Дидактическая игра, как средство речевого развития
Автор: Колыбасова Юлия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 Стрyктyрное подразделение " Детский сад "Ёжик" Населённый пункт: Самарская область город Новокyйбышевск Наименование материала: статья Тема: Дидактическая игра, как средство речевого развития Раздел: дошкольное образование
Госyдарственное бюджетное образовательное yреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа №6 города Новокyйбышевск городского
окрyга Новокyйбышевск Самарской области
Стрyктyрное подразделение « Детский сад «Ёжик»
Консультация для воспитателей
Дидактическая игра как средство развития речевого
творчества
Исполнитель:
Воспитатель
Колыбасова Ю.В.
г. о. Новокуйбышевск
2016 год
Образовательная работа с детьми может вестись самыми различными
средствами в зависимости от целей, ради которых она проводится. Это могут
быть цели общего развития ребенка без притязаний на программный характер.
Тогда образовательная работа может быть выполнена в условиях игры, труда,
индивидуального общения взрослого с ребенком. На ряду с общими целями
существуют и цели более конкретные, направляющие образовательную работу
в определенное русло. Например, нужно улучшить речевое развитие, развить
ребенка в музыкальном отношении. Для того, чтобы эти конкретные
требования были осуществлены, необходимо детей обучать.
Рассматривая средства образовательной работы, мы встречаемся с понятием
дидактики и по отношению к дошкольному возрасту (дидактические игры,
дидактический материал, дидактический метод).
Дидактические средства образовательной работы можно разделить на две
группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во
второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу,
дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.
В дидактической игре, наиболее популярном средстве дошкольного обучения,
ребенок учится счету, речи и т. д., выполнения правил игры. В дидактических
играх контроль принадлежит детям , взрослый в лучшем случае может
действовать на одном уровне с играющими детьми, то есть в рамках правил
игры и игровых действий.
С какой игры начинать?
Это важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа.
Необходимо иметь представление о каждой из игр и сопоставлять с
возможностями и уровнем развития ребенка. Нельзя брать для начала самые
трудные задания: они могут отпугнуть ребенка. Лучше начать с заведомо более
легких, которые ему явно под силу, а затем усложнять.
Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь
слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?».
Умение называть объект и его признаки развивается в играх «Что за овощ?»,
«Что за предмет?», «Что у кого?».
Умению быть внимательными при перечислении признаков, находить ошибки
при описании предмета дети обучаются в игре «Что напутал Буратино?»
А можно ли в один день играть в две или три развивающие игры? Конечно,
можно, но только чтобы минимум две из них были хорошо знакомы ребенку, и
чтобы у него было настроение за них браться. Это условие надо соблюдать
всегда. Не следует ставить такую цель: «играть 10 минут». Пусть ребенок
играет сколько хочет. Когда в ходу несколько игр, если они различны по своему
характеру. В одной, например, ребенок складывает кубики, в другой рисует
цветными карандашами. В результате смены деятельности дети не знают ни
усталости, ни скуки.
Для развития речевого слуха полезны дидактические игры, в которых перед
детьми ставиться задача угадать, какое слово произнесено. Первый вариант:
дети угадывают шепотом произнесенное слово, смотря в лицо говорящему, т.е.
слуховое восприятие сочетается со зрительным. Второй вариант: восприятие
детьми слова только на слух, не глядя на говорящего.
Упражнение звукового аппарата в виде звукоподражания может быть
включено в самые разнообразные дидактические игры, например, «Чудесный
мешочек»
В дидактических играх типа «Угадай, кто это» дети по звукоподражанию
должны назвать животное. Звукоподражание имеет место и в подвижных играх:
«Поезд», «Воробушки и автомобиль».
Звукоподражание может быть элементом рассказа или стихотворения. Короткие
дидактические рассказы со звукоподражанием составляются воспитателем. Это
может быть рассказ о прогулке в лес, где дети слушают голоса птиц, журчанье
лесного ручья, шум деревьев и др. Многократное звукоподражание в ходе
рассказа быстро подхватывается всеми детьми, доставляет им удовольствие.
Принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, можно иногда
упражнять детей в рассказывании придать игровую форму. Это могут быть
короткие описания игрушек, открыток и др. предметов, включенных в
дидактическую игру («Чудесный мешочек», «Угадай картинку по описанию» и
др.)
Для дидактических игр, где поставлена задача обучать детей рассказыванию,
важно подобрать такие объекты, которые выделяются и привлекают детей
своим внешним видом, о которых они могут высказать свои суждения.
Правила игры.
1.Игра должна приносить радость ребенку и взрослому.
2.Заинтерисовывайте ребенка игрой, но не заставляйте играть.
3.Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны выполнять
самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни
жестом, ни вздохом. Дайте возможность думать.
4.Обязательно начинайте с посильных задач.
5. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте
двигательную активность ребенка, чтобы было можно попрыгать от восторга.
6 и т. д. – это те правила, которые вы найдете сами, чтобы ваша игра стала еще
увлекательнее.
Используемая литература.
1.А. Т. Усова «Обучение в детском саду».
2.О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду».
3.О. И. Соловьева «Методика развития речи и обучения родному языку в
детском саду».
4.Б. П. Никитин «Ступеньки творче
ства или развивающие игры».