Автор: Костяева Екатерина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №78 Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: конспект Тема: нетрадиционное рисование "Ветка Рябины" Раздел: дошкольное образование
Описание материала : Осень это очень яркая и красивая пора, ни в одно из
времен года мы не встретим столько красок. Хочется надолго запомнить эту яркую
картину, а особенно красива Рябина. Она, словно молодая девушка, накинула на
плечи красивый платок из ягод – бусинок. Я предлагаю вам конспект занятия для
дошкольников
среднего
возраста
(4-5
лет).
Занятие
получается
интересным,
загадочным, ярким. Дети с удовольствием выполняют работу, вносят свою частичку
тепла и внимания к птицам, прилетающим к нам зимой на рябинку. Занятие знакомит
детей с деревом - Рябиной, материал будет полезен воспитателям средних групп
Конспект занятия по рисованию в средней группе,
нетрадиционная техника выполнения на тему «Ветка
рябины»
Цель:
- освоить новую технику рисования – прикладывание
- учить детей анализировать иллюстрации, выделять главное, умение описывать
по плану
- познакомить с зимующими птицами, учить заботиться о птицах зимой
- развивать мелкую моторику рук
Материалы для занятия :
- шаблоны веточек рябины,
- иллюстрации «Ветка рябины»,
- иллюстрация «Птицы на рябине»,
- карандаши, красная гуашь,
- шаблоны дерева и птиц,
- фонограмма «Звуки птиц в лесу»
Ход занятия
Воспитатель :
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Воспитатель: Словно девушка молодая, стоит рябина в своем осеннем одеянии,
накинула на плечи платок разноцветный, да надела ярко красные бусы из ягод.
Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. У меня здесь изображены веточки
рябины, давайте их рассмотрим…( фото №1)
Воспитатель: Каким цветом веточки на ней? (зеленые, желтые)
Воспитатель : Каким цветом ягоды? (красные)
Воспитатель : Какой они формы? (круглые)
Воспитатель : Как ягоды располагаются? (близко друг к другу, образуя грозди)
Воспитатель: Зимой когда на улице холодно и голодно, на рябину прилетают
разные зимующие птицы, давайте посмотрим какие?
(Показ иллюстрации «Птицы на рябине»)
Воспитатель: Каких птиц вы знаете? (снегири, дятел, синица, воробей, клест)
Воспитатель: Ребята помните, что зима суровая, холодная и птицы под снегом,
не могут найти себе корм, не забывайте зимой их подкармливать!
Воспитатель: Сегодня мы попробуем нарисовать гроздья рябины, с помощью
гуаши и карандаша, необычным способом, прикладыванием карандаша
(Показ выполнения работы)
Воспитатель : А чтобы работа получилась красивой, мы немного отдохнем и
приступим к выполнению задания
Физминутка : Осень в гости к нам пришла, (ходьба на месте)
Дождь и ветер принесла,( вращения руками)
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает, (хлопки над головой)
Листья по ветру кружатся, (покрутится вокруг себя)
И под ноги нам ложатся,
Ну, а мы гулять пойдем все листочки соберем. (наклоны вперед)
(Предложить детям пройти за столы для выполнения работы)
(Индивидуальный показ, корректировка действий)
Воспитатель : Ребята, на нашей доске есть дерево, но оно не веселое, давайте с
помощью наших гроздей рябинок, которые мы изготовили, украсим его и оживим
(фото №6-7)
(Звучит фонограмма «Звуки птиц в лесу», воспитатель уходит за дверь, и вносит
макеты птиц, украшает ими дерево)
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на рябину прилетели гости, поклевать наших
ягод, они нас благодарят за вкусное угощение…
Задачи
: 1.
Закреплять
навыки
детей
по
нетрадиционной
технике
рисования
отпечаток
ладошкой
,
рисование
пальчиками
,
развивать
чувство
композиции
.
2.
Воспитывать
эстетически
-
нравственное
отношение
к
морским
животным
через
изображение
их
образов
в
нетрадиционных
техниках
.
3.
Развивать
графические
навыки
,
моторику
рук
.
Нетрадиционные
техники
:
Печать
ладошкой
,
рисование
пальчиками
.
Предварительная
работа
:
Беседа
о
море
,
как
среде
обитания
разных
морских
животных
и
растений
.
Рисование
в
технике
печать
ладошкой
: «
Птичка
», «
Тюльпан
», «
Рыбка
»,
морское
дно
.
Материалы
и
оборудование
:
Банки
с
водой
,
поваренная
соль
,
два
яйца
.
