Напоминание

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) "Секреты природы"


Автор: Чупина Светлана Викторовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ "Яснополянский детский сад"
Населённый пункт: п. Ясная Поляна
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) "Секреты природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Яснополянский детский сад» Утверждена: на Педагогическом совете от 02.09.2016г. протокол №1
ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА (3-7 лет)

«Секреты природы»
Составлена на основе программы по экологическому образованию до- школьников «Наш дом - природа» Н. Рыжовой. Состовитель: С.В.Чупина- заведующий 2016 г. 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.

Целевой раздел
……………………………………………………….. 3
1.1
Пояснительная записка …………………………………………… 3 1.1.1 Цели и задачи реализации программы …………………... 3 1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы ……. 4 1.1.3 Значимые характеристики ………………………………… 5
1.2
Планируемые результаты освоения программы ………………... 14 1.2.1 Планируемые итоговые результаты освоения программы 14 1.2.2 Промежуточные результаты освоения программы ……... 14 1.2.3 Система оценки результатов освоения программы …….. 15
2.

Содержательный раздел
…………………………………………….. 15
2.1
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка …………………………………. 15
2.2
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями вос- питанников …………………………………………. 19
3.

Организационный раздел
……………………………………………. 19
3.1
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания …………………………………………… 19
3.2
Разделы программы…………………………………………………………. 20
3.3
Комплексно-тематическое планирование на год ………………. 23
3.4
Материально-техническое обеспечение ………………………… 26
3.5
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ………………………………………… 26
1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2

1.1.

Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношения к окружающему миру и система ценностей. Особое значение экологическое образование приобретает с точки зрения реализации идей образования для устойчивого развития, в частности в рамках Десятилетия образования для устойчивого развития, объявленного ЮНЕСКО в 2005 году. В настоящее время практически все страны рассматривают раннее образование детей, его качество, содержание и методику работы с дошкольниками с позиций идей устойчивого развития.
1.1.1 Цели и задачи реализации программы.
Цель : Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творче- ской личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бе- режно относиться к ним. Формирование первых представлений о существую- щих в природе взаимосвязях на этой основе Задачи: 1. Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травя- нистых растениях; растениях луга, сада, леса, об условиях жизни комнат- ных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (че- ренками, листьями, усами). 2. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окру- жающей среды. 3. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). 3
4. Расширять и систематизировать знания о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Расширять представления об особенностях приспособления жи- вотных к окружающей среде, 5. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкаю- щихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и npeсмы- кающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.) 6. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни. Закреплять умение различать по внешнему виду и правильно назы- вать бабочек и жуков ,сравнивать насекомых по способу передвижения. 7. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механи- заторов, лесничих). Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о време- нах года. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Учить наблюдать сезонные изменения. 8. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явления- ми (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. 9. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот. 10. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и вет- ви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого яв- ляется развитие ребенка. 2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимо- сти. 3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (поз- воляет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном ма- териале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»). 4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих це- лей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализа- ции которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют не- посредственное отношение к развитию дошкольников. 4
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в со- ответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образо- вательного процесса. 7. Предусматривает решение программных образовательных задач в сов- местной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно об- разовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соот- ветствии со спецификой дошкольного образования. 8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных воз- расту формах работы с детьми (игра).
1.1.3 Значимые характеристики
Разновозрастная группа делится на две подгруппы: средняя (от 3 до 5 лет), старшая, которая состоит из двух групп (старшая – от 5 до 6 лет, подготовитель- ная – от 6 до 7 лет). Содержание воспитательно-образовательного процесса строится с учетом возрастных особенностей детей каждой возрастной группы.
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 3 до 4 лет
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних дей- ствий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних де- тей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более де- тализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для разви- тия мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руко- водством взрослого вылепить простые предметы. 5
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие вос- приятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена воз- ведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошколь- ном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ори- ентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной органи- зации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учрежде- ния. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запо- мнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произве- дений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразо- вания ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить неко- торые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно прояв- ляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целе- направленного воздействия они могут усвоить относительно большое количе- ство норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Кон- фликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Поло- жение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспита- теля. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение моти- вов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые. Словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает разви- ваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбирае- мых игрушек и сюжетов. 6

