Автор: Родомская Татьяна Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ОГКУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово" Населённый пункт: г. Черемхово, Иркутская область Наименование материала: конспект логопедического занятия в ДОУ Тема: "Моя дружная семья" Раздел: дошкольное образование
ОГКУСО ««Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
г. Черемхово»
Конспект НОД
Тема: «Моя дружная семья».
Разработала: учитель-логопед, Родомская Татьяна Владимировна.
Черемхово 2016 г.
План-конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Моя дружная семья».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Форма НОД: подгрупповая
Возраст детей: 7-8 лет
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширить и уточнить знания детей о семье;
- закрепить знания о родственных отношениях в семье.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать словарь на основе углубления знаний о семье;
- формировать навыки словообразования: учить образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать умение вести диалог.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание
высказывать свои чувства близким людям.
Оборудование: презентация, видеоролик «Моя дружная семья», фигуры
членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, корзинка «Добрые
дела», листы формата А 4 с картинками членов семьи - 4 штуки, звёзды
самоклеющиеся, солнышко, тучки, сундучок, картинка семья на каждого
ребёнка, музыка для проведения дин. паузы.
Ход занятия.
Слайд «Моя семья»
Дети совместно с логопедом входят в зал.
- Ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, мы рады всех видеть!
Давайте поздороваемся! Сегодня у нас необычное занятие, я думаю, что вы
будете стараться, и у вас обязательно всё получится.
Давайте, вспомним правило правильной красивой речи.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
I. Организационный момент.
- Ребята для вас пришло письмо, письмо не простое, а видеописьмо.
Хотите, вы узнать, что там и о чём мы будем говорить. Давайте посмотрим!
Слайд 2 (Дети рассаживаются на стульчики перед экраном телевизора для
просмотра видео и прослушивания песни «Моя дружная семья»)
II. Сообщение темы.
- Кто, ребята, догадался, о чём мы с вами будем сегодня говорить? (О семье).
- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, что же такое семья?
- Как вы думаете? (Ответы детей)
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка,
дедушка? ( Ответы детей).
III. Развитие лексико-грамматических категорий .
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто? (сын)
Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)
Девочка для папы и мамы? (дочка)
Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)
Мальчик для девочки в семье кто? (брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (сестра).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди. Давайте о них расскажем,
какие они?
1. Дидактическая игра:
«Подбери словечко»
(Дети выбирают фигуры членов семей и рассказывают)
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе,
дедушке, бабушке и т. д.
(Дети выбирают фигуры членов семей и рассказывают)
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная,
требовательная.
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная,
седая.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая,
большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший,
подвижный.
2. Дидактическая игра: «Кто что делает?»
В семье все члены выполняют разную работу. Что делает каждый. Перед
детьми на доске вывешиваются картинки с членами семей (мама, папа,
бабушка, дедушка). Дети называют вид работы и приклеивают звёздочку
напротив члена семьи.
Мама - стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит.
Папа - зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, делает ремонт.
Бабушка - готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки.
Дедушка - помогает бабушке, выносит мусор, чинит мебель.
Посмотрите, ребята, что вы можете сказать, сколько дел у наших родных:
мамы, папы, бабушки, дедушки (ответы детей). Мамам, папам нужно
помогать, а потом все вместе можно дружно отдыхать.
IV. Динамическая пауза .
Осенью, весной,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим всей семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками, киваем головой.
Мы кружимся на месте
И приседаем вместе.
3. Дидактическая игра: «Солнышко и дождик».
Я знаю, вы любите своих родителей, но иногда вы огорчаете их, не
слушаетесь, совершаете плохие поступки. Давайте, поиграем в игру
«Солнышко и дождик»
Я называю вам хороший поступок, вы поднимаете солнышко и улыбаетесь, я
называю плохой поступок, вы поднимаете тучку и делаете грустное лицо.
Сын полил цветы. (Солнышко)
Дочка подмела пол. (Солнышко)
Дети не убрали игрушки. (Тучка)
Брат и сестра ссорились. (Тучка)
Дочка вымыла посуду. (Солнышко)
Сын не заправил кровать. (Тучка)
Сын вёл себя хорошо. (Солнышко)
Ребята, вы запомнили хорошие дела, поступки. Давайте их соберём в
корзину добрых дел и запомним, что же нужно делать, чтобы мам, пап,
бабушек и дедушек не огорчать.
Дети, становятся в круг и передают друг другу корзину, называя добрые дела.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду заправлять кровать.
Я буду подметать пол.
Я буду вытирать пыль.
Я думаю, что вы не будете огорчать своих родителей, а будете делать только
хорошие поступки, тогда не будет сор, а семья будет дружной. Если вы
немножко огорчили своих родителей, что нужно сделать.
4. Дидактическая игра: «Назови ласково». В дружной семье не только
помогают друг другу, а ещё говорят ласковые слова. Давайте поучимся
говорить ласковые слова.
(Дети выбирают фигуры членов семей и говорят, как можно сказать ласково)
Мама- мамочка.
Папа-папочка.
Бабушка - бабуля.
Дедушка - дедуля.
Сын - сыночек.
Дочь - доченька.
Ребята, что же нужно делать, чтобы семья была дружной.
Слайд 3. Семья
Слайд 4. Друг другу помогать
Слайд 5 . Родителей, бабушек и дедушек не огорчать.
Слайд 6. Уметь просить прощение
Слайд 7. Говорить ласковые слова.
5. Игровое упражнение «Пожелание семье»
- Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.
Я хочу, чтобы моя семья была дружной, заботливой, весёлой.
V. Итог.
- О чем мы говорили, что больше понравилось?
- У меня для вас сюрприз, в сундучке, чтобы сундучок открылся, скажем, вот
такие слова чок-чок-чок откройся сундучок. (В сундучке картинка семья)