Листы
с
морским
фоном
,
гуашь
в
тарелочке
(
зеленая
,
желтая
,
оранжевая
);
гуашь
в
палитре
(
розовая
,
белая
,
черная
);
салфетки
влажные
.
Презентация
с
морской
тематикой
,
изображения
дельфина
,
ската
,
морской
звезды
,
морской
черепахи
,
акулы
,
осьминога
,
иллюстрации
к
рассказу
«
Семья
осьминожков
»;
Музыкальное
сопровождение
Сен
-
Санс
«
Аквариум
».
Ход
занятия
:
-
Ребята
,
здравствуйте
.
Сегодня
я
предлагаю
вам
отправиться
в
морское
путешествие
.
А
для
этого
нам
надо
переодеться
в
настоящих
моряков
(
одеваю
бескозырки
,
морские
воротнички
)
и
скорее
занимайте
свои
места
на
подводной
лодке
.
Включается
проектор
со
слайдами
изображением
моря
-
Ребята
,
посмотрите
на
картинку
.
Что
на
них
изображено
? (
море
)
-
Море
какое
? (
глубокое
,
сильное
,
огромное
)
а
еще
какое
оно
?
Правильно
соленное
.
Поэтому
в
море
легче
учиться
плавать
,
потому
что
соль
выталкивает
нас
на
поверхность
,
а
давайте
мы
это
проверим
так
ли
это
.
Эксперимент
Эффект
«
Моря
»
Понадобится
мелкая
соль
,
большая
емкость
,
сырое
яйцо
и
вода
.
Заполним
посуду
до
половины
водой
,
аккуратно
опустим
яйцо
в
воду
–
оно
утонет
и
останется
лежать
на
дне
.
Теперь
достанем
из
воды
яйцо
,
насыпаем
порядка
10
чайных
ложек
соли
размешиваем
до
полного
растворения
и
снова
погружаем
яйцо
в
воду
.
На
этот
раз
яйцо
всплывет
на
поверхность
.
Наш
эксперимент
доказал
,
что
в
море
легко
учиться
плавать
,
потому
что
оно
саленное
,
а
соль
держит
нас
на
поверхности
.
А
теперь
мы
с
вами
будем
погружаться
в
море
на
нашей
подводной
лодке
.
-
Там
в
глубине
,
в
пучине
вод
живет
большой
скат
,
морская
звезда
,
большая
морская
черепаха
и
благородные
дельфины
,
и
хищница
акула
,
и
необыкновенный
осьминог
.
Я
вам
хочу
рассказать
одну
историю
,
которая
произошла
в
одной
семье
осьминогов
: (
картинка
семьи
осьминогов
)
Жил
осьминог
со
своей
осьминожкой
А
папа
за
детишками
остался
наблюдать
И
было
у
них
осьминожков
немножко
Их
надо
было
разбудить
,
одеть
,
умыть
и
накормить
Все
они
были
разного
цвета
:
И
вывести
гулять
.
Первый
зеленый
,
второй
фиолетовый
Только
мама
за
порог
Третий
,
как
спелая
ягода
красный
Малыши
с
кроваток
скок
Словом
не
дети
,
а
тюбики
с
краской
.
Поменяли
все
цвета
Но
была
у
детишек
плохая
черта
,
Стали
цветом
как
вода
.
Они
как
хотели
,
меняли
цвета
Папа
деток
своих
ищет
Каждый
мог
сделаться
цвета
любого
,
Папа
ползает
по
днищу
От
темно
красного
до
голубого
.
Нет
ребят
–
беда
,
беда
Вот
однажды
камбала
маму
в
гости
позвала
,
И
кругом
одна
вода
.
Чтобы
с
ней
на
глубине
поболтать
наедине
.
Бедный
папа
загрустил
Мама
рано
поднялась
,
мама
быстро
собралась
Нет
у
папы
больше
сил
.
-
Ребята
,
папа
какой
? (
грустный
,
невеселый
,
расстроенный
)
-
Что
случилось
у
папы
осьминога
? (
он
потерял
своих
ребят
)
-
Давайте
поможем
папе
осьминогу
найти
своих
деток
.
Поможем
?
Нам
ребята
,
предстоит
раскрасить
осьминожков
,
чтобы
папа
смог
их
найти
.
Наши
ручки
нам
уже
много
раз
помогали
.
Что
мы
рисовали
при
помощи
наших
ладошек
? (
рыбку
,
тюльпан
,
птичку
).
А
сегодня
я
покажу
вам
как
ладошками
нарисовать
осьминожков
.