Возрастные и индивидуальные особенности детей с 4 до 5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле- вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые дей- ствия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происхо- дит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное разви- тие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется на- личием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совер- шенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают че- рез небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в про- странстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начи- нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихо- творение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны ис- пользовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Раз- вивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объек- тов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены. Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бума- ги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чер- 7
ных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосре- доточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в па- мяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем до- школьном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, инто- национно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритми- ческая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются слово- творчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым стано- вится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится по- знавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе обще- ния, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него ин- терес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышен- ной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, кото- рая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются кон- груэнтность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с дру- гим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; по- явлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствова- нием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эксцентрич- ностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познава- тельной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрос- лого, появлением обидчивости, конгруэнтности, соревновательной со сверстни- ками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Возрастные и индивидуальные особенности детей с 5 до 6 лет
8
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопро- вождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от роле- вой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчи- ненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли стано- вятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смыс- ловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» – зал стрижки, а зал ожидания высту- пает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх ста- новятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее актив- ного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечат- ления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжет- ный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сю- жеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисун- ку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изоб- раженного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали де- ревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования об- разца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по за- мыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятель- ности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталя- ми); 9
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).Продолжает совер- шенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; си- стематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объек- тов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного рас- положения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противопо- ложных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, кото- рые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представле- ния, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться опе- рации логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие до- школьники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, 10
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произ- вольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Раз- виваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чте- нии стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лек- сика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только глав- ное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа об- следования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыс- лительных средств (схематизированные представления, комплексные представ- ления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обоб- щать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные и индивидуальные особенности детей с 6 до 7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудо- устройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обрета- ют особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое про- странство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из кото- рых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслежи- вать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое пове- дение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как поку- патель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок ко- мандует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры тре- бует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую 11
роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать испол- нение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобре- тают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорцио- нальным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Оде- жда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогиче- ском подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способ- ности в изобразительной деятельности. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного ма- териала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изобра- жений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные осо- бенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся сим- метричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на осно- ве зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны вы- полнять различные по степени сложности постройки как по собственному за- мыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бу- маги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Дан- ный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природно- го материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предва- рительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут од- новременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при 12
наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точ- ками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значи- тельной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжа- ет развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой ин- формации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволь- ным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказы- ваниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобще- ний, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей разви- ваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов челове- ческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу до- школьного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и лич- ностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.2

Планируемые результаты освоения программы.

1.2.1

Планируемые итоговые результаты освоения программы
Целевые ориентиры программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения программы. Ребенок имеет представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса, об условиях жизни комнатных растений. Знаком со способами вегетативного размножения растений. Умеет устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с ле- карственными растениями (подорожник, крапива и др.). Ребенок знает о домашних и диких животных, зимующих и перелет- ных птицах; об особенностях приспособления животных к окружающей среде; 13
о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, знаком с некоторыми фор- мами защиты земноводных и npeсмыкающихся от врагов (например, уж отпуги- вает врагов шипением и т.п.) Имеет представления о насекомых. Знаком с особенностями их жизни (мура- вьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). умеет различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жу- желица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). Уважительно относится к труду сельских жителей (земледельцев, механизато- ров, лесничих). Систематизированы представления о временах года, о том что в природе все взаимосвязано (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.) Сформированы представления о переходе веществ из твердого состояния в жид- кое, и наоборот. Закреплено стойкое понимание того , что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Знает и умеет правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
1.2.2

Промежуточные результаты освоения программы
Называет времена года, отмечает их особенности. Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. Бережно относится к природе
1.2.3 Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей 14
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективно сти педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направ-

лениями развития ребенка
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развиваю- щих и обучающих целей и задач. Воспитание и обучение осуществляется на русском языке – государствен- ном языке России. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста:  Организация обучения детей, предполагающая использование детьми сов- местных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.  Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети – дети»  Организация речевого общения детей.  Организация обучения детей.  Организация разнообразных форм взаимодействия.  Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя
-
организация ситуаций для по- знания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах. 15
 Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентиро- ванное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием ко- торого является формирование у детей средств и способовприобретения знанийв ходе специально организованной самостоятельной деятельности.  Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает поло- жительный, эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса.
Методы и средства реализации программы
Общая характеристика методов работы с детьми
Методы работы с детьми

