Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО"
Автор: Сукалова Елена Михайловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Вагановский детский сад" Населённый пункт: Кемеровская обл., Промышленновский р-он, с. Ваганово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством
использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО»
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и
их использование в образовательном процессе ДОУ.
Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики,
бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, грецкие орехи, шишки,
бусины, макароны.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-
классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики
рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых
играх.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму! »
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем
принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие
речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся
кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится
на кончике его пальцев.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и
холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет
самое большое представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек.
Воздействуя
на
них
можно
регулировать
функционирование
внутренних
органов
мизинец-сердце,
безымянный
-
печень,
средний
-
кишечник,
указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя
на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган
человека.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной
готовности
к
школьному
обучению.
Обычно
ребенок,
имеющий
высокий
уровень
развития
мелкой
моторики,
умеет
логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны
одинаково
заботиться
о
развитии
правой
и
левой
руки.
Благодаря
пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления,
у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Формы
работы
по
развитию
мелкой
моторики
рук
могут
быть
традиционными и нетрадиционными.
Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
и
без;
самомассаж
(поглаживание,
разминание);
игры
-
конструкторы,
мозаика,
шнуровка,
игры
с
вкладышами
и
т.
д.;
кукольные
театры:
пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка
из
глины,
теста,
пластилина;
игры
на
развитие
тактильных
ощущений
«гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.
Нетрадиционные:
самомассаж
кистей
и
пальцев
рук
с
грецкими
орехами,
карандашами,
массажными
щётками;
пальчиковые
игры,
с
использованием
разнообразного
материала:
бросовым,
природным,
хозяйственно-бытовым.
Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые
игры, которые мы используем в своей работе:
Игра с мячиками.
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно
катать по ладошке, столу, коврику.)
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем
мячик).
Колобок я разожму и другой рукой начну.
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой
рукой).
Пальчиковая игра «Сапожки».
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь,
на
указательные
и
средние
пальцы.
«Идём»
пальцами
как
ножками,
не
отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.
Пальчики в сапожках шагают по дорожке,
Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять.
Игра
с
использованием
бельевых
прищепок,
пощипываем
ими
кончики
пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами).
Подберите
крышки,
пуговицы
разного
размера
и
цвета.
Попробуйте
выложить
рисунок
мячика,
дома.
После
того,
как
ребенок
научится
выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из
пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку,
бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.
Игры с бусинами, пуговицами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,
что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно
сортировать по размеру, цвету, форме.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено)
Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней
рисовать.
Подносы
подобрать
с
высокими
краями,
чтобы
крупа
не
рассыпалась по полу.
Прежде чем приступить к рисованию, позвольте
ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое
занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На
следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и
проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и
проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не
сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите
его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.
Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя
руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим
и безымянным, большим и мизинцем.
Рисование.
Рисовать
можно
семенами
арбуза,
веревочками,
пуговицами,
камушками,
косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Игры с шишками, и грецкими орехами.
Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями.
Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг
другого.
Игры с лентами, нитками и клубочками.
Сматывание разноцветных ленточек.
Наматывание ниток на клубок.
Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для
ребенка дошкольного возраста.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его
ручки!