Автор: Краева Елена Александровна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 53 "Сказка" Населённый пункт: г. Озерск, Челябинская область Наименование материала: конспект Тема: "Путешествие в страну Зазеркалья" Раздел: дошкольное образование
Цель: Обобщение и закрепление знаний детей по разделам: формирование
словаря, грамматический строй речи, связная речь.
Задачи:
Закрепить у детей умение самостоятельно придумывать творческий рассказ
на заданную тему.
Закрепить
у
детей
умение
образовывать
слова
с
помощью
суффиксов,
подбирать антонимы.
Закрепить
у
детей
умение
строить
сложноподчиненные
предложения
с
использованием союзов потому что, чтобы, если бы.
Развивать умение вести диалог.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища, без
надобности, не перебивая его.
Материал:
имитация
зеркала
(обруч
обтянутый
фольгой),
карточки
со
словами, для образования однокоренных слов, и для подбора антонимов.
Схема-модель
для
описания
предметов.
Картинки-иллюстрации
с
изображением портфеля, будильника, кисточки. Цветы с вопросами. Карта
страны Зазеркалья. Воздушный шарик.
Ход:
Педагог демонстрирует детям воздушный шар. На нитке привязана записка.
Педагог: «Ребята, я люблю путешествовать по всему миру. Сейчас я лечу в
страну Зазеркалья. Предлагаю вам отправиться вместе со мной»
Педагог: Ребята, а вы хотели бы попасть в страну Зазеркалья? А как вы
думаете,
что
это
за
страна?
Какие
там
живут
люди?
Чем
они
любят
заниматься? Как разговаривают?
Выслушиваются ответы детей.
Педагог: Хорошо,
давайте
отправимся
в
путешествие
и
проверим
ваши
предположения.
Где-то есть чудесная страна
Зазеркальем называется она.
Сквозь волшебное зеркало пройдём
В ту страну мгновенно попадём.
Дети проходят через появившееся зеркало (обруч, обтянутый фольгой).
Педагог: Ну, вот мы и оказались в стране Зазеркалья. Смотрите, что это за
рисунок.
Давайте
посмотрим.
Ребята,
оказывается,
это
карта
страны
Зазеркалья, чтобы нам было легче путешествовать по ней. Так-так, по карте
нам нужно двигаться через годод Лилипутию.
В ней живут не простые люди обычного роста, а очень маленькие существа.
У них даже все предметы, которые есть дома, имеют очень маленький размер.
Давайте придумаем названия предметов, которые имеют жители Лилипутии.
Например, у нас предмет мебели, за которым мы обедаем, называется «стол»,
а в Лилипутии – «столик».
А как будет в этом городе называться шкаф? (стул, буфет, диван, чашка,
ложка, вилка, платье, костюм, брюки, носки, комната)
Педагог: Молодцы,
правильно
назвали
все
предметы.
Что
ж
надо
идти
дальше. Карта показывает, что нам нужно пройти по мосту. Через этот мост
мы сможем пройти, если расскажем о предметах нарисованных на картинках.
А поможет нам в этом наша волшебная карточка-подсказка (модель). Давайте
вспомним, что обозначают эти символы? Как мы будем описывать предмет?
Для описания предлагаются картинки с изображением будильника, портфеля,
кисточки. Картинка одна за другой выкладываются на полу, как дощечки
моста.
Вы смогли рассказать о каждом предмете, поэтому путь открыт, и мы можем
пройти по мосту.
Педагог: Куда же нас привел мост? Посмотрите вокруг. Какие интересные
деревья растут в этом лесу. У них совсем нет листочков. Давайте украсим
деревья. Из одного слова вырастает несколько его родственников. Давайте,
подумаем, какие слова вырастут из слова друг (лес, река, лист ).
Педагог: Молодцы, посмотрите какой лиственный лес у нас получился! А
нам пора продолжить путь. Карта показывает, что нам нужно перебраться
через гору Наоборот. Мы сможем, это сделать с лёгкостью, если подберем
слова с противоположным значением (антонимы).
На горе расположены карточки со словами: ласково (грубо), горе (радость),
глубоко (мелко), вредно (полезно), правда (ложь), шум (тишина), старый
(молодой),
больной
(здоровый),
трусливый
(храбрый),
здороваться
(прощаться), мириться (ссориться), хвалить (ругать).
Педагог: Замечательно, даже эта высокая гора не смогла остановить наше
путешествие. И мы с вами пришли на поляну Почемучек. На ней растут
цветы с вопросами. На эти вопросы нужно ответить, используя слова потому
что, если, чтобы.
Вопросы: Зачем нужен ?
Почему нужно учиться в школе?
Что произойдёт, если мультики исчезнут?
Мне очень понравились ваши ответы. Но, оказывается, наше путешествие
подошло к концу. Вам понравилась страна Зазеркалья? А что именно в ней
понравилось? А кому было трудно? А мне очень понравилось, что во время
нашего путешествия вы были очень дружны, умели слушать друг друга,
поэтому смогли справиться со всеми заданиями.
Нам осталось пройти через зеркало, чтобы вновь оказаться в нашем детском
саду.
Литература:
1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного
возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
2. Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятии в старшей группе. –
М.: Книголюб, 2004.
3.
Агранович
З.Е. Сборник
домашних
заданий
в
помощь
логопедам
и
родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОН Р.— СПб.: «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2001.