Первостепенность семьи в формировании личности ребёнка.
Автор: Михайлюкова Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №44"Золушка Населённый пункт: город Старый Оскол,Белгородская область Наименование материала: Статья Тема: Первостепенность семьи в формировании личности ребёнка. Раздел: дошкольное образование
Первостепенность семьи в формировании личности ребенка
Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она
формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности,
систему ценностей и модели нравственного поведения.
Т.А. Куликова определяет приоритетную роль семьи в воспитании и
развитии ребёнка в том, что родители выступают для него «эмоциональным
тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и
безусловном
принятии».
С
такой
позиции
взаимодействие
педагога
с
родителями
должно
быть
направлено
в
первую
очередь
на
укрепление
эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных
родительско-детских отношений.
Е.П. Арнаутова отмечает, что содержание взаимодействия детского сада
с
семьей
не
должно
дублировать
формы
и
методы
общественного
воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание,
развитие
и
социализацию
дошкольника». Семья
является
источником
и
опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и
прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между
людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть
и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
С . А .
Ко з л о в а отмечает,
что
современная
наука
располагает
многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для
развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания,
поскольку
оно
дает
ребенку
всю
гамму
чувств,
широчайший
круг
представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни
с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или
школе .
С точки зрения Т.А. Фалькович каждый последующий воспитатель
оказывает
на
ребенка
меньшее
влияние,
чем
предыдущий.
Уникальность
домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой
значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и
психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей,
присущие
им
в
первые
годы
жизни,
которые
обусловливают
их
максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению.
К
таким
особенностям
относятся
пластичность
высшей
нервной
и
психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность.
Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных
потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых
впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в
признании и любви.
В.С. Мухина отмечает, что с первых дней жизни ребенка окружает мир
людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая
обстановка
благоприятны
для
развития
ребенка
с
момента
рождения.
У
оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в
условия
дома
ребенка
малыша
снижается
общий
психический
тонус,
ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат,
тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от
родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в
учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его
психического развития.
Как
показывают
психолого-педагогические
исследования
Н.А.
Виноградовой, из всего многообразия окружающего мира, который так или
иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг
общения». В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые
удовлетворяют
потребность
малыша
быть
защищенным,
любимым
и
эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю
жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оценивать своих самых-самых
родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими
разные
аспекты
личности
человека:
«Мама
требовательная,
но
добрая»,
«Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все на свете знает». А на
пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке
чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка
готов очень рано: еще в доречевой период. И если малыш - желанный и
любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным
воздействиям
он
особенно
чувствителен.
И
напротив,
оказывается,
что
ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам
«чужой» тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой
группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение
друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет
самое авторитетное - «Так мама сказала!», «Так велел папа».
Как
показывают
психолого-педагогиче ские
и с с л ед о ва н и я
Л.Р.
Болотиной
в
качестве
первого
и
очень
важного
фактора,
который
определяет
особую
значимость
семейного
воспитания
в
формировании
личности
ребенка,
делает
его
приоритетным
по
сравнению
с
другими
воспитательными
институтами
(детский
сад,
школа,
детский
дом
и
др.),
ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного
воспитания.
Оно
строится
на
кровном
родстве,
и
его
«проводниками»
являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность,
доверие, нежность) детей к родителям .
Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность,
силу,
стойкость
семейного
воспитания.
В
исследовании
Т.А.Марковой
находим обоснование еще двух факторов:
- постоянство и длительность воспитательных воздействий матери,
отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их
повторяемость из дня в день;
-
наличие
объективных
возможностей
для
включения
детей
в
бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
Т.А.
Репина отмечает,
что,
будучи
малой
группой,
своего
рода
«микрокосмом»,
семья
наиболее
полно
соответствует
требованиям
постепенного
приобщения
ребенка
к
социальной
жизни
и
поэтапного
расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не
однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены
различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и
женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа - врач, бабушка -
педагог, дедушка -биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее
широко
проявлять
свои
возможности,
быстрее
и
полнее
реализовать
потребности .
Таким образом, современная наука располагает данными о том, что
семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни
человека, в качестве первого и очень важного фактора, который определяет
особую
значимость
семейного
воспитания
в
формировании
личности
ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными
институтами (детский сад, школа, детский дом и др.).