Автор: Кондакова Матрена Гаврильевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-Д/с №86 "Колокольчик" городского округа "город Якутск" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Мини-музей" мир глазами ребенка Раздел: дошкольное образование
мышления, обогащает словарный запас, становится средством передачи
культурного и духовного опыта.
Цель: обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми
формами работы с детьми и их родителями.
Задачи:
- знакомство и формирование первоначального понятия «история», через
историю родного города, через понятие малой родины;
- обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста;
- создание условий для восприятия сведений об природно-
экологическом, культурном и историческом своеобразии мира;
- пропаганда работы мини-музея среди родителей, детей через
совместную поисковую и созидательную деятельность;
Обзорная карточка
о Российской Федерации
Обзорная карточка
о Республике Саха (Якутия)
Обзорная карточка
о континентах
Обзорная карточка
о континентах
м
Название
мини-музей « Мир глазами
детей »
Вид
долгосрочный
Участники
дети, педагоги, родители
Размещение
3 этаж детского сада
Профиль
познавательный
Экспонаты
сувениры разных стран мира
Паспорт мини-музея
Музейная педагогика
Это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения,
педагогики
и
психологии,
рассматривающая
музей
как
образовательную
систему
и
направленная
на
оптимизацию
взаимодействия музея и посетителя. Музейная педагогика – одно
из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро
р аз вивается,
ее
р ассм атр ивают
как
и н н о в а ц и о н н у ю
педагогическую
технологию.
Музейная
педагогика
в
ДОУ
–
область
образовательно-воспитательной
деятельности,
направленная на формирование у ребенка ценностного отношения
к действительности.
Конечно,
в
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции,
соответствующие
требованиям
музейного
дела.
Поэтому и называются эти экспозиции “мини-музеями”. Часть
слова
“мини”
отражает
возраст
детей,
для
которых
они
предназначены,
размеры
экспозиции
и
четко
определенную
тематику такого музея.
Педагогические функции музея
Образовательные
-
развитие зрительно-речевого восприятия,
усвоение информации;
- использование дидактических материалов,
расширяющих, рамки учебной программы,
стимулирующих интерес к странам мира.
Развивающие
- активизация мышления;
- развитие интеллектуальных чувств,
памяти, сенсорно-физиологических структур;
- обогащение словарного запаса.
Воспитательные
-
формирование личностных качеств,
взглядов, убеждений;
- становление умственного, нравственного,
трудового, эстетического воспитания
Просветительские
- формирование умений, навыков;
- формирование адекватного осмысленного
отношения к получаемой информации.
Этапы проекта
Тема проекта
Подготовительный этап
Реализация проекта
«Мой мир»
2013 г. Составление плана,
определение содержания
экспозиции. Сбор
экспонатов: сувениры из
разных стран, литература др.
2013 – 2017 гг. Показ экспозиций, общая
экскурсия. По темам:
«Моя родина Якутия»
«Россия - великая держава»
«Люди и страны»
«Быт наших предков»
«Страны и континенты»
Экспонаты из бумаги, ткани и др.
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами.
Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно-
образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация»,
«Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной
литературы».
Глиняные и восковые сувениры
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами.
Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно-
образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация»,
«Познание», «Художественное творчество».
Фарфоровые и деревянные сувениры
Экспонаты данной коллекции выполнены профессиональными мастерами.
Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно-
образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация»,
«Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной
литературы».
Этапы проекта
Тема проекта
Подготовительный этап
Реализация проекта
«Куклы народов
мира»
2014 г. Составление плана,
определение содержания
экспозиции. Сбор экспонатов: куклы
разных народов, фотографии.
2014 - 2017 гг. Показ экспозиций,
общая экскурсия. По теме:
«Куклы в народных костюмах»
Разделы мини – музея, особенности использования.
Куклы
Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и
используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.
Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно-образовательной
деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание»,
«Коммуникация», «Художественное творчество».
Библиотека
Здесь собраны буклеты разных стран. Могут быть использованы в
непосредственно-образовательной деятельности и при работе с
родителями.
Этапы проекта
Тема проекта
Подготовительный этап
Реализация проекта
«Боевая слава»
2014 г. Составление плана,
определение содержания
экспозиции. Сбор экспонатов:
макеты боевых оружий, техники,
фотографии, копии фронтовых
писем, документов др.
2014-2017 гг. Показ экспозиций, общая
экскурсия. По темам:
«Якутия в годы Великой Отечественной
войны 1942 - 1945 гг.» посвященный
ВОВ.
«Песни и стихи военных лет»
Этапы проекта
Тема проекта
Подготовительный этап
Реализация проекта
«Виртуальная
Якутия»
2016 гг. Разработка положения,
определение содержания
экспозиции. Сбор конкурсных
видео-материалов, привлечение
родителей и детей для проектно-
исследовательских работ.
2016 – 2018 гг. Показ проектно-
исследовательских работ родителей и
детей - виртуальная экскурсия по
достопримечательным местам Якутии.
