Роль семьи в воспитании и нравственном становлении личности.
Автор: Машковская Виктория Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ № 257 Населённый пункт: г. новокузнецк Наименование материала: консультация Тема: Роль семьи в воспитании и нравственном становлении личности. Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в воспитании и нравственном становлении
личности.
Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в
воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно
говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих
детей, – это любить их мать. Если же отношения между родителями
напоминают военные действия, то ребёнок, так или иначе,
привыкает к данному стилю, воспринимает его в качестве нормы.
Получая наглядные ежедневные примеры реализации данного
типа отношений, он рано или поздно пробует его на других людях.
В частности, в семьях, где родители враждуют, один из родителей,
как правило, привлекает ребёнка на свою сторону, поддерживая и
стимулируя его враждебное отношение к другой «половине». Здесь
уже идёт непосредственный тренинг враждебного, а иногда и
жестокого отношения к людям. Чаще всего ребёнок объединяется с
матерью.
С точки зрения реализации социально-педагогической функции
семьи разделили на две большие группы: благополучные и
неблагополучные. В свою очередь, благополучные семьи
представлены следующими двумя группами:
педагогически
грамотные (здоровые) семьи;
позитивно ориентированные на
воспитание детей. Здоровая (педагогически грамотная) семья
характеризуется следующими особенностями:
умением
разделять самого ребёнка и его проступки;
умением активно
слушать и понимать переживания и потребности своего ребёнка;
невмешательством в занятия, с которыми он справляется, и
стремлением заниматься вместе, помогать, когда он просит;
разрешением конфликтов с ребёнком без угроз и наказаний,
доверием к его пониманию и стремлением делиться своими
чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
поддержкой успехов ребёнка, использованием любых форм
выражения своих тёплых чувств и отношения: словами, лаской,
голосом, прикосновением. Семья, позитивно ориентированная на
воспитание детей:
присутствуют все параметры здоровой
(педагогически грамотной) семьи, но они не всегда реализуются по
полноте (срывы, недопонимание, недостаток ресурсов);
тем не
менее, важно наличие в семье готовности к поиску педагогически
правильных методов и приёмов воспитания и взаимодействия.
Неблагополучные семьи характеризуются понятием «конфликт»
и в связи с этим делятся на следующие подгруппы:
собственно
конфликтные (члены семьи конфликтуют между собой, могут также
конфликтовать и с окружающими людьми);
педагогически
несостоятельные (конфликт с педагогическими нормами и
требованиями, не занимаются воспитанием ребёнка,
перекладывают свои обязанности на общество и государство);
аморальные (конфликт с общественными моральными и
нравственными нормами ). У неблагополучной семьи присутствуют
4 вида «голода»: 1. Биологический - потребность в еде, сексе,
безопасности, удовольствии, отсутствии боли. 2. Психологический -
потребность в прикосновении, понимании, внимании, принятии
себя в мире и мира в себе. Потребность в самоуважении и высоком
самооценке. 3. Социальный - потребность в принятии, в
отношениях, в широком репертуаре социальных ролей. 4.
Духовный - потребность в смысле и целях в жизни. Потребность в
принадлежности к чему-то большему, чем своя жизнь, семья.
Общение в неблагополучных семьях на низком уровне
отсутствуют забота, юмор, радость;
доминируют разъединение,
неприязнь, взаимное перекладывание вины;
нежелание
обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих,
семья активно избегает поддержки со стороны образовательных
учреждений, служб социальной защиты, просто соседей;
легко
возникают состояния тревоги и паники;
проявляется тенденция
разрешать проблемы на эмоциональном уровне. Таким образом,
используя имеющиеся подходы к анализу современной семьи,
можно сказать, во-первых, насколько дифференцированы
молодые семьи по разным основаниям; во-вторых, опираясь на эти
классификации, можем проанализировать те семьи, с которыми мы
работаем с точки зрения воспитательного потенциала,
отражающегося на нравственном и социальном развитии ребёнка-
дошкольник.