Напоминание

Развитие умственных способностей детей средствами математики


Автор: Коноплева Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №3 "Аленушка"
Населённый пункт: Село Александровское Ставропольского края.
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Развитие умственных способностей детей средствами математики
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы «Развитие умственных способностей

детей средствами математики»

Воспитатель: Коноплева Л.Н.
В наше время, в век « компьютеров » математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. В дошкольном воспитании вопрос развития личности ребенка связывается в основном с развитием творческих способностей детей. Многочисленные исследования педагогов и психологов посвящены проблемам исследования и формирования творческих способностей ребенка (А.К.Бондаренко, В.Я.Воронова, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая, Е.А.Флерина и др.). Психолого-педагогические условия, закономерности и механизмы развития различных способностей детей в последние годы являются предметом активных исследований ученых . Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Я поставила перед собой цель: развитие умственных способностей средствами математики . Для достижения поставленной цели мне потребуется решить ряд задач: 1. Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом случае он понимает и ощущает, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы); 2. Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление; 3. Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации; 4. Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дети не замечают, что учатся: познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети хорошо понимают смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий совпадает со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре дети руководствуются принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших. Для выработки определенных математических умений и навыков я использую умения: сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Я стараюсь научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям (см. приложение 1). Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Я использую логические задачки: - У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3) Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д. Каждое из приведенных в Приложении упражнений направлено на формирование логических мыслительных приемов. Например, упражнение 4 учит ребенка сравнивать; упражнение 5 - сравнивать и обобщать, а также анализировать; упражнение 1 учит анализу и сравнению; упражнение 2 - синтезу; упражнение 6 - фактическая классификация по признаку.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. 1.Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов. 2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов. (см. приложение 2) 3. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. 4. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты животных. 5.Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть). 6.Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание. 7. Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки удачно сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети
дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение. Большое значение я уделяю художественной литературе. Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, я прошу его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как мы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спрашиваю, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравниваем игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Дети очень любят сами придумывает сказки с числительными. Пусть они скажут, сколько в них героев, какие они (кто больше - меньше, выше - ниже), я прошу его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он рисует героев своей истории и рассказывает о них, составляет их словесные портреты и сравнивает их. Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Я спрашиваю малыша, чем отличаются рисунки. Прошу его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д. Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка: - Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы). - Висит груша, нельзя скушать (лампочка). - Зимой и летом одним цветом (елка). - Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук). Все это подтверждают данные диагностики, которая проводится ежегодно в начале и в конце учебного года. Диагностика проводится по всем видам деятельности: игровая, трудовая, а также на занятиях познавательного характера, в частности математики . Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики , он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Список литературы 1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001. 3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007. 4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики . - М.: Знанте, 2000
5. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.


В раздел образования