Словесные

Наглядные

Практические
 рассказ;  беседа;  чтение;  заучивание;  составление описательных рассказов;  пересказ.  наблюдение;  рассматривание картин, рисунков, альбомов, фотоальбомов;  экскурсии;  прослушивание и просмотр дисков и магнитофонных записей.  упражнения;  игры;  моделирование;  опытно- исследовательская деятельность;  эксперименты;  целевые прогулки
Методы ознакомления дошкольников с природой:
1. Наглядные:  наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);  рассматривание картин, демонстрация фильмов. 2. Практические:  игра (дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игры-занятия; подвижные; творческие);  труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);  элементарные опыты. 3. Словесные  рассказ, беседа, чтение.
Методы развития речи:
1. Наглядные:  непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);  опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и 16
картинам). 2. Словесные:  чтение и рассказывание художественных произведений;  заучивание наизусть;  пересказ;  общая беседа;  рассказывание без опоры на наглядный материал. 3. Практические:  дидактические игры;  игры-драматизации, инсценировки,  дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Методы физического развития:
1. Наглядные:  наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);  наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);  тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя). 2. Словесные:  объяснения, пояснения, указания;  подача команд, распоряжений, сигналов;  вопросы к детям;  образный сюжетный рассказ, беседа;  словесная инструкция. 3. Практические:  повторение упражнений без изменения и с изменениями;  проведение упражнений в игровой форме;  проведение упражнений в соревновательной форме.
Учебный план «Наш дом – природа»

разновозрастной группы «Ягодка» МАДОУ

«Яснополянский детский сад»
17
№ Обязательная часть Разновозрастная Средняя подгруппа Старшая подгруппа «Наш дом природа» 1 раз в неделю 1 раз в неделю
ИТОГО в год по программе:
32 32
Проектная деятельность
1) Проект с детьми старшей группы «Кормушка для пичужки». 2) Проект с детьми средней группы «Стань природе другом».
Способы поддержки детской инициативы:
3 - 5 лет приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира:  Создавать условия для проявления познавательной ак- тивности детей.  Использовать в работе с детьми методы и приемы, акти- визирующие детей на самостоятельную поисковую деятельность (детское экспериментирование).  Поощрять возникновение у детей индивидуальных по- знавательных интересов и предпочтений, активно использовать их в индивидуальной работе с каждым ребёнком. 5-7 лет: приоритетная сфера инициативы: внеситуативно - личностное общение.
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с се-

мьями воспитанников
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение яв- ляется единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения за- ложены следующие принципы:  Единый подход к процессу воспитания ребёнка; 18
 Открытость дошкольного учреждения для родителей;  Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;  Уважение и доброжелательность друг к другу;  Дифференцированный подход к каждой семье;  Равно ответственность родителей и педагогов.
3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

и воспитания
1. «Наш дом природа» программа экологического воспитания дошкольников Н.Рыжова. /ООО «Карапуз- Дидактик» , Москва 2005 2. «Почва- живая земля» Н.Рыжова. /ООО «Карапуз- Дидактик» , Москва 2005 3. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» под редакцией ПарамоновойЛ.А., - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 4. «Ознакомление с природой в детском саду» младшая группа/Соломенни- кова О.А.; - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
3.2.

Разделы программы

Блок занятий

Обучающий компонент
.
Воспитывающий компонент
.
1

«Я и природа»
Что такое «природа». Солнце (свет и тепло), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Ребенок как часть природы. Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных и т.п.). Осознание ребенком значения природы в жизни человека и формирование у него бережного отношения к окружающему миру, формирование познавательного интереса, умения видеть красоту природы, эмоционального к ней отношения. 19

2

«Вода»
Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни наземных растений, животных (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды. Загрязнение водоемов и влияние этого фактора на жизнь растений и животных. Вода и наше здоровье. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Эстетическое восприятие воды в природе (красота рек, озер, капель росы, сверкающего снега).
3

