Напоминание

Книга, как средство ознакомления с окружающем миром.


Автор: Щепетина Ольга Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 1538
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: рекомендации для воспитателей и родителей.
Тема: Книга, как средство ознакомления с окружающем миром.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Книга, как средство познания окружающего мира
Роль художественной литературы в познании окружающего мира ребёнком

дошкольного возраста.
В детском саду ознакомление детей с окружающим миром и развитие речи всегда занимали ведущее место. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. В процессе знакомства с внешним миром развиваются умственные способности и речь ребенка, воспитывается любовь, интерес и уважение к человеку и его труду, бережное отношение к продуктам человеческого труда, любовь к родному краю. Дети познают мир в различной деятельности; в играх, в труде, на занятиях и в повседневной жизни. Знания, получаемые ребенком при чтении книг, являются одним из важнейших средств этого познания. Ребёнок тянется к книге. Ему так хочется поскорее узнать, как устроен мир! Через книгу он стремится узнать жизнь и людей. В раннем дошкольном возрасте идет познание взаимоотношений взрослых, которые окружают ребенка и он строит тактику собственного поведения в семье, а потом круг его внимания расширяется. Ребенка манит широкий мир. Вот тут и рождается у него интерес к художественной литературе, в которой он черпает знания о жизни. Значит – мы, взрослые должны позаботиться о том, чтобы как можно раньше окружить ребенка книгами, способными разбудить его эмоции. А это требует строгого, качественного отбора литературы для чтения детям. При выборе литературного материала педагог должен учитывать имеющиеся знания детей, их интеллектуальные возможности и уважать незнание и непонимание ребенка. Здесь особо следует остановиться на сказках. Сказки становятся понятными ребенку, потому что герои их (в основном животные) разговаривают и действуют, как люди, - выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.), или бытовые (убирают дом, пекут пироги и т.п.), художественные (пляшут, поют), или игровые (играют в прятки, бегут наперегонки и т п.) Через художественную литературу расширяются знания ребенка о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результату его труда
(выращивание овощей, фруктов и т.п.), человек и растительный мир; человек и животный мир и многое другое. Стихотворения, песенки, рассказы ми сказки помогают ребенку накопить представления и о животном мире. Новым является то, что ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Образность художественных произведений позволяет донести до сознания ребенка в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира. Знакомя детей с окружающей действительностью, педагог решает не только образовательные задачи, но и воспитательные. Он формирует первый практический опыт общественного поведения в кругу сверстников: побуждает к проявлению внимания и сочувствия, желанию уступить, поделиться, помочь. Произведения художественной литературы помогают ребенку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть жадным, злым, грубым. При прочтении таких произведений необходимо показать иллюстрации, если их нет, то следует подобрать соответствующие картинки. Художественные произведения помогают ребенку закрепить представления не только о бытовых процессах, но и о многих других предметах, явлениях, взаимосвязях окружающего мира через описание понятных ребенку ситуаций. Чтобы ребенку были понятны все слова из читаемого произведения, необходимо расширять его опыт, подготовить к восприятию художественного текста. В своих рабочих планах воспитатель планирует вне занятий провести наблюдения, рассмотреть иллюстрации, беседы и т.д. Содержание предварительной работы определяется художественным текстом, опытом детей и возможностями дошкольного учреждения. Например, перед прочтением украинской сказки «Колосок» можно провести беседу о том кто и как выращивает хлеб, рассмотреть картинки, рассмотреть настоящий колос, зерно, муку и так далее. Если же предстоит выучить стихотворение о природном явлении, например, об осени (Е.Трутнева «Улетает лето»), то здесь воспитатель организует наблюдения на участке, в парке, проводит игры дидактические и подвижные.
Дети должны сами увидеть красоту падающих листьев, паучка на кончике паутинки, услышать шорох листьев, то есть делается все то, что приближает их опыт к содержанию стихотворения. Иллюстрации в книгах помогают детям представить сюжет, героев или природу, которые описываются в них Лучше всего иллюстрации рассматривать после чтения книги. Для этого нужно иметь на каждого ребенка иллюстрацию к этой книге. Если же она одна, то ее надо поднести поближе к детям, давая возможность каждому рассмотреть ее При заучивании стихов нужно всегда использовать иллюстрационный материал: картины, игрушки, слайды или диапозитивы. При чтении детям в свободное время, можно подобрать книгу, содержание которой, было бы связано с темой по ознакомлению с окружающим миром. Это поможет педагогу добиться более прочного усвоения детьми изучаемого материала. Книжный уголок в группе должен быть расположен в доступном для ребенка месте. Книги в нем нужно менять. Воспитатель должен следить за тем, чтобы книги соответствовали временам года, каким-либо знаменательным событиям или праздникам, чтобы на полках были книги русских, зарубежных писателей и поэтов, сказки. Книги нужно подобрать красочные, с крупным шрифтом. Вывод: Из всего сказанного сделаем вывод , что художественные произведения и произведения народное творчества играют очень важную роль в познании окружающего мира ребёнком дошкольного возраста.


В раздел образования