Напоминание

Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО"


Автор: Сукалова Елена Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Вагановский детский сад"
Населённый пункт: Кемеровская обл., Промышленновский р-он, с. Ваганово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс для воспитателей "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством

использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС ДО»
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ. Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки, карандаши, подносы с крупой, грецкие орехи, шишки, бусины, макароны. Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер- классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх. Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – я пойму! » Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних
органов мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова. Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п. Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовым, природным, хозяйственно-бытовым. Сегодня я предлагаю Вам поиграть в нетрадиционные пальчиковые игры, которые мы используем в своей работе: Игра с мячиками. Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику.)
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой) Взад, вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь). И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик). Колобок я разожму и другой рукой начну. Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой). Пальчиковая игра «Сапожки». Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. Пальчики в сапожках шагают по дорожке, Раз, два, три, четыре, пять, им очень весело гулять. Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой). У котят, как у ребят зубки режутся, болят. Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной! Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь! Так играет он со мной, котик мой совсем не злой. Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу. Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами). Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре. Игры с бусинами, пуговицами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке. Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено)  Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не
сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.  Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Рисование. Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. Игры с шишками, и грецкими орехами. Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями. Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого. Игры с лентами, нитками и клубочками. Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на клубок. Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!


В раздел образования