Напоминание

Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде ДОУ


Автор: Селифонова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МКОУ "СОШ ст.Екатериноградской"
Населённый пункт: КБР, Прохладненский р-н, ст.Екатериноградская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Место здоровьесберегающих технологий в образовательной среде ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Здоровье – не все, но все без здоровья - ничто». Сократ. Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровье сберегающие технологии
– это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медсестры.
Все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на 3 группы:
1 группа
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
 динамические паузы  дыхательная гимнастика  пальчиковая гимнастика  артикуляционная гимнастика  гимнастика для глаз  подвижные и спортивные игры  закаливающие процедуры  оздоровительный бег  ритмопластика  подвижные игры Особое внимание в режиме дня уделяется проведению
закаливающих

процедур,
способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть
физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни 2 группа
Технологии обучения здоровому образу жизни:
 точечный массаж  спортивные развлечения, праздники  День здоровья  утренняя гимнастика  физкультурные занятия Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность: - маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки; - в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу; - в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность. 3 группа
Технология коррекции поведения:
 музыкотерапия  сказкотерапия Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников Таким образом, в СПДО создаются условия для повышения двигательной активности детей, а также их расслабления и отдыха: - физкультурный зал, оснащенный современным спортивным инвентарем и нестандартным физкультурным оборудованием; - музыкальный зал для занятий и ритмической гимнастики; - имеется спортивная площадка для спортивных игр и развлечений с оборудованной полосой препятствий, беговой дорожкой. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в каждой возрастной группе, согласно ФГОС ДО, оформлены мини центры по физической культуре, учитывающие возрастные особенности детей, а также их интересы:  турники,  трапеции,  кольца,  верёвочные лесенки,  маты для выполнения кувырков.
С помощью родителей изготовили ящички, которые наполнили керамзитом, каштанами, шишками, морской галькой, что положительно влияет на укрепление детской стопы. Следуя рекомендациям кандидата педагогических наук доцента Н.Н. Ефименко: превратить казенные, однообразные, не интересные занятия по физической культуре в увлекательные занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому и интеллектуальному развитию, обогатили предметно-развивающую среду нестандартным физоборудованием. Для профилактики плоскостопия руками педагогов оформлено не- стандартное физоборудование для физкультурного зала:  дорожки «Здоровья» в виде «змеек», «гусеничек», «ящериц» с нашитыми пуговицами, вызывающие у детей интерес и желание заниматься;  дорожки с крышечками, пробками;  лесенка – чудесенка для упражнения в прыжках;  коврики – массажёры;  волшебные «пуговицы»;  «сказочные пирамиды» и др. Яркое, красочное оборудование повышает интерес к занятиям физической культурой, желание заниматься. С помощью родителей изготовили степы по количеству детей для занятий ритмической гимнастикой. Поместили бревно, разновысотные пенечки для упражнений в равновесии, приобрели «чудо – лабиринт» для упражнения детей в разнообразных видах лазания. В СПДО осуществляется медико-педагогический контроль за качеством проведения и физической нагрузкой детей на физкультурных занятиях, утренней гимнастике. Благодаря высокому уровню методической подготовки педагогов, хорошему оснащению материально-технической базы по физическому воспитанию уровень моторной плотности занятий превышает 90%, дети получают хорошую физическую нагрузку. Дошкольное образовательное учреждение постоянно осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Педагогический коллектив СПДО активно внедряет элементы здоровьесберегающих технологий:  «Развивающая педагогика оздоровления», автором которой является В.Т. Кудрявцев;  «Театр физического развития и оздоровления дошкольников и младших школьников», оригинальная авторская программа Н. Н. Ефименко;  Точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской  Танцевально – игровая гимнаст для детей СА ФИ ДАНСЕ авторы Ж.Е.Фирилева, Е.Г. Сайкина
 «Льдинка» - оздоровительный массаж, основанный на перепадах температур, тонизирующий кровеносные сосуды и тренирующий иммунную систему ребенка , автор М.И. Кузнецова .  Нетрадиционные методы закаливания по методике В.А. Алямовской  Традиционная и нетрадиционная методика закаливания автор Ю.Ф. Змановский. Все формы оздоровительной работы проводятся с использованием игровых приёмов, что даёт высокий оздоровительный эффект. Оздоровление детей осуществляется и на утренней гимнастике, которая проводится в форме:  танцевальных упражнений,  ритмической гимнастики,  сюжетно-игровых упражнений,  «пластического балета». С целью укрепления здоровья детей во 2 половину дня, после сна во всех группах проводятся закаливающие процедуры с помощью солевых дорожек, контрастных грелок в сочетании с элементами дыхательной гимнастики, само - массажа, босохождения по дорожкам с крышечками, пуговицами, пробками, топтание в ящичках с керамзитом, что повышает иммунитет детей к ОРВИ. Активно используем методику музыкально-рефлекторного пробуждения детей после сна, обеспечив каждую возрастную группу магнитофоном и аудио записями классической музыки. Благодаря активному внедрению в практику работы с детьми элементов здоровьесберегающих технологий, дети в нашем ОУ растут здоровыми, физически развитыми, с хорошей осанкой, с правильно сформированными двигательными навыками и умениями. Физические упражнения стали для детей естественной потребностью, а физзанятия - любимыми. Коллектив СПДО МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской» делится опытом работы по внедрению здоровьесберегающих технологий не только с педагогами Прохладненского района, но и республики (30 сентября в Баксанском районе Селифоновой И.В. был проведен мастер – класс по теме: «Дыхательная гимнастика с использованием нестандартного физоборудования»). Таким образом, используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни Литература: 1. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ –
Волгоград: Учитель, 2009. 2. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю.Белая. - М.: Новая школа, 2001. 3. Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ – Волгоград: «Учитель» 2011г. 4. Ахметзянов И.М. Охрана здоровья дошкольников. Справочное пособие для ДОУ – Москва: ТЦ СФЕРА 2013г. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ст. Екатериноградской» структурное подразделение дошкольного образования
Место здоровьесберегающих технологий в

образовательной среде ДОУ
сообщение к районному семинару воспитателя высшей кв. категории Селифоновой Ирины Викторовны ст. Екатериноградская ноябрь 2016 г.


В раздел образования