ЦВЕТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕШЕНИЯ
Автор: Борисова Надежда Сергеевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ№341- детский сад присмотра и оздоровления Населённый пункт: г.Екатеринбург, Свердловская область Наименование материала: статья Тема: ЦВЕТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, РЕШЕНИЯ Раздел: дошкольное образование
Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного
организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Он не
только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем
пространстве, информирует, подсказывает, управляет. Цвет сам по себе
что-то выражает – от этого нельзя отказываться, это надо использовать» –
считал
В.Ван
Гог. Дети
по
своей
природе
более
восприимчивы
к
многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет
для ребенка – особая «палочка – выручалочка» в любых критических
ситуациях. Дети выбирают яркие, насыщенные цвета: красный, желтый,
зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им
интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны.
В нашем детском саду реализуется педагогический проект «Цвет в
физическом воспитании дошкольников». За основу взят один из разделов
программы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления
детей дошкольного и младшего школьного возраста», раздел «Цветовое
сопровождение
физического
воспитания
детей
с
целью
всестороннего
развития
личности
дошкольника»,
идея
которого
состоит
в
том,
что
посредством
определенных
цветовых
режимов
(цвет
зала,
цвет
тренажеров,
спортивного
инвентаря)
можно
содействовать
более
эффективному
двигательному
развитию
ребенка,
становлению
его
психических функций, адаптироваться в социуме.
Работая с тубинфицированными детьми, я столкнулась с проблемой,
что при приеме противотуберкулезных препаратов оказывается негативное
побочное
воздействие
на
психическое
и
физическое
состояние:
дети
заторможены,
внимание
рассеянное,
уровень
работоспособности
и
выносливости
низкий,
многие
отстают
в
физическом
развитии.
Дети
поступают по направлению противотуберкулезного диспансера на период
от шести месяцев до одного года. Все они нуждаются в оздоровлении
организма.
Одним
из
направлений
оздоровительной
работы
детского
сада
является «Технология воздействия цветом», она как раз и направлена на то,
чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Почему же именно «Технология воздействия цветом»? Я считаю, что
при
использовании
цвета
на
физкультурных
занятиях
мне
удается
корректировать эмоциональное состояние детей. Если они возбуждены –
стараюсь их успокоить, использую синие тона – ленты, цветное полотно,
цветные массажные дорожки. И наоборот, если дети усталые, пассивные,
то
использую
красные
тона. В
своей
работе
с
детьми
стараюсь
использовать и специальные подвижные игры из серии: «Игры с большими
цветными полотнами», «Игры с цветными атрибутами», «Времена года»,
«Игры – соревнования».
Цель этих игр – совершенствование у детей восприятия цвета, снятие
эмоционального
напряжения
и
агрессии,
получение
удовольствия
от
выполненных упражнений, развитие произвольного внимания, закрепление
основных видов движений, геометрических фигур, знаний о временах года,
развитие силы, быстроты, ловкости и чувство товарищества.
В заключении хочу сказать, что, используя представленные игры, мне
удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное
состояние,
т.е.
создавать
благоприятный
психологический
климат
в
детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на
физическое и психическое здоровье детей.
Библиографический список
1.
Ефименко
Н.Н.
Значение
цвета
в
дошкольной
педагогике
//
Современный детский сад. - 2008 - №2.- С.69-79.
2.
Ефименко
Н.Н.
Значение
цвета
в
дошкольной
педагогике
//
Современный детский сад. - 2008 - №3.- С.64-72.
3.
Стародубцева
И.В.
Цвет
в
физическом
воспитании
дошкольников:
перспективы, возможности, решения //Начальная школа плюс До и
После № 3, 2010 – С. 74 - 78
4.
Мартынова
В.А.
Физическое
воспитание
тубинфицированных
детей
дошкольного возраста: автореф. дис.канд. пед наук /В.А.Мартынова.
Набережные Челны, 2010.-282с.
Авторская справка
Борисова Надежда Сергеевна
МБДОУ – детский сад № 341
г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия
8 (343) 297 23 90, 8 (953) 38 660 40,
mdou-341@yandex