаем детей на создание связного выразительного рассказа определённой структуры. Произведение живописи воспринимается не только на уровне логических умозаключений и суждений о его содержании и средствах выразительности, но и на уровне личностного эмоционального отношения. Дети могут выбрать понравившуюся картину, но чаще всего не могут объяснить, чем она понравилась. Чтобы помочь детям разобраться в этом, мы использовали рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Такой рассказ имел определённую последовательность: картина какого художника понравилась и как она называется; о чем эта картина; какое в ней передано настроение; что особенно понравилось в картине; какие возникают чувства, мысли, настроение, когда смотришь на нее. Рассказ – образец личностного отношения педагога побуждает ребёнка искать в картине что-то своё, желание высказывать это в форме небольшого рассказа. Закрепление умений эмоционально, образно высказывать суждения о картине, о форме развёрнутого рассказа осуществлялось в процессе дидактических игр. Мы использовали их на занятиях и в свободное время, но после того как дети научились детально рассматривать художественные произведения, воспринимать в целом их настроение, основной колорит, высказывать личностное отношение к ним. Важную роль в овладении ребенком навыками связной речи играют дидактические игры.
Дидактическая игра «Художественный салон»

Цель:
1. Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя средства выразительности речи. 2. Развивать монологическую речь детей. Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» картины и покупают понравившиеся.
Правила игры:
Ребёнок покупает картину, если рассказал о ней по следующему плану: название картины,
цель приобретения (в подарок маме, дедушке, товарищу на день рождения, для украшения комнаты); о чём она рассказывает; какое в ней передано настроение; как художник показал в ней главное; почему она понравилась. Для рассказа отводится определённое время. Выигрывает тот, кто купил большее количество картин.
Дидактическая игра «Выставка картин».

Цель:
1. Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя средства выразительности речи. 2. Развивать монологическую речь детей. Двое детей оформляют из предложенных им репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, выставку – красиво размещают на доске. Остальные ребята продумывают рассказ экскурсовода по следующему плану: по какому принципу размещены картины (по теме, по жанру и т.д.) какая картина понравилась и почему; что особенно красиво показал художник в этой картине, и каким образом (цветом, композицией и др.)
Правила игры:
Тот, кто красиво расположил картины (симметрично или асимметрично) кто, верно, подобрал их по теме, жанру или цветовому сочетанию, получает значок «Лучший оформитель». Тот, кто составил интересный, последовательный рассказ по картине (в соответствии с предложенным планом), а также верно ответил на вопросы детей, получает значок «Лучший экскурсовод. Тот, кто задавал самые интересные вопросы на выставке, получает значок «Лучший зритель». Дидактические игры повышают интерес детей к живописи, формируют умение «Читать» картину, анализировать её, учат подыскивать эпитеты и сравнения при высказывании собственных суждений. Самый сложный вид сочинения – сочинение рассказов по пейзажной картине. Хотя здесь есть наглядная опора, однако построить сюжетный рассказ по пейзажной картине и при этом использовать
различные выразительные средства детям довольно трудно. Успешно выполнить задание они могут, только имея значительный опыт в составлении других видов творческих рассказов. Таким образом, овладение творческим рассказыванием обеспечивается в процессе определённой системы обучения. Системное обучение предусматривает не только усвоение, но и осознание, как структуры рассказа, так и выразительных средств и их творческое применение в сочинениях. На пятом году жизни ребёнка появляется сложная форма связной речи – «сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном» (Д.Б. Эльконин). Именно в этом возрасте в детских садах проводят специальные занятия по обучению рассказыванию. детей учат описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание сюжетной картины, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки. Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов – монологов. Однако разумнее начинать обучение рассказыванию с занятий по описанию игрушек, предметов, растений, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Проведённая работа ещё раз показала: решение педагогических задач при ознакомлении дошкольников с живописью тесным образом переплетается с решением задач по развитию образной связной речи. Среди многообразия средств обучения мы выделяем пропедевтическое обучение элементам композиции и выразительным средствам раскрытия образа, затем применение различных видов творческих рассказов в определённой дидактической последовательности и, наконец, использование различных мотивов в обучении детей творческому рассказыванию. Хочется остановиться на некоторых путях комплексного решения проблемы обучения творческому рассказыванию и выработки в этом определённой системы.
На первом этапе
уточнялись сложившиеся у детей в средней и старшей группах представления о структуре рассказа и, на примере рассказа воспитателя, детям разъяснилось, как можно начать рассказывать, как развить сюжет и чем закончить рассказ. На этом же занятии ребятам было предложено составить часть рассказа, описывающую берёзы стоящие на левом и правом берегу реки. на втором занятии дети описывали берёзы стоящие на золотом луге, реку. На третьем - обучались описанию неба и облаков, настроения.
Цель четвёртого занятия состояла в том, чтобы научить детей описывать природу всей картины. На этом подготовительном этапе мы стремились обогатить детские сочинения выразительными средствами, используя которые ребёнок мог бы передавать полнее образы, их поведение и раскрывать замысел, идею творческих рассказов. Основное внимание было уделено осознанию выразительных средств раскрытия образа.
На втором этапе
эксперимента, который проводился в течение октября, ноября, дети обучались умению сочинять рассказы на заданную тему. Были использованы схемы и модули, что помогало детям составлять разные типы предложений.
На третьем этапе
дети придумывали рассказы по таким пейзажным картинам: «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» Н. Куприянова. Придумыванию рассказов по картинам на выбор. Одновременно с обучением рассказыванию по пейзажным картинам проводились и занятия, на которых дети закрепляли навыки в сочинении рассказов на тему и по литературному образцу. Предусматривалась связь и с другими видами рассказывания, пересказом литературных текстов, рекомендованных для детей старшей группы. В процессе такой взаимосвязи различных занятий, способствующих развитию связной речи, у детей формировалось понимание заданий разного характера: составить рассказ, придумать рассказ, сказку, пересказать текст и т.д. Как уже говорилось, на первом занятии дети участвовали в разборе образца рассказа воспитателя и обучались умению описывать то или иное место. Например: Педагог: «Дети, вы будете учиться придумывать рассказы. У каждого рассказа есть начало, в котором можно говорить о том, где происходили события: в лесу, на реке, в цирке или в каком-то другом месте; можно рассказать, какая погода, природа. По ходу рассказа можно описать героя: как он выглядит, во что одет, что он делает, с кем встречается или что с ним случилось. В конце рассказа можно показать, чем кончаются события, что стало с героем. А можно и по- другому придумать рассказ. Начать с описания героя, показать, какое у него было настроение. Послушайте, я сейчас прочитаю вам
несколько рассказов, а вы обратите внимание, как они по- разному построены…» Цель следующего занятия состояла в том, чтобы научить детей описывать природу и место действия, а также строить рассказ, включая в него усвоенные ранее элементы рассказа и выразительные средства. Об умении достаточно самостоятельно пользоваться выразительными средствами свидетельствуют детские рассказы.


В раздел образования