Напоминание

Дидактическая игра, как средство речевого развития


Автор: Колыбасова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 Стрyктyрное подразделение " Детский сад "Ёжик"
Населённый пункт: Самарская область город Новокyйбышевск
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра, как средство речевого развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Госyдарственное бюджетное образовательное yреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №6 города Новокyйбышевск городского окрyга Новокyйбышевск Самарской области Стрyктyрное подразделение « Детский сад «Ёжик»
Консультация для воспитателей

Дидактическая игра как средство развития речевого

творчества
Исполнитель: Воспитатель Колыбасова Ю.В. г. о. Новокуйбышевск 2016 год
Образовательная работа с детьми может вестись самыми различными средствами в зависимости от целей, ради которых она проводится. Это могут быть цели общего развития ребенка без притязаний на программный характер. Тогда образовательная работа может быть выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения взрослого с ребенком. На ряду с общими целями существуют и цели более конкретные, направляющие образовательную работу в определенное русло. Например, нужно улучшить речевое развитие, развить ребенка в музыкальном отношении. Для того, чтобы эти конкретные требования были осуществлены, необходимо детей обучать. Рассматривая средства образовательной работы, мы встречаемся с понятием дидактики и по отношению к дошкольному возрасту (дидактические игры, дидактический материал, дидактический метод). Дидактические средства образовательной работы можно разделить на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач. В дидактической игре, наиболее популярном средстве дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т. д., выполнения правил игры. В дидактических играх контроль принадлежит детям , взрослый в лучшем случае может действовать на одном уровне с играющими детьми, то есть в рамках правил игры и игровых действий.
С какой игры начинать?
Это важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Необходимо иметь представление о каждой из игр и сопоставлять с возможностями и уровнем развития ребенка. Нельзя брать для начала самые трудные задания: они могут отпугнуть ребенка. Лучше начать с заведомо более легких, которые ему явно под силу, а затем усложнять. Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?». Умение называть объект и его признаки развивается в играх «Что за овощ?», «Что за предмет?», «Что у кого?». Умению быть внимательными при перечислении признаков, находить ошибки при описании предмета дети обучаются в игре «Что напутал Буратино?» А можно ли в один день играть в две или три развивающие игры? Конечно, можно, но только чтобы минимум две из них были хорошо знакомы ребенку, и чтобы у него было настроение за них браться. Это условие надо соблюдать всегда. Не следует ставить такую цель: «играть 10 минут». Пусть ребенок играет сколько хочет. Когда в ходу несколько игр, если они различны по своему характеру. В одной, например, ребенок складывает кубики, в другой рисует цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки. Для развития речевого слуха полезны дидактические игры, в которых перед детьми ставиться задача угадать, какое слово произнесено. Первый вариант: дети угадывают шепотом произнесенное слово, смотря в лицо говорящему, т.е.
слуховое восприятие сочетается со зрительным. Второй вариант: восприятие детьми слова только на слух, не глядя на говорящего. Упражнение звукового аппарата в виде звукоподражания может быть включено в самые разнообразные дидактические игры, например, «Чудесный мешочек» В дидактических играх типа «Угадай, кто это» дети по звукоподражанию должны назвать животное. Звукоподражание имеет место и в подвижных играх: «Поезд», «Воробушки и автомобиль». Звукоподражание может быть элементом рассказа или стихотворения. Короткие дидактические рассказы со звукоподражанием составляются воспитателем. Это может быть рассказ о прогулке в лес, где дети слушают голоса птиц, журчанье лесного ручья, шум деревьев и др. Многократное звукоподражание в ходе рассказа быстро подхватывается всеми детьми, доставляет им удовольствие. Принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, можно иногда упражнять детей в рассказывании придать игровую форму. Это могут быть короткие описания игрушек, открыток и др. предметов, включенных в дидактическую игру («Чудесный мешочек», «Угадай картинку по описанию» и др.) Для дидактических игр, где поставлена задача обучать детей рассказыванию, важно подобрать такие объекты, которые выделяются и привлекают детей своим внешним видом, о которых они могут высказать свои суждения.
Правила игры.
1.Игра должна приносить радость ребенку и взрослому. 2.Заинтерисовывайте ребенка игрой, но не заставляйте играть. 3.Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны выполнять самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни вздохом. Дайте возможность думать. 4.Обязательно начинайте с посильных задач. 5. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы было можно попрыгать от восторга. 6 и т. д. – это те правила, которые вы найдете сами, чтобы ваша игра стала еще увлекательнее.
Используемая литература.
1.А. Т. Усова «Обучение в детском саду».
2.О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». 3.О. И. Соловьева «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду». 4.Б. П. Никитин «Ступеньки творче ства или развивающие игры».


В раздел образования