Напоминание

Союз


Автор: Семенова Ольга Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Новокурская СОШ
Населённый пункт: д. Новокурск
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку 7 класс
Тема: Союз
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: Союзы сочинительные и подчинительные (7 класс).(авторМ. Т.Баранов)

Цели урока:
Учебные. 1. Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, с основными функциями союзов. 2. Показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов. Развивающие. 1. Расширение знаний о союзах. 2. Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные". Воспитательные. 1. Воспитание бережного отношения к матери, интереса к изучению русского языка
Ход урока
1.
Оргмомент

Начинается урок,

Он пойдёт вам впрок.

Постараемся всё понять -

Будем грамотно писать.

Запись числа,классная работа

-.2. Фронтальный опрос.
– Какие служебные части речи вы знаете? – Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.) - Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.) - Какие бывают союзы по составу?
(слайды2, 3)

Само слово "союз" мы пишем и произносим одинаково? Сделаем
транскрипцию
и сравним, чем отличается написание и произношение слова "союз".
Союз

1
.
Вывод:
- Интересно: 4 буквы, но 5 звуков., почему? Да, русский язык – это загадка.
историческая справка:
"Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка С О - со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)". Разбор
по составу
слова "
союз"

2
. Учитель: - Так и рождаются находки. Скажите, а зачем нам нужны союзы, какова их роль в языке?(ответы)
Послушайте, что сказал М.В. Ломоносов о союзах. (слайд)
- мне понравилось высказывание М.В. Ломоносова (1711-1765). Послушайте внимательно: "Союзы не что иное, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться". Чудесно сказал о союзах М.В. Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она? (Ответ: соединительная). Не забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру.
3. Новая теме


-

Итак, союзы по составу бывают простые и составные, а по значению-соч, и подчинит.

тема нашего урока?..
Союзы сочинительные и подчинительные"(
слайд 1)
- По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Разберемся, что значит сочинительные и подчинительные союзы. -Назовите однокоренные слова к словам «сочинительный» и «подчинительный». Сочинительный – сочинить, сочинение. Подчинительный – подчинить, подчинение. - Что значит сочинение и подчинение в словаре? Обратимся
к толковому словарю (зачитываются)

Сочинительные союзы
связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения. Сочинительные союзы обслуживают в предложении сочинительную связь. Такие предложения называются ССП
Подчинительные союзы
связывают неравноправные, синтаксически зависимые единицы – главную часть с придаточной в сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы служат средством выражения в языке подчинительной связи. Такие пр-я называются СПП. Сравним предложения, записанные на доске: [Ярко светит солнце], и [тает снег]. [Тает снег], (потому что ярко светит солнце). - В каком из них простые предложения равноправны, в каком одно подчиняется другому? 1 предложение сложносочиненное, 2 – сложноподчиненное. Обращается внимание на различие в
оформлении схем
. А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (слайд) Читает ученик. Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его.. И царский пир его прекрасен. – Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава".) – Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.) – А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)Многосоюзие – литературный прием, который замедляет фразу, придаетпр-ю плавность, благозвучие, усиливает выразительность речи. – Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте. Этот союз самый часто употребляемый в речи.(С.Михалков «А что у вас?») Работа по учебнику (стр. 149, теоретические сведения) 4.
Закрепление.
1.Работа с пословицами (карточки). Сам-но. Понаблюдаем за союзами в тексте. - Что объединяет эти пословицы? Какова их тема? 2.Вывод: Пословицы и поговорки о маме наполнены чувствами любви, доброты, уважения.. Каждый из нас ценит мать. Так было и тысячу лет назад и сейчас. С именем мама ложится и просыпается каждый малыш. Да и становясь старше, мы никогда не забываем о человеке, подарившем нам жизнь.
Мама – самый любимый и дорогой человек на свете.
3. Работа по учебнику.упр. 362(по вариантам)проверка 4. упр. 363 - А как отличить ССП и СПП? - Для чего они служат? - Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений? 5.
Подведение итогов урока
. Сделаем в заключение четкий вывод о союзах сочинительных и подчинительных. - Что вы сегодня на уроке узнали о союзе нового? (-Придаёт фразе плавность. - Делает речь благозвучной.) - Какая информация была новой для вас? (Понятие о многосоюзии) - Оцените свою деятельность на уроке, закончив одно из предложений (
слайд)

Теперь я могу… (определять роль союза в предложении) (легко написать сочинение по картине) Я бы хотел… (написать красивое сочинение по картине) Было трудно… (исправить грамматические ошибки) Было интересно… (проводить эксперимент со стихами Пушкина) (исправлять ошибки в предложениях) -ОцениваниеОтметку за работу получит каждый. Ведь сегодня был урок-практикум. -Озвучу я их чуть позже. Наш урок подошёл к концу. Но впереди у вас - учебный день. -
Вот что гласит легенда.
- Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял. Горизонт всюду. На каждом шагу. - Какую мораль содержит эта легенда? (Вокруг нас много того, чего мы не знаем, что должны узнать, изучить.) -На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, т.е. постигайте и узнавайте новое.
7.Домашнее задание. (Слайд)
Выписать из худпроизведений 6 предложений с сочинительными и подчин. союзами. Начертить схемы.
Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!


Самоанализ урока русского языка.
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Союзы сочинительные и подчинительные»
Тип урока: ознакомление с новым материалом. Задачи урока: Образовательные: 1)познакомить с союзами сочинительными и подчинительными, с их основными функциями. 2)показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов. Развивающие: 1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, 2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление. Воспитательные: 1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю, 2)воспитывать уважительное отношение к матери. 3)воспитывать интерес к русскому языку. Задачи урока реализовывались:через разные виды работ 1. образовательные цели - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с деепричастными оборотами, составлению схем предложений; 2. развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме; 3. воспитательные цели - через подбор дидактического материала.
Метод урока по типу познавательной деятельности: частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя), осуществлялся творческий характер познавательной деятельности( через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику). Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти. На данном занятии использовались технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии коллективного сотрудничества, технологии личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии. В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы. Соблюдены были структурные компоненты урока: 1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку. 2. Устный опрос(повторение теоретического материала). 3. Объяснение нового материала. 4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся. 5. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены. 6. Дано домашнее задание. Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. В ходе урока дети осознали новое для себя понятие «союзы сочинительные и подчинительные». Научились видеть их в предложении.


В раздел образования