Этапы проекта
Тема проекта
Подготовительный этап
Реализация проекта
«История
нашего
детского сада»
2014 гг. Составление плана,
определение содержания
экспозиции. Сбор экспонатов:
фотографии, документы из архива,
литература др.
2014 - 2018 гг. Показ экспозиций,
общая экскурсия. По темам:
«Эти годы золотые…»,
«Летопись знаменательных дат»,
«Наши ветераны».
Месяц
Тема
Форма работы
Октябрь
«Россия - великая держава»
«Моя родина Якутия»
Экскурсия, беседа, выставка.
Ноябрь
«Люди и страны»
«Куклы в народных костюмах» (куклы народов России)
Экскурсия, беседа,
развлечения.
Декабрь
«Быт наших предков»
«Куклы в народных костюмах» (куклы народов Азии)
Экскурсия, беседа, игры,
рисование.
Январь
«Страны и континенты»
«Куклы в народных костюмах» (куклы народов Европы)
Экскурсия, беседа,
соревнования.
Февраль
«Песни и стихи военных лет»
Показ проектно-исследовательских работ родителей и детей -
виртуальная экскурсия по достопримечательным местам Якутии.
Экскурсия, беседа, защита
проекта, конкурс чтецов,
конкурс песни и строя.
Март
Показ проектно-исследовательских работ родителей и детей -
виртуальная экскурсия по достопримечательным местам Якутии.
«Достопримечательности Европы»
Экскурсия, беседа-
путешествие, защита
проекта.
Апрель
Показ проектно-исследовательских работ родителей и детей -
виртуальная экскурсия по достопримечательным местам Якутии.
«Якутия земля Олонхо»
Экскурсия, беседа, прогулки-
походы.
Май
«Якутия в годы Великой Отечественной войны 1942 - 1945 гг.»
Показ проектно-исследовательских работ родителей и детей -
виртуальная экскурсия по достопримечательным местам Якутии.
Экскурсия, беседа, битва
хоров, конкурс поделок.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
на 2016 – 2017 учебный год
Таким образом, экспозиции мини - музея позволяет вести
разноплановую работу с детьми, применять различные методики,
использовать материалы для всех видов непосредственно образовательной
деятельности.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на
расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих
музеях.
Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути
человека в мир всемирной культуры. Оказать влияние на формирование его
личности, воспитать достойного гражданина.
Создание мини – музея
позволило сделать слово «музей» привычным
и привлекательным для
д е т е й
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а .
Экспонаты музея используются для развития речи, воображения,
интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники
в ы с т у п а ю т
в
м у з е е
в
р о л и
э к с к у р с о в о д о в .
Многие родители начали посещать с детьми выставочный зал в нашем
городе, о чём потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу
и воспитателям. А мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-
развивающей среды и показал свою значимость в воспитании и развитии
детей.
Список экспонатов
1. Секция РФ
1.1. Карта Российской Федерации масштаб 1:5 500 000
Флаги:
1.2. Флаг РФ 1 шт.
1.3. Флаг РС(Я) 1 шт.
1.4. Флаг города Якутска 1 шт.
Гербы:
1.5. Герб РФ 1 шт.
1.6. Герб РС(Я) 1 шт.
1.7. Герб города Якутска 1 шт.
Портреты:
1.8. Портрет президента РФ В. В. Путина 1 шт.
1.9. Портрет президента РС(Я) Е. А. Борисов 1 шт.
1.10. Портрет мэра города Якутска А. С. Николаев 1 шт.
Керамические тарелки:
1.11. Город Владивосток 1 шт.
1.12. Город Санкт-Петербург 1 шт.
1.13. Крым 1 шт.
Куклы в национальных костюмах:
1.14. Кукла большая в русском народном костюме 1шт.
1.15. Кукла маленькая в русском народном костюме 1шт.
1.16. Кукла в летнем костюме Минской губернии 1шт.
1.17. Кукла в праздничном костюме Смоленской губернии 1 шт.
1.18. Кукла в летнем якутском национальном костюме 1 шт.
1.19. Кукла в зимнем якутском национальном костюме 1 шт.
Сувениры:
1.20. Матрешки 15 шт.
1.21. Петушок из Хохломы 1 шт.
1.22. Сувениры «Львы на набережной Санкт-Петербурга» 2 шт.
4) Континент Южная Америка 5) Континент Северная Америка 6) Континент Африка
Использованная литература:
1.
Нил Моррис, перевод И.Горелик, А Филонов, Б.Ахмедханов.
Большая энциклопедия школьника.- Москва. 2005- с. 254
2.
Система патриотического воспитания: планирование,
педагогические проекты, разработки тематических занятий и
сценарии мероприятий. Автор Е.Е. Александрова и др. – Волгоград
2007 – 203 с.
3.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско –
патриотическое воспитание дошкольников. – Москва 2007 – 104 с.
4.
Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях
многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города
Москвы. – Москва 2010 – 112 с.
5.
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(нетрадиционные
формы работы с дошкольниками по патриотическому
воспитанию) – Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. –
72 с.
6.
Журнал «Творчество в детском саду» № 2/2010. тема номера
«Декоративно – прикладное искусство».