Напоминание

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.


Автор: Белокопытова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Семицветик" Старооскольского городского округа
Населённый пункт: г.Старый Оскол, Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста. Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.
Основная работа заключается в работе с детьми
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.
1. Игры-потешки
"Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения. "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Пальчиковый театр

Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в его видах. 1. Театр «топотушек» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по горизонтальной поверхности (стол, лист бумаги и т.д.). Театр «топотушек» целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками. Дети учатся выполнять движения указательным и средним пальчиками. Работа осуществляется только с одной рукой. 2. Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью перчаточных кукол. Перчаточный театр также уместно включать в работу с детьми младшего дошкольного возраста. В рамках работы решаются задачи на координацию движений пальцев рук, осуществляется работа по развитию движений всех пальчиков, умений совершать различные движения (делать пальцы веером, сжимать в кулак, собирать в щепоть, прижимать к ладони большой палец, совершать вращательные движения кистью руки, сжимать и разжимать пальцы в кулак). 3. Театр пальчиков – собственно рассматриваемый в данном исследовании пальчиковый театр, в котором театральный сюжет разыгрывается посредством пальчиковых кукол. Театр пальчиков также возможно использовать в работе с младшими дошкольниками, но только с теми, у которых хорошо развиты такие показатели как кинетический и кинестетический праксис, динамический аспект движений и зрительно-моторная координация. 4. Теневой театр – очень яркий и зрелищный вид пальчикового театра, в котором движения рук человека, находящегося за ширмой с источником света, создают причудливые изображения. Целесообразно использовать в работе со средними и старшими дошкольниками. У младших дошкольников еще недостаточно развиты умения координировать, синхронизировать и последовательно выполнять движения обеими руками, задействуя как пальчики, так и кисти рук. 5. Театр марионеток или театр низовых кукол, представляет собой более сложную разновидность пальчикового театра. Куклы-марионетки управляются кукловодом, в руках которого находятся специальные нити, с помощью которых осуществляется управлением движением кукол. Самый сложный вид театра, который применяется в работе со старшими детьми и дошкольниками подготовительной группы. Знакомить детей с пальчиковым театром можно с 3 лет. Воспитатели показывают детям небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят дети за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. В театре теней сначала исполнители – взрослые, потом, дети непременно хотят попробовать роль актеров. С детьми разучиваются различные изображения птиц, животных, и др. персонажей путем складывания определенным образом пальцев. К концу года дети, накопив определённый опыт, пытаются
самостоятельно участвовать в пальчиковом представлении. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Интересный материал для занятий пальчиковыми играми представлен в книге А.Е. Белой «Пальчиковые игры», в которую включены игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребенка. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструированием и др. Составление фигурок из счетных палочек также может быть отнесено к разновидности пальчиковых игр, которые включаются в содержание работы по математическому развитию детей. Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а также речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех- пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.


В раздел образования