Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде ДОУ
Автор: Селифонова Ирина Викторовна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МКОУ "СОШ ст.Екатериноградской" Населённый пункт: КБР, Прохладненский р-н, ст.Екатериноградская Наименование материала: Методическая разработка Тема: Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде ДОУ Раздел: дошкольное образование
«Здоровье – не все, но все без здоровья - ничто».
Сократ.
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе
формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются
различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются
черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и
укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых
для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности,
что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного
формирования и развития психических функций и интеллектуальных
способностей дошкольника.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать
комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его
обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс
получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровье сберегающие технологии – это целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые
осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и
родителей, ребенка и медсестры.
Все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на 3 группы:
1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы
дыхательная гимнастика
пальчиковая гимнастика
артикуляционная гимнастика
гимнастика для глаз
подвижные и спортивные игры
закаливающие процедуры
оздоровительный бег
ритмопластика
подвижные игры
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих
процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению
заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть
физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек
здорового образа жизни
2 группа Технологии обучения здоровому образу жизни:
точечный массаж
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную
направленность:
- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в
пространстве, приёмам элементарной страховки;
- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего,
выносливость и силу;
- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают
двигательные способности и самостоятельность.
3 группа Технология коррекции поведения:
музыкотерапия
сказкотерапия
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий
повышает результативность воспитательно-образовательного процесса,
формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на
сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Таким образом, в СПДО создаются условия для повышения двигательной
активности детей, а также их расслабления и отдыха:
- физкультурный зал, оснащенный современным спортивным инвентарем и
нестандартным физкультурным оборудованием;
- музыкальный зал для занятий и ритмической гимнастики;
- имеется спортивная площадка для спортивных игр и развлечений с
оборудованной полосой препятствий, беговой дорожкой.
Для
совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в
каждой возрастной группе, согласно ФГОС ДО, оформлены мини центры по
физической культуре, учитывающие возрастные особенности детей, а также их
интересы:
турники,
трапеции,
кольца,
верёвочные лесенки,
маты для выполнения кувырков.
С помощью родителей изготовили ящички, которые наполнили керамзитом,
каштанами, шишками, морской галькой, что положительно влияет на укрепление
детской стопы.
Следуя рекомендациям кандидата педагогических наук доцента
Н.Н. Ефименко: превратить казенные, однообразные, не интересные занятия по
физической культуре в увлекательные занятия-спектакли,
дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому и
интеллектуальному развитию, обогатили предметно-развивающую среду
нестандартным физоборудованием.
Для профилактики плоскостопия руками педагогов оформлено не-
стандартное физоборудование для физкультурного зала:
дорожки «Здоровья» в виде «змеек», «гусеничек», «ящериц» с
нашитыми пуговицами, вызывающие у детей интерес и желание
заниматься;
дорожки с крышечками, пробками;
лесенка – чудесенка для упражнения в прыжках;
коврики – массажёры;
волшебные «пуговицы»;
«сказочные пирамиды» и др.
Яркое, красочное оборудование повышает интерес к занятиям физической
культурой, желание заниматься.
С помощью родителей изготовили степы по количеству детей для занятий
ритмической гимнастикой.
Поместили бревно, разновысотные пенечки для упражнений в
равновесии, приобрели «чудо – лабиринт» для упражнения детей в
разнообразных видах лазания.
В СПДО осуществляется медико-педагогический контроль за качеством
проведения и физической нагрузкой детей на физкультурных занятиях, утренней
гимнастике. Благодаря высокому уровню методической подготовки педагогов,
хорошему оснащению материально-технической базы по физическому
воспитанию уровень моторной плотности занятий превышает 90%, дети получают
хорошую физическую нагрузку. Дошкольное образовательное учреждение
постоянно осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и развития. Одним из путей решения
является комплексный подход к оздоровлению детей через использование
здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический
процесс современного детского сада.
Педагогический коллектив СПДО активно внедряет элементы
здоровьесберегающих технологий:
«Развивающая педагогика оздоровления», автором которой является
В.Т. Кудрявцев;
«Театр физического развития и оздоровления дошкольников и младших
школьников», оригинальная авторская программа Н. Н. Ефименко;
Точечный массаж биологически активных точек организма по системе
профессора Аллы Алексеевны Уманской
Танцевально – игровая гимнаст для детей СА ФИ ДАНСЕ авторы
Ж.Е.Фирилева, Е.Г. Сайкина
«Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах
температур, тонизирующий кровеносные сосуды и тренирующий
иммунную систему ребенка , автор М.И. Кузнецова .
Нетрадиционные методы закаливания по методике
В.А. Алямовской
Традиционная и нетрадиционная методика закаливания
автор Ю.Ф. Змановский.
Все формы оздоровительной работы проводятся с использованием игровых
приёмов, что даёт высокий оздоровительный эффект.
Оздоровление детей осуществляется и на утренней гимнастике, которая
проводится в форме:
танцевальных упражнений,
ритмической гимнастики,
сюжетно-игровых упражнений,
«пластического балета».
С целью укрепления здоровья детей во 2 половину дня, после сна во всех
группах проводятся закаливающие процедуры с помощью солевых дорожек,
контрастных грелок в сочетании с элементами дыхательной гимнастики, само -
массажа, босохождения по дорожкам с крышечками,
пуговицами, пробками, топтание в ящичках с керамзитом, что повышает
иммунитет детей к ОРВИ.
Активно используем методику музыкально-рефлекторного пробуждения детей
после сна, обеспечив каждую возрастную группу магнитофоном и аудио записями
классической музыки.
Благодаря активному внедрению в практику работы с детьми элементов
здоровьесберегающих технологий, дети в нашем ОУ растут здоровыми,
физически развитыми, с хорошей осанкой, с правильно сформированными
двигательными навыками и умениями.
Физические упражнения стали для детей естественной потребностью, а
физзанятия - любимыми.
Коллектив СПДО МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской» делится опытом
работы по внедрению здоровьесберегающих технологий не только с педагогами
Прохладненского района, но и республики (30 сентября в Баксанском районе
Селифоновой И.В. был проведен мастер – класс по теме: «Дыхательная
гимнастика с использованием нестандартного физоборудования»).
Таким образом, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность
в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в
работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает
результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у
педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление
здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ
жизни
Литература:
1.
Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ –
Волгоград: Учитель, 2009.
2.
Третьяков
П.И.,
Белая
К.Ю.
Дошкольное
образовательное
учреждение:
управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю.Белая. - М.: Новая школа,
2001.
3.
Горбатова М.С.
Оздоровительная работа в ДОУ – Волгоград: «Учитель»
2011г.
4.
Ахметзянов И.М. Охрана здоровья дошкольников. Справочное пособие для
ДОУ – Москва: ТЦ СФЕРА 2013г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст. Екатериноградской»
структурное подразделение дошкольного образования
Место здоровьесберегающих технологий в
образовательной среде ДОУ
сообщение
к районному семинару
воспитателя высшей кв. категории
Селифоновой Ирины Викторовны
ст. Екатериноградская
ноябрь 2016 г.