Развитие умственных способностей детей средствами математики
Автор: Коноплева Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №3 "Аленушка" Населённый пункт: Село Александровское Ставропольского края. Наименование материала: Опыт работы Тема: Развитие умственных способностей детей средствами математики Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Коноплева Л.Н.
В наше время, в век «
компьютеров
» математика в той или иной мере нужна огромному числу
людей различных профессий, не только математикам. Особая роль
математики
в умственном
воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения
математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике
заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого
раннего возраста. Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие
ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать
арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире
свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
В дошкольном воспитании вопрос развития личности ребенка связывается в основном с
развитием творческих способностей детей. Многочисленные исследования педагогов и
психологов
посвящены проблемам исследования и формирования творческих способностей
ребенка (А.К.Бондаренко, В.Я.Воронова, Р.И.Жуковская, Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая,
Е.А.Флерина и др.). Психолого-педагогические условия, закономерности и механизмы развития
различных способностей детей в последние годы являются предметом активных исследований
ученых . Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в
познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Я поставила перед собой цель: развитие умственных способностей средствами
математики
.
Для достижения поставленной цели мне потребуется решить ряд задач:
1. Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом случае он
понимает и ощущает, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать
красоту решения проблемы);
2. Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы,
которые вызывают интерес и удивление;
3. Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их
реализации;
4. Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра
для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников
– способ
познания окружающего мира.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,
развивается внимание, стремление к знаниям. Дети не замечают, что учатся: познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений,
понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным
желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию
восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на
умственное развитие дошкольника в целом.
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и
отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как
деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.
Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее
детей. Дети хорошо понимают смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий совпадает со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях
с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В
игре дети руководствуются принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на
гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не унижаться достоинство ее участников, в том
числе и проигравших.
Для выработки определенных математических умений и навыков я использую умения:
сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Я стараюсь научить ребенка решать
проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно
подходить к обобщениям (см. приложение 1).
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес,
способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с
элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает
интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать
познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для
правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать,
что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо
понять, в чем тут хитрость.
Я использую логические задачки:
- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)
Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений
развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его
внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления,
точность и т. д.
Каждое из приведенных в Приложении упражнений направлено на формирование логических
мыслительных приемов. Например, упражнение 4 учит ребенка сравнивать; упражнение 5 -
сравнивать и обобщать, а также анализировать; упражнение 1 учит анализу и сравнению;
упражнение 2 - синтезу; упражнение 6 - фактическая классификация по признаку.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и
прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие
умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе
проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и
педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
1.Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют
простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной
последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных
квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется
характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4
палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших
математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти
фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства
предметов с помощью символов. (см. приложение 2)
3. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в
развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения,
владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая задачи
математического содержания - дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание
загадок - это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и
логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
4. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать
на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты
животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц,
самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты животных.
5.Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь
косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря
чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями.
Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки
образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух
палок? У двух с половиной? (шесть).
6.Развивающие игры по
математике
активизируют внимание детей, закрепляют полученные
навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько
из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой
ряд, развивает внимание.
7. Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей
логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать
очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.
Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки –
незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки
удачно сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети
дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое
мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие
в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно,
воспитывают усидчивость и пространственное воображение. Большое значение я уделяю
художественной литературе.
Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, я прошу его
отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как мы
сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спрашиваю, кого было больше, кого - меньше, кого -
одинаковое количество. Сравниваем игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто
меньше, кто такого же роста.
Дети очень любят сами придумывает сказки с числительными. Пусть они скажут, сколько в них
героев, какие они (кто больше - меньше, выше - ниже), я прошу его во время повествования
откладывать счетные палочки. А затем он рисует героев своей истории и рассказывает о них,
составляет их словесные портреты и сравнивает их.
Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если
на картинках будет разное количество предметов. Я спрашиваю малыша, чем отличаются рисунки.
Прошу его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т.д.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического
мышления ребенка:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
- Висит груша, нельзя скушать (лампочка).
- Зимой и летом одним цветом (елка).
- Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
Все это подтверждают данные диагностики, которая проводится ежегодно в начале и в конце
учебного года. Диагностика проводится по всем видам деятельности: игровая, трудовая, а также
на занятиях познавательного характера, в частности
математики
.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области
математики
,
он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие
способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать,
читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия
должны проходить в увлекательной игровой форме.
Список литературы
1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.
3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.
4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках
математики
. - М.: Знанте, 2000
5. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по
формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012.
– №4. – 32-33.