Напоминание

Роль семьи в воспитании и нравственном становлении личности.


Автор: Машковская Виктория Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ № 257
Населённый пункт: г. новокузнецк
Наименование материала: консультация
Тема: Роль семьи в воспитании и нравственном становлении личности.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль семьи в воспитании и нравственном становлении

личности.
Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любить их мать. Если же отношения между родителями напоминают военные действия, то ребёнок, так или иначе, привыкает к данному стилю, воспринимает его в качестве нормы. Получая наглядные ежедневные примеры реализации данного типа отношений, он рано или поздно пробует его на других людях. В частности, в семьях, где родители враждуют, один из родителей, как правило, привлекает ребёнка на свою сторону, поддерживая и стимулируя его враждебное отношение к другой «половине». Здесь уже идёт непосредственный тренинг враждебного, а иногда и жестокого отношения к людям. Чаще всего ребёнок объединяется с матерью. С точки зрения реализации социально-педагогической функции семьи разделили на две большие группы: благополучные и неблагополучные. В свою очередь,
благополучные
семьи представлены следующими двумя группами:  педагогически грамотные (здоровые) семьи;  позитивно ориентированные на воспитание детей. Здоровая (педагогически грамотная) семья характеризуется следующими особенностями:  умением разделять самого ребёнка и его проступки;  умением активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребёнка;  невмешательством в занятия, с которыми он справляется, и стремлением заниматься вместе, помогать, когда он просит;  разрешением конфликтов с ребёнком без угроз и наказаний, доверием к его пониманию и стремлением делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;  поддержкой успехов ребёнка, использованием любых форм
выражения своих тёплых чувств и отношения: словами, лаской, голосом, прикосновением. Семья, позитивно ориентированная на воспитание детей:  присутствуют все параметры здоровой (педагогически грамотной) семьи, но они не всегда реализуются по полноте (срывы, недопонимание, недостаток ресурсов);  тем не менее, важно наличие в семье готовности к поиску педагогически правильных методов и приёмов воспитания и взаимодействия.
Неблагополучные
семьи характеризуются понятием «конфликт» и в связи с этим делятся на следующие подгруппы:  собственно конфликтные (члены семьи конфликтуют между собой, могут также конфликтовать и с окружающими людьми);  педагогически несостоятельные (конфликт с педагогическими нормами и требованиями, не занимаются воспитанием ребёнка, перекладывают свои обязанности на общество и государство);  аморальные (конфликт с общественными моральными и нравственными нормами
). У неблагополучной семьи
присутствуют 4 вида «голода»: 1. Биологический - потребность в еде, сексе, безопасности, удовольствии, отсутствии боли. 2. Психологический - потребность в прикосновении, понимании, внимании, принятии себя в мире и мира в себе. Потребность в самоуважении и высоком самооценке. 3. Социальный - потребность в принятии, в отношениях, в широком репертуаре социальных ролей. 4. Духовный - потребность в смысле и целях в жизни. Потребность в принадлежности к чему-то большему, чем своя жизнь, семья. Общение в неблагополучных семьях на низком уровне  отсутствуют забота, юмор, радость;  доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;  нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, семья активно избегает поддержки со стороны образовательных учреждений, служб социальной защиты, просто соседей;  легко возникают состояния тревоги и паники;  проявляется тенденция разрешать проблемы на эмоциональном уровне. Таким образом,
используя имеющиеся подходы к анализу современной семьи, можно сказать, во-первых, насколько дифференцированы молодые семьи по разным основаниям; во-вторых, опираясь на эти классификации, можем проанализировать те семьи, с которыми мы работаем с точки зрения воспитательного потенциала, отражающегося на нравственном и социальном развитии ребёнка- дошкольник.


В раздел образования