Напоминание

Моя самооценка или как полюбить себя


Автор: Лим Наталья Георгиевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Троицкая СОШ
Населённый пункт: село Троицкое, Чеховского района, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя самооценка или как полюбить себя
Раздел: среднее образование





Назад







КЛАССНЫЙ ЧАС

«МОЯ САМООЦЕНКА,

ИЛИ

КАК ПОЛЮБИТЬ СЕБЯ»

Дата проведения___________

Класс_______

Цель:
побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качества и места среди людей

Задачи:
1. Уяснение сущности понятия «самооценка». 2. Выявления школьниками собственных противоречий и проблем на пути к обретению адекватной самооценки. 3. Моделирование действий по осуществлению реальной самооценки.
Цитата на доске:
«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает» (Л.Н. Толстой)
Этапы проведения
Педагог. Оценивать себя реально - очень важное умение, помогающее человеку избежать разочарова- ний, реализовать свой потенциал, не быть в конфликте с самим собой.
Этап первый. Диагностика.
Педагог: Я предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?»(Степанов С.) 1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала?(Да-4, нет-16) 2. Есть ли у вас хобби?(Да-18, нет-5) 3. Когда ваша работа не ладится,способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (Да-6, нет-12) 4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует?(Да-16, нет-2) 5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном чело- веке?(Да-3, нет-12) 6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашими друзьями произошли те же неприятно- сти, что и с вами?(Да-18, нет-5) 7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое то дело идет гораздо лучше без вашего участия?(Да-2, нет-16) 8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею?(Да-6, нет-20) 9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (Да-1, нет-12) 10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей?(Да-16, нет-3) Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму. Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких. От 60 до 120 баллов. вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности. Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете. Педагог. Полученный каждым из вас результат - это отправная точка нашего общения. Сегодня мы должны обсудить следующие вопросы. Как и из чего складывается уверенность человека в себе? По- чему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверенные? Как это может отразиться на жизненном успехе?
Этап второй. Определение понятия.
Педагог. Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе. (Дети высказывают возможные варианты суждений) В психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трех компонентов Самом себе Месте среди люде ---- Самооценка - это мнение --- Своих возможностях о человеке и качествах От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требователь- ность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой - «Ну что я мог
поделать?». И в завышенной самооценке нет ничего хорошего. падая с «пьедестала», возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться и обидеться на весь мир. Предлагаю ситуативную игру. Вы объединитесь по 4-5 человек и через 5 минут представляете ко- роткий сюжет(в виде сценки, монолога или диалога) на тему,. которую я предложу или вы выберете сами. Например, ученик получил «2» по предмету, разбил стекло, подрался с одноклассниками и др. Нужно постараться представить, какие признаки в поведении, внешнем облике выдают человека стой или иной самооценкой (для каждой группы - один вариант: с завышенной, заниженной или реально соответствующей ситуации).Представление сюжетов сопровождается обменом мнений. Комментарии педагога. Как видим, людей с заниженной самооценкой обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спины других, неуверенность, растерянность, а то и паника при любых неожиданностях. С такими людьми трудно, они ненадежны, их обычно недолюбливают. «Непризнанные гении» тоже утомляют, т.к. они всегда недовольны и ищут причины неудач в других. Так что задача каждого привести самооценку к нормальному уровню.
Этап третий. Выявление проблем.
Педагог. А теперь обратимся к обсуждению вопроса о том, насколько ваша самооценка совпадает с мнением окружающих. Предлагаю задание, которое называется «Портрет». работаем парами. Суть за- дания заключается в следующем: вам предстоит в течение 5 минут написать на листе бумаги словес- ный портрет своего соседа по парте. Портрет должен представить читающему ответ на вопросы: «Кто он?» и «Какой он?». Постарайтесь быть объективными. А теперь необходимо обменяться текстами словесных портретов и сопоставить свое представление о себе с мнением товарища. Помните, что не всегда мнение окружающих является абсолютной исти- ной. Часто то, что люди считают нашими недостатками, является лишь выражением нашей индивиду- альности. Иногда реальная самооценка является одновременно и освобождением от мнения других. Если вы это поймете, то у вас пропадет желание постоянно сравнивать себя с другими. Вам предлагается набор слов-обращений, которые могут повысить самооценку тех, кому они адресо- ваны (раздаются листочки с текстом на каждый стол): Молодец! Хорошо! Удивительно! Гораздо лучше, чем я ожидал. Лучше, чем все, кого я знаю. Великолепно! Прекрасно! Грандиозно! Незабываемо! Сказано здорово - просто и ясно. Остроумно. Талантливо. Ты -одаренный. Уже лучше. Лучше, чем я мог подумать. Потрясающе. Замечательно. Поразительно. Неподражаемо. Несравненно. Красота! Как в сказке. Очень ясно. Ярко, образно. Очень эффектно. Прекрасное начало. Ты - просто чудо. Ты на верном пути. Здорово! Ты в этом разобрался. Ты ловко это делаешь. Это как раз то, что нужно Ух!!! Поздравляю. Я тобой горжусь. Я просто счастлив. Мне очень важна твоя помощь. Работать с тобой- просто радость. Для меня важно все, что тебя волнует. С каждым днем у тебя получается все лучше. Для меня нет никого красивее тебя. Научи меня делать также. Тут мне без тебя не обойтись. Я знал, что тебе это по силам. Ты мне нужен именно такой, какой есть. Никто мне не может заменить тебя. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Я сам не смог бы сделать лучше. Педагог. А теперь попытаемся выяснить причины низкой самооценки, что очень типично для взросле- ющих подростков. Снова объединяемся парами и поработаем с таблицей (каждой паре раздается карточка с таблицей, в которой заполнена только левая графа) Необходимо заполнить правую графу таблицы.

Типичные причины низкой самооценки, выявленные

психологом

Что следует делать для повышения

самооценки
Отсутствие позитивного мышления (мир жесток, я никому не нужен, завтра будет еще хуже, нет выхода, все плохо) Отрицательные мысли о себе (я недостаточно хорош,я ниче- го не достигну в жизни, я не способный, я некрасивый, меня никто не любит) Отсутствие любви к себе (постоянное неодобрение своих поступков, желание «подстроиться» под кого-то) Непризнание своих талантов. Пассивность, нежелание их проявить (человек знает о своих способностях к какому-то делу, но что-то мешает ему их продемонстрировать окружа- ющим) Педагог. Обобщая ваши суждения, хочу подчеркнуть, что слова и мысли, в которые мы их облекаем, создают наше будущее и то, что мы испытываем в жизни. Если мы предпочитаем думать, что жизнь одинока и нас никто не любит, то именно это мы и получаем в жизни.
Четвертый этап. Самооценка и перспектива жизни.
Педагог. Сейчас каждому из вас необходимо обратиться к самому себе. Вам предстоит подумать и представить свой жизненный девиз, который, по вашему мнению, приведет к успеху и исполнению мечты. Как и любой девиз, это должна быть короткая, но емкая фраза, в которой заключена ваша соб- ственная индивидуальность на основе реальной самооценки. Время на работу 5 минут, после чего вы озвучите свой девиз (учащиеся озвучивают свои девизы). Итак, мы поняли, что реальная самооценка - это очень важно. Каждый из вас уникален и прекрасен. Чаще думайте о том, что может сделать вас счастливыми, верьте в свои силы и следуйте принятому в жизни девизу.


В раздел образования