Но
прежде
чем
приступить
к
работе
нам
надо
сделать
морскую
зарядку
.
Физминутка
.
В
море
быстро
мы
спустились
,
Наклонились
и
умылись
,
Раз
,
два
,
три
,
четыре
,
Вот
как
славно
освежились
.
А
теперь
поплыли
дружно
,
Делать
так
руками
нужно
.
Две
ладошки
прижму
И
по
морю
поплыву
,
Две
ладошки
,
друзья
,
Это
лодочка
моя
.
Паруса
подниму
И
по
морю
поплыву
.
А
по
бурным
волнам
Плывут
рыбки
тут
и
там
.
Молодцы
присаживайтесь
на
свои
мета
.
Перед
вами
лежат
тарелочки
с
краской
у
каждого
своя
краска
,
покажите
мне
свою
ладошку
,
а
теперь
окуните
свою
ладошку
в
тарелочку
,
вся
ладошка
должна
поместиться
в
краске
.
Теперь
этой
ладошкой
мы
ставим
печать
на
листочке
.
Вытрем
как
следует
ладошки
об
салфеточку
.
Перевернем
листок
пальчиками
вниз
.
Вот
такие
у
нас
получились
осьминожки
!
А
теперь
покажите
мне
большой
пальчик
.
Этот
большой
пальчик
на
палитре
окунаем
в
белую
краску
и
ставим
два
глаза
.
Вытираем
пальчик
об
салфеточку
.
А
сейчас
погрозите
мне
своим
указательным
пальчиком
.
Вот
так
!
Окуните
свой
пальчик
в
краску
розовую
.
Поставим
печать
вот
здесь
–
это
будет
носик
.
А
теперь
покажите
мне
самый
маленький
пальчик
на
вашей
ручке
-
мизинчек
.
Окунем
его
в
черную
краску
и
оживим
глазки
.
Поставим
печать
прямо
в
белые
кружочки
.
Вот
теперь
осминожки
посмотрели
на
нас
своими
глазками
.
Вот
ребята
,
осминожков
мы
нашли
,
ну
вот
они
и
очутились
дома
.
(
меняю
картинку
грустного
папы
на
веселого
)-
Посмотрите
ребята
,
а
папа
осьминог
улыбается
.
Теперь
папа
какой
? (
веселый
,
счастливый
,
радостный
).
А
вот
и
мама
вернулась
,
посмотрела
-
все
в
порядке
и
улыбнулась
(
выставляю
картинку
мамы
).
Тише
ребята
!
Мне
кажется
папа
нам
что
-
то
говорит
(
прислушиваемся
),
ребята
,
папа
говорит
вам
большое
спасибо
за
помощь
.
Ну
а
теперь
нам
пора
возвращаться
на
сушу
но
для
этого
нам
надо
выполнить
еще
одно
морское
задание
нам
надо
показать
обитателей
морского
дна
Игра
«
Море
волнуется
,
раз
»
Дети
садятся
на
подводную
лодку
(
на
стулья
)
и
появляется
картинка
суши
.
А
я
ребята
вам
скажу
,
вы
не
только
настоящие
художники
,
вы
еще
и
молодцы
,
вы
сегодня
совершили
хороший
поступок
-
помогли
папе
найти
своих
деток
.
Спасибо
вам
ребята
.
Муниципальное дошкольное образование учреждение г.о. Балашиха
детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка»
открытого занятия по нетрадиционной технике рисования
отпечаток ладошкой и рисование пальчиками
средняя группа
Подготовила и провела
Воспитатель
:
Панова
К
.
В
.
Март 2013 г.
На пятом году жизни ребенок активно развивается и растет.
Как правило, проявляется стремление к самостоятельности, когда ребенку необходимо делать
что-то самому, без помощи взрослого. Также возникает и развивается умение планировать свои
действия, создавать и воплощать определенный замысел. Но самое главное, развиваются
продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная. Наряду с этим идет активное
развитие воображения. Тогда как ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтает, он способен
создавать целые миры на бумаге или в своей голове. Поэтому немаловажное значение на данном
возрастном этапе следует уделять именно развитию творческих способностей детей, а именно
рисованию, потому как в рисуя у ребенка включается мышление, он фантазирует, представляет
свои образы и сюжеты. Совершенствуются и технические навыки творческой деятельности.
