Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
Автор: Белокопытова Светлана Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 "Семицветик" Старооскольского городского округа Населённый пункт: г.Старый Оскол, Белгородская обл. Наименование материала: статья Тема: Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный
опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает
представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими
стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны
быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим
средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику
руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая
моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше
двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему
человека.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев». Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре
головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в
формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь
ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и
один из вариантов радостного общения.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего
возраста.
Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение
имеет движения пальцев и кистей рук.
Основная работа заключается в работе с детьми
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и
определили назначение.
1. Игры-потешки
"Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик -
дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли
гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может
выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в
каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Пальчиковый театр
Последовательность усложнения постановок для пальчикового театра представлена в
его видах.
1. Театр «топотушек» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые
куклы надеваются на детские пальчики, совершающие «топающие» движение по
горизонтальной поверхности (стол, лист бумаги и т.д.).
Театр «топотушек» целесообразно использовать в работе с младшими дошкольниками.
Дети учатся выполнять движения указательным и средним пальчиками. Работа
осуществляется только с одной рукой.
2. Перчаточный театр, в котором разыгрываемые пьесы осуществляются с помощью
перчаточных кукол. Перчаточный театр также уместно включать в работу с детьми
младшего дошкольного возраста. В рамках работы решаются задачи на координацию
движений пальцев рук, осуществляется работа по развитию движений всех пальчиков,
умений совершать различные движения (делать пальцы веером, сжимать в кулак,
собирать в щепоть, прижимать к ладони большой палец, совершать вращательные
движения кистью руки, сжимать и разжимать пальцы в кулак).
3. Театр пальчиков – собственно рассматриваемый в данном исследовании
пальчиковый театр, в котором театральный сюжет разыгрывается посредством
пальчиковых кукол. Театр пальчиков также возможно использовать в работе с
младшими дошкольниками, но только с теми, у которых хорошо развиты такие
показатели как кинетический и кинестетический праксис, динамический аспект
движений и зрительно-моторная координация.
4. Теневой театр – очень яркий и зрелищный вид пальчикового театра, в котором
движения рук человека, находящегося за ширмой с источником света, создают
причудливые изображения. Целесообразно использовать в работе со средними и
старшими дошкольниками. У младших дошкольников еще недостаточно развиты
умения координировать, синхронизировать и последовательно выполнять движения
обеими руками, задействуя как пальчики, так и кисти рук.
5. Театр марионеток или театр низовых кукол, представляет собой более сложную
разновидность пальчикового театра. Куклы-марионетки управляются кукловодом, в
руках которого находятся специальные нити, с помощью которых осуществляется
управлением движением кукол. Самый сложный вид театра, который применяется в
работе со старшими детьми и дошкольниками подготовительной группы.
Знакомить детей с пальчиковым театром можно с 3 лет. Воспитатели показывают
детям небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: хорошо
всем знакомый театр картинок (фланелеграф), театр петрушек, в котором заняты
перчаточные куклы. С большим удовольствием следят дети за движущимися на ярко
освещённом экране фигурами. В театре теней сначала исполнители – взрослые, потом,
дети непременно хотят попробовать роль актеров. С детьми разучиваются различные
изображения птиц, животных, и др. персонажей путем складывания определенным
образом пальцев. К концу года дети, накопив определённый опыт, пытаются
самостоятельно участвовать в пальчиковом представлении. Это стремление
необходимо поддерживать, развивать и укреплять.
Интересный материал для занятий пальчиковыми играми представлен в книге
А.Е. Белой «Пальчиковые игры», в которую включены игры для развития мелкой
моторики пальцев рук ребенка. Это занятия с пластилином, бумагой, крупой,
природными материалами, нитками, конструированием и др.
Составление фигурок из счетных палочек также может быть отнесено к
разновидности пальчиковых игр, которые включаются в содержание работы по
математическому развитию детей.
Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а также
речи, памяти, внимания, мимики детей и учат общению.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи,
необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности.
Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует
подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают
работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и
творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев
способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное
влияние на речь ребенка.
Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит
от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а
прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-
пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь
взрослого.
Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а
также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и
эмоционального.