«Воздух»
Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер — движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые). Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром (на примере отдельных растений). Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье Знание источников загрязнения воздуха, понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья и понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи предприятий и т.п.). Посадка растений на улицах, в детском саду и дома, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
4

«Солнце»
Солнце — источник света и тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жиз- ни растений и животных (на приме- ре комнатных растений и животных уголка природы). Ночные живот- ные, животные, обитающие под землей в условиях отсутствия или недостатка света, их особенности. Сезонные изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары, их особенности. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения (закаты, восходы Солнца). 20
Природные зоны: тундра, тайга, ши- роколиственные леса, степи, пусты- ни и т. п. Роль Солнца в жизни че- ловека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.
5

«Камни,

песок, глина»
Свойства песка: сыпучесть, рых- лость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Животные и растения пу- стыни и других песчаных и глини- стых мест обитания, приспособлен- ность живых организмов к жизни в таких условиях. Как человек ис- пользует песок (строительство, пе- сочные часы и т.п.) и глину (посуда, строительный материал, дым- ковская игрушка). Разнообразие камней (горных пород, минералов) в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются). Драгоценные и строительные кам- ни. Горы и их обитатели. Пещеры, вулканы. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек, изделий из камня). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам. Формирование эмоционального, бережного отношения к растениям и животным.
6

«Почва»
Почва как верхний слой земли: «жи- вая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя, крота), их особенности и роль в формиро- вании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выра- щиваемых человеком. Человек и почва. Необходимость охраны поч- вы. Выработка навыков ухода за растениями в группе, дома, на территории детского сада (копка, рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями). Формирование бережного отношения к почве и ее жителям. Понимание значения почвенных животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы.
7

«Растения»
Разнообразие видов растений в при- роде. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.). Связь растений с насекомыми и другими животными. Растения — пища животных и человека. Разви- тие растений (на примере 1—2 рас- тений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарствен- ные, ядовитые растения, растения Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и в жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения. 21
первоцветы. Почему растения ну- ждаются в охране. Правила поведе- ния по отношению к растениям.
8

«Животные»
Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насе- комых, рыб, земноводных, репти- лий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенно- стей в жизни животных. Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» живот- ных (дупло, гнездо, нора). Сезон- ные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1—2 видов, обитающих на террито- рии края, области. Человек и живот- ные. Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «дома», местообитания. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
9

«Лес»
Лес как пример сообщества. Взаи- мосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, рас- тений и растений, животных и жи- вотных). Взаимосвязь живой приро- ды с неживой (водой, светом, теп- лом). Лес как «дом» для растений и животных. Разные типы леса и их особенности (хвойные, широколист- венные, тропические и т. п.). По- следствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов и т. п.). Лес и человек. Значение леса как части природы; его роль в жизни челове- ка. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охра- на леса. Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту леса.
1

0

«Человек и

природа»
Обобщение знаний, полученных в процессе изучения предыдущих блоков. Природа как среда обита- ния, «дом» человека, животных и растений. Отношения современного человека с природой. Факты отрица- тельного и положительного воздей- ствия человека на природу. Вымер- шие животные. Красные книги. Примеры рационального использо- вания природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений. Древние люди и природа. Как жить в дружбе Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических праздниках, включая День Земли. 22
с природой.
3.3Комплексно-тематическое планирование



