Напоминание

Развитие творчества детей в процессе использования элементов технологии ТРИЗ на занятиях по изобразительной деятельности


Автор: Шацкая Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 36 "Росинка"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Конспект
Тема: Развитие творчества детей в процессе использования элементов технологии ТРИЗ на занятиях по изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уже в первые годы жизни дети активно познают мир, выявляют некоторые закономерности его развития, осваивают язык и поведение в обществе. Поэтому необходимо научить детей системно мыслить, с пониманием происходящих закономерностей. В этом ребенку помогут элементы диалектики, которые практически используются в Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Ее автором является Генрих Саулович Альтшуллер. [1,5]. Считается общепризнанным влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей. С помощью ТРИЗ мы можем научить ребенка мыслить творчески, передавать в своих рисунках необычные образы, фантазировать. В частности, творческое мышление можно развивать в детях с помощью так называемого «морфологического ящика», используя самый разнообразный изобразительный материал. «Морфологический ящик» представляет собой таблицу, целью которой является выявление достоинств и недостатков объекта. Дети учатся определять признаки предмета, необходимые для анализа, располагать их в таблице и с помощью экспериментальных изысканий или мыслительных операций, выявлять соответствие или несоответствие данных признаков поставленной задаче. По данной методике предлагается конспект занятия.
Чудесные превращения

Образовательные

области:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи:
совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов деревьев (раскидистые, изогнутые, могучие, стройные, плакучие); за счет использования новых приемов преобразований и комбинирования представлений создать новый образ. Развивать у детей воображение, умение конструировать, анализировать, мелкую моторику рук, образное мышление, память, внимание. Воспитывать интерес к творчеству.
Оборудование и материалы:
«контрольные» часы, «морфологический ящик», сундучок с семенами, картонное кристаллическое дерево, запись с «голосами птиц»; картонные листы формата А-4 голубого цвета, семена яблока по количеству детей, лист формата А-2, гуашь, кисти разного размера мягкие, кисти щетинные, стаканчики с водой, салфетки, подносы, клей ПВА, ножницы, пластилин. Бросовый материал: бусинки, бисер, пайетки; природный материал: пшено, семена тыквы, горох; бумажный материал: цветные салфетки, цветная фольга, самоклеющаяся бумага; художественный материал: контур и витражные краски, пластилин, ватные палочки; матерчатый материал: цветные тонкие ленточки, кусочки ткани, шерсть.
Предварительная работа:

- зарисовки деревьев разных пород (дуб, береза, ива, клен, каштан и др.); - чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево»; - дидактическая игра «Волшебный подарок»; - просмотр презентации «Деревья бывают разные»; - рассматривание деревьев на территории детского сада; - экскурсии в парк с целью обогащения представлений детей о разнообразии деревьев.
Ход работы

Мотивационно-ориентировочный этап
- Ребята, посмотрите, на столе стоит сундучок, хотите узнать, что там лежит? Дети открывают сундучок и достают семена. - Что это такое? - Во что могут превратиться семена? (Ответы детей). - А если их положить в землю, что произойдет? - Правильно, вырастит дерево. - Хотите вырастить свое дерево? Дети берут семечко и садятся за столы.
Поисковый этап
- Какое дерево у вас получится, подскажет «морфологический ящик». Проводится морфологический анализ («А»). - Под буквой «А» каждая пара выбирает цифру от 1 до 5.
А

А1

А2

А3

А4

А5

Образ

дерева
Могучее Стройное Плакучее Раскидистое Изогнутое - Предлагаю вам посадить семечко в «землю» и изобразить дерево, образ которого вы выбрали. - Ребята, когда будите изображать дерево, не забывайте с помощью каких выразительных средств можно передать характерные особенности этого образа. Дети рисуют гуашью каждый свое дерево. - Ребята, обратите внимание на часы, они указывают на физкультурную минутку, заканчивайте свою работу и выходите поиграть. Проводится музыкальная физкультминутка «Деревья». - Ребята, а у меня для вас сюрприз. Педагог показывает «кристаллическое» дерево. - Посмотрите, какое это дерево? Что выросло на этом дереве? А бывает ли в природе такое дерево? Да, это «чудо-дерево». - А каким еще может быть «чудо-дерево»? Что может расти на нем, если это дерево посадил сластена (мальчик, девочка)?
- Хотите свое дерево превратить в «чудо-дерево»? Дети садятся, и проводится морфологический анализ («Б», «В»). - Ребята, под буквой «Б» вы выбираете, для кого создадите «чудо- дерево», а под буквой «В» - из какого материала будете создавать.
Б

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Для кого

дерево
Для бабочки Для себя Для принцессы Для Весны Для Карлсона
В

В1

В2

В3

В4

В5

Материал
Художест венный Бросовый Бумажный Природный Матерчатый
Практический этап
Дети выбирают материал. - Ребята, наши часы показывают, что можно приступить к практической деятельности. Гостям предлагается создать свое «чудо-дерево». Творческая работа проходит под спокойную музыку. 1. Первая пара детей создает «чудо-дерево» из бусинок, бисера и пайеток. 2. Вторая пара детей создает «чудо-дерево» из пшена, гороха и семян тыквы. 3. Третья пара детей создает «чудо-дерево» из фольги, самоклеющейся бумаги и салфеток. 4. Четвертая пара детей создает «чудо-дерево» из ленточек, ткани и шерсти. 5. Пятая пара детей создает «чудо-дерево» с помощью контура, ватных палочек и акриловых красок. Каждая пара детей оформляет свое дерево для какого-то персонажа. - Ребята, часы показывают, что пора выставлять свои работы на выставку.
Рефлексивно-оценочный этап
Дети и гости выставляют свои работы. - Как вы изобразили могучее дерево (изогнутое, стройное, плакучее, раскидистое)? - Что выросло на вашем дереве для принцессы (бабочки, себя, Карлсона, весны)? Какой материал вы для этого использовали? Дети рассказывают о своих деревьях.
- Каждый создал по одному дереву, а в итоге получился «чудесный сад». В нашем «чудесном саду» уже появились птицы, которые радуют нас своим пением (звучит запись с «голосами птиц»). В дальнейшем в нашем саду могут появиться и другие его обитатели.
Список используемой литературы
1. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 256 с.: ил.


В раздел образования