Одной из задач программы обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста по
разделу «Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное
творчество» является формирование умений и навыков собственной изобразительной,
декоративной деятельности, в том числе развитие изобразительно-выразительных умений,
освоение изобразительных техник, формирование технических умений. Учитывая тот факт, что
планирование включает лишь формирование умения работать кистью, возникает вопрос о
внедрении методики рисования нетрадиционными способами в процесс обучения не отходя от
программы, то есть в свободное от специально-организованной деятельности
время. Нетрадиционные техники рисованияформируют у детей не только технические навыки
рисования, но учат создавать их свои неповторимые образы, повышают интерес к рисованию,
развивают воображение и творческие способности. Овладение нестандартными способами
искусства побуждает детей к творческим поискам, развивает чувство цветовосприятия,
композиции.
Нетрадиционные техники рисования используют на сегодняшний день все чаще как в дошкольных
учреждениях, так и для развития творческих способностей детей в домашних условиях. Все
потому, что искусство изображать не основываясь на традиции, выглядит более оригинально и
неординарно. И своеобразные, необычные способы рисования увлекают и восхищают детей,
развивая тем самым творческий потенциал каждого ребенка. Поскольку дети отражают свои
впечатления об окружающей действительности в изодеятельности, такой вид творчества носит
развивающий характер.
В современном развитом информационном пространстве можно найти великое множество техник
нетрадиционного рисования. Среди них самые распространенные рисование методом тычка,
рисование пальчиками, кляксография, набрызг, раздувания краски, оттиск печатками из
картофеля и других овощей и фруктов, техника выполнения витражей (клеевые картинки),
шаблонография.
При выборе той или иной техники для использования в своей работе прежде всего учитывала
возрастные возможности детей группы, а также хотелось выбрать самый необычный способ
отображения предметов и окружающей среды, оригинальный и неповторяющийся, но в то же
время отличающиеся своей простотой и доступностью . Одним из таких способов является, на
мой взгляд, рисование манной крупой.
Рисованию манной крупой развивает творческую фантазию, самостоятельность в составлении
композиции из знакомых элементов, мелкую моторику пальцев рук, что является актуальным на
данном этапе развития ребенка, а также воспитывает аккуратность, эстетичность.
Конспект занятия
Задачи:
Образовательные : формировать умения рисовать манной крупой; наносить рисунок по
всей поверхности, наносить клей, ;
Развивающие: развивать творческие способности детей, воображение и восприятие
окружающего мира. Развивать мелкую моторику рук,
Воспитательные: воспитывать доброе и нежное отношение к домашним животным,
воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение ее старательно выполнять.
Предварительная работа: рассматривание с детьми картинок с изображением кошки. Чтение —
С.Маршак «Усатый – полосатый», заучивание потешек про кошку.
Оборудование и материал : фланелеграф, картинки с изображением кошки, картон белого цвета,
клей ПВА, розетки для манной крупы, розетки для клея, гуашь, кисточки для краски, стаканчики,
салфетки.
Ход занятия:
Дети заходят садятся на места, здороваются.
Воспитатель: Кошка спит ей сняться мыши, не будите! Тише, тише! Пусть поспит и помечтает,
пусть во сне мышей гоняет! Мы сегодня с вами будем рисовать, как вы уже догадались….. (на
фланелеграфе изображение спящей кошки, заранее выполненной воспитателем как образец).
Дети: Кошку!
Воспитатель: Правильно, кошку. А кошка животное домашнее или дикое? Почему?
Дети: Домашнее, потому что живет дома.
Воспитатель: А давайте попросим тех ребят у которых есть дома кошка, рассказать нам про нее.
Как зовут, какая шерстка, какие глазки ? Что кошка любит кушать и пить, как играет? Какой у нее
характер?
Дети рассказывают.
Воспитатель: А давайте мы с вами вспомним потешку, которую мы знаем про кошку.
Потешки: Как у нашей кошки
Беленькие ножки,
Пятнышками спинка,
Мягкая шерстинка!
Чёрный хвост пушистый
С нитью серебристой!
Ходит кошка рядом,
Что же кошке надо?
-» Мяу, мур! У киски,
Нет сметанки в миске!»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Скажите, а какую мы с вами кошку тогда нарисуем сегодня?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно! Кошка у нас будет добрая и ласковая, пушистая, нежная. Но рисовать
мы с вами будем не просто краской! А с помощью манной крупы, чтобы кошечка у нас получилась
необычная, красивая и пушистая! А как вы думаете ,где кошки любят спать?
Дети: на диване, на стуле, на окошке.
Воспитатель: Мы сегодня с вами нарисуем нашу спящую кошку на окошке!
