Развитие творчества детей в процессе использования элементов технологии ТРИЗ на занятиях по изобразительной деятельности
Автор: Шацкая Наталья Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБДОУ д/с № 36 "Росинка" Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: Конспект Тема: Развитие творчества детей в процессе использования элементов технологии ТРИЗ на занятиях по изобразительной деятельности Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уже
в
первые
годы
жизни
дети
активно
познают
мир,
выявляют
некоторые
закономерности
его
развития,
осваивают
язык
и
поведение
в
обществе.
Поэтому
необходимо
научить
детей
системно
мыслить,
с
пониманием
происходящих
закономерностей.
В
этом
ребенку
помогут
элементы диалектики, которые практически используются в Теории решения
изобретательских
задач
–
ТРИЗ.
Ее
автором
является
Генрих
Саулович
Альтшуллер. [1,5].
Считается общепризнанным влияние изобразительной деятельности на
развитие
творческих
способностей
детей.
С
помощью
ТРИЗ
мы
можем
научить ребенка мыслить творчески, передавать в своих рисунках необычные
образы, фантазировать. В частности, творческое мышление можно развивать
в детях с помощью так называемого «морфологического ящика», используя
самый разнообразный изобразительный материал.
«Морфологический ящик» представляет собой таблицу, целью которой
является
выявление
достоинств
и
недостатков
объекта.
Дети
учатся
определять признаки предмета, необходимые для анализа, располагать их в
таблице и с помощью экспериментальных изысканий или мыслительных
операций,
выявлять
соответствие
или
несоответствие
данных
признаков
поставленной задаче.
По данной методике предлагается конспект занятия.
Чудесные превращения
Образовательные
области: «Художественно-эстетическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи: совершенствовать изобразительные умения и
развивать
способности
к
созданию
выразительных
образов
деревьев
(раскидистые,
изогнутые,
могучие,
стройные,
плакучие);
за
счет
использования
новых
приемов
преобразований
и
комбинирования
представлений создать новый образ. Развивать у детей воображение, умение
конструировать, анализировать, мелкую моторику рук, образное мышление,
память, внимание. Воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование и материалы: «контрольные» часы, «морфологический
ящик», сундучок с семенами, картонное кристаллическое дерево, запись с
«голосами птиц»; картонные листы формата А-4 голубого цвета, семена
яблока по количеству детей, лист формата А-2, гуашь, кисти разного размера
мягкие, кисти щетинные, стаканчики с водой, салфетки, подносы, клей ПВА,
ножницы,
пластилин. Бросовый
материал:
бусинки,
бисер,
пайетки;
природный материал: пшено, семена тыквы, горох; бумажный материал:
цветные салфетки, цветная фольга, самоклеющаяся бумага; художественный
материал:
контур
и
витражные
краски,
пластилин,
ватные
палочки;
матерчатый материал: цветные тонкие ленточки, кусочки ткани, шерсть.
Предварительная работа:
- зарисовки деревьев разных пород (дуб, береза, ива, клен, каштан и др.);
- чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево»;
- дидактическая игра «Волшебный подарок»;
- просмотр презентации «Деревья бывают разные»;
- рассматривание деревьев на территории детского сада;
- экскурсии в парк с целью обогащения представлений детей о разнообразии
деревьев.
Ход работы
Мотивационно-ориентировочный этап
- Ребята, посмотрите, на столе стоит сундучок, хотите узнать, что там
лежит?
Дети открывают сундучок и достают семена.
- Что это такое?
- Во что могут превратиться семена?
(Ответы детей).
- А если их положить в землю, что произойдет?
- Правильно, вырастит дерево.
- Хотите вырастить свое дерево?
Дети берут семечко и садятся за столы.
Поисковый этап
- Какое дерево у вас получится, подскажет «морфологический ящик».
Проводится морфологический анализ («А»).
- Под буквой «А» каждая пара выбирает цифру от 1 до 5.
А
А1
А2
А3
А4
А5
Образ
дерева
Могучее
Стройное
Плакучее
Раскидистое
Изогнутое
- Предлагаю вам посадить семечко в «землю» и изобразить дерево,
образ которого вы выбрали.
- Ребята, когда будите изображать дерево, не забывайте с помощью
каких
выразительных
средств
можно
передать
характерные
особенности
этого образа.
Дети рисуют гуашью каждый свое дерево.
- Ребята, обратите внимание на часы, они указывают на физкультурную
минутку, заканчивайте свою работу и выходите поиграть.
Проводится музыкальная физкультминутка «Деревья».
- Ребята, а у меня для вас сюрприз.
Педагог показывает «кристаллическое» дерево.
- Посмотрите, какое это дерево? Что выросло на этом дереве? А бывает
ли в природе такое дерево? Да, это «чудо-дерево».
- А каким еще может быть «чудо-дерево»? Что может расти на нем,
если это дерево посадил сластена (мальчик, девочка)?
- Хотите свое дерево превратить в «чудо-дерево»?
Дети садятся, и проводится морфологический анализ («Б», «В»).
- Ребята, под буквой «Б» вы выбираете, для кого создадите «чудо-
дерево», а под буквой «В» - из какого материала будете создавать.
Б
Б1
Б2
Б3
Б4
Б5
Для кого
дерево
Для
бабочки
Для себя
Для
принцессы
Для Весны
Для
Карлсона
В
В1
В2
В3
В4
В5
Материал
Художест
венный
Бросовый
Бумажный
Природный
Матерчатый
Практический этап
Дети выбирают материал.
- Ребята, наши часы показывают, что можно приступить к практической
деятельности.
Гостям предлагается создать свое «чудо-дерево».
Творческая работа проходит под спокойную музыку.
1.
Первая пара детей создает «чудо-дерево» из бусинок, бисера и
пайеток.
2.
Вторая пара детей создает «чудо-дерево» из пшена, гороха и
семян тыквы.
3.
Третья
пара
детей
создает
«чудо-дерево»
из
фольги,
самоклеющейся бумаги и салфеток.
4.
Четвертая пара детей создает «чудо-дерево» из ленточек, ткани и
шерсти.
5.
Пятая пара детей создает «чудо-дерево» с помощью контура,
ватных палочек и акриловых красок.
Каждая пара детей оформляет свое дерево для какого-то персонажа.
-
Ребята,
часы
показывают,
что
пора
выставлять
свои
работы
на
выставку.
Рефлексивно-оценочный этап
Дети и гости выставляют свои работы.
- Как вы изобразили могучее дерево (изогнутое, стройное, плакучее,
раскидистое)?
-
Что
выросло
на
вашем
дереве
для
принцессы
(бабочки,
себя,
Карлсона, весны)? Какой материал вы для этого использовали?
Дети рассказывают о своих деревьях.
- Каждый создал по одному дереву, а в итоге получился «чудесный
сад». В нашем «чудесном саду» уже появились птицы, которые радуют нас
своим пением (звучит запись с «голосами птиц»). В дальнейшем в нашем
саду могут появиться и другие его обитатели.
Список используемой литературы
1.
Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать
для больших и маленьких. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 256 с.:
ил.