п/п

Название темы

Задачи
1 « Природа на территории детского сада» Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить разли- чать части растения, формировать представления о связях расте- ний и животных между собой и с неживой природой ( на примере клумбы или огорода), развивать познавательный интерес 2 «Природа в детском саду» Формировать представление о разнообразии природы, знакомить с природными объектами ближайшего окружения и их взаимоотно- шения. 3 «Природа в городе» Знакомить детей с природой городов , учить устанавливать при- чинно – следственные связи (Растения и их среда обитания, раз- личные условия среды обитания в городе и в пригороде) 4 «Как помочь природе в го- роде» Формировать первоначальные представления об экологически гра- мотном поведении , научить понимать связи между поведением людей и состоянием окружающей среды. 5 «Для чего нужны семена» Формировать представления о плодах, об их разнообразии и на- значении. Учить классифицироваться предметы по разным при- знакам, находить у них общие и отличительные черты. Выклады- вать сериционные ряды предметов по разным признакам, вызы- вать интерес к исследовательской деятельности. 6 «Кто что ест» Формировать представления о плодах и семенах, об их разнообра- зии и назначении, их роли в жизни человека и животных 7 «Как растения готовятся к зиме» Формировать первичные представления о признаках осени, цик- личность изменений в природе, учить наблюдать и обобщать ре- зультаты наблюдений. 8 «Как животные готовятся к зиме» Формировать представления о сезонных изменениях в жизни жи- вотных и о разнообразии вариантов подготовки к зиме. Воспиты- вать заботливое отношение к зимующим птицах и животных, стремление заботится о них. 9 «Дерево – дом и столовая Формировать первичные представления о разнообразии растений, 23
для животных» их строении , о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными. 10 «Лесной дом» Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связи их между собой, о разнообразии лесов, необходимости их охраны. 11 «Одежда для животных» Формировать первичные представления о разнообразии и роли «Одежды» для животных, связи внешнего вида животного со средой его обитания. 12 «Роль окраски и жизни животного» Формировать первичные представления о разнообразии и роли окраски животных, связи внешнего вида животного со средой его обитания. 13 «Времена года. Зима» Закрепление знаний о временах года и связях с ними природных явлений и изменениях в жизни людей. 14 «Лед, его свойства» Формировать у детей представления о льде, его свойствах, о том, что лед- это замерзшая вода. 15 «Елочка- зеленая иголоч- ка» Формировать у детей на примере одного дерева о связях растения и животных, о необходимости охраны природы. 16 «Животные рядом с нами» Обратить внимание детей на то , что рядом с нами обитают жи- вотные и растения, которые требуют особого внимания и заботы. Воспитывать заботливое отношение к природе, чувство ответ- ственности за нее. 17 «Снег , его свойства» Формировать у детей представления о снеге, его свойствах, о том, что снег- это замерзшая вода. 18 «Роль снега и льда в жиз- ни растений и животных» Формировать представления о жизни снега и льда в жизни расте- ний и животных. 19 «В гости к южным расте- ниям» Формировать у детей представление о разнообразии растений, их приспособленности к жизни в разных условиях обитания. 20 «Знакомство с ветром» Познакомить детей с природным явление- ветер, причинами его возникновения. 21 «Воздух – невидимка» Познакомить детей с воздухом, его свойствами и его ролью в жиз- ни человека. 22 «Посадим растения сами» Формировать на примере комнатных растений представление о различных способах размножения. 23 «Здравствуй, солнечный лучик» Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в жизни живых организмов. 24 «Какой бывает вода» Формировать представления о значении воды в жизни человека. О 24
разнообразии состояния воды. 25 «Путешествие капельки» Дать представление о круговороте воды в природе 26 «Здравствуй , Весна» Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Ве- сенние изменения. 27 «Камни и их свойства» Познакомить детей с камнями, их разнообразии, развивать навыки классификации. 28 «Кто живет в горах» Познакомить детей с некоторыми обитателями гор, их умение при- спосабливаться. Формировать бережное отношение к природе. 29 «Кто живет в воде» Познакомить детей с обитателями водоемов, их взаимосвязях меж- ду собой и приспосабливаемости. Воспитывать бережное отноше- ние к водоемам. 30 «Игра «Знатоки» Закрепление полученных знаний. 31 «Как вести себя на приро- де» Формировать представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей. 32 «Чистый город или посе- лок» Формировать у детей основы экологической грамотности. 33 «Мы идем на луг» Познакомить детей с особенностями луга, с отдельными его расте- ниями и животными, их взаимосвязях
3.4 Материально-техническое обеспечение
 Наглядности в соответствии с образовательными обла- стями;  Телевизор;  Компьютер;  Мультимедийный проектор;  Магнитофон.


3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды
Предметно-пространственная среда в группе является:  содержательно-насыщенной, развивающей;  трансформируемой;  вариативной;  доступной;  безопасной;  эстетически-привлекательной.  В качестве центра развития выступает: 25
 уголок природы; 26


В раздел образования