Далее воспитатель объясняет и показывает технику рисования. Наносим клей с помощью кисточек
на часть рисунка (на кошку), затем посыпает манную крупу и прижимаем чистым листом, остатки
манной крупы стряхиваем. Когда дети все детали рисунка покрыли манной крупой, воспитатель
предлагает немного поиграть, пока рисунок подсыхает.
Физ. минутка: Игра «Кот и мыши»
Цель: Учить детей бегать, не задевая друг друга, убегать от ловящего, находить свое место;
приучать детей быть осторожными, бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве,
менять движения по сигналу воспитателя «Убегаем!»
Ход игры:
Дети хором: Хитрый кот в углу сидит,(на цыпочках подкрадываются медленно к коту) притаился ,
может спит?! Мыши, мы, вот беда, убегайте от кота! Кот просыпается и начинает догонять
мышек, дети бегут и прячутся в свой домик. Игру можно повторить два-три раза.
Воспитатель: Молодцы! Поиграли! А теперь вернемся на наши места закрасим нашу кошку
яркими красками!
Дети закрашивают рисунок, выбирая цвета самостоятельно.
Во время рисования, воспитатель предлагает детям поиграть отдохнуть и поиграть пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
«Про кошку»
Подставляй ладошку, Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.
Расскажу про кошку.
Будем пальчики считать? Поочередно загибают пальчики на руке.
Будем пальчики считать!
Раз – два – три – четыре — пять! Сжимают пальцы в кулак, разжимают их.
Вот — кулак, Ставят на ладонь пальцы, пальцы второй руки.
А вот – ладошка.
На ладошку села кошка!
И крадется потихоньку, «Пробегают» пальчиками по руке до плеча
И крадется потихоньку…
Видно мышка там живет! Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.
«Коготочки»
У Кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Поджать подушечки пальцев правой
руки к верхней части ладошки.
Большой палец прижать к указательному.
Произносить громко «мяу!»
несколько раз. Можно играть со
второй рукой и двумя руками.
Воспитатель подводит итоги занятия. Организует выставку работ детей.
Какие вы молодцы!
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным
методом тычком
Цель:
учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;
Задачи:
Учить детей рисовать животных методом тычка. Закрепить умение рисовать
кисточкой разными способами.
Образовательные:
формировать умения рисовать гуашью используя тычок; наносить рисунок по всей
поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида медведя
Развивающие:
развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных
способностей. Способствовать развитию любознательности. Развивать умение
самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения
Воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к живой природе. Воспитывать аккуратность
во время работы.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Чтение сказки «Маша и
медведь».
Материал:
альбомный лист с нарисованным контуром медведя; кисточки (жесткая, гуашь,
стакан с водой, подставка для кисточки, салфетки). Два образца: на одном контур
медведя на другом медведь нарисованный методом тычка.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Загадываю детям загадку:
«Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает». (Медведь)
Воспитатель: - Правильно! А как выглядит мишка? Он пушистый, у него четыре
лапы, маленький хвостик, а сам он большой. Я сейчас прочитаю сказку «Маша и
медведь»
Скажите как поступил Мишка с Машей плохо или хорошо!
Дети: Плохо, он не пускал Машу домой.
Воспитатель: Да Миша не пускал Машу домой, и что сделала Маша?
Дети: Она обхитрила его.
Воспитатель: Да она его обхитрила, и таким образом попала домой к дедушке и
бабушке.
Воспитатель: А теперь нам нужно внимательно рассмотреть медведя. Какой
формы туловище у медведя?
Дети: Туловище – овальное.
Воспитатель: А голова?
Дети: Круглая.
Воспитатель: - А кто знает, как нарисовать пушистого медведя? Каким способом,
приёмом будем пользоваться?
Дети: Тычком
Воспитатель: - Правильно. Тычком. Давайте я вам покажу, как надо рисовать.
/ Показ / - Тычком сначала по контуру медведя – голова, туловище, хвост, лапы, а
затем внутри.
Воспитатель: - Вот какой пушистый получился медведь. А что я ещё забыла
дорисовать медведю?
Дети: Глаза и нос.
Воспитатель: - Правильно, глазки и носик. А я их не нарисую, а приклею.
Посмотрите, какой замечательный получился медведь!
- Запомнили, как рисовать? Надо стараться не выходить за линию контура.
- Вы, ребята, постарайтесь, чтоб медвежонок получился красивый и пушистый.
/Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь /
А теперь садитесь за столы и приступаем рисовать.
По мере завершения детьми работ, провожу анализ, отмечая наиболее удавшиеся
работы и отмечая ошибки, которые сделали дети.