Урок литературы в 9-м классе по теме: "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова"
Автор: Афанасенко Ирина Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ Новокриушанская СОШ Населённый пункт: С Новая Криуша,Калачеевский р-н,Воронежская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок литературы в 9-м классе по теме: "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова" Раздел: среднее образование
Цель урока: постепенное проникновение во внутренний мир и любовную лирику М.Ю.Лермонтова.
Задачи урока:
•
понять противоречия и страдания, происходящие
в душе поэта;
•
научить текстуальному анализу стихов;
•
сформировать интерес к поэзии Лермонтова;
•
воспитывать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость.
Оборудование: тексты стихов, тетради, листочки для иллюстрирования, индивидуальные карточки,
видеокассета с романсами на стихи Лермонтова, медиапроектор.
ХОД УРОКА
-
Введение в тему урока
-
Прослушайте, пожалуйста, романс, постарайтесь определить, о чем мы сегодня будем
говорить.
-
О чем мы с вами будем говорить, какую цель поставим на урок?
-
Значит, темой нашего урока будет «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Сегодня на уроке мы
постараемся проникнуть во внутренний мир поэта, понять его противоречия и страдания,
рассмотрим особенности стихов поэта о любви.
Вы уже знакомы с творчеством Лермонтова. Давайте вспомним его годы жизни. А вы, ребята, знаете, как
легко их запомнить? К обеим датам прибавим по 100:
1814 + 100 = 1914 - начало I мировой войны;
1841 + 100 = 1941 - начало Великой Отечественной войны.
-
Сейчас, я думаю, вы никогда не забудете этих дат.
-
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
-
Вы уже знаете, сколько он лет жил? Творческий путь Лермонтова был недолгим, начиная с 1828
по 1841 год, всего 13 лет. Идейные искания и душевные тревоги Лермонтова нашли отражение в
его лирике и прежде всего, в любовной лирике. А сейчас обратим внимание на эпиграф урока
(слайд 1):
«Во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а
любящему «Я». В.С.Соловьев
-
Как вы понимаете эти слова?
-
Исследователи отмечают такую особенность любовной лирики Лермонтова, как стремление
передать в ней собственные философские переживания, свое отношение к миру, вызванное
любовью. Это рассказ о себе, но не создание образа любимой женщины, не признание ей в
любви. В стихах о любви почти никогда не говорится в настоящем времени, любовь
воспринимается лирическим героем в прошлом, и мы видим только игру воспоминания и
воображения.
-
Работа с книгой. Знакомство со стихотворениями
-
Сейчас мы с вами познакомимся с отдельными стихотворениями о любви.
“Отчего” (“Мне грустно, потому что я тебя люблю”) (1840 г.)
Чтение стихотворения.
-
Почему лирическому герою грустно, разве от любви бывает грустно?
-
Любовь приносит лирическому герою не радость, а страдания. Это стихотворение производит
противоречивое посвящено Марии Александровне Щербатовой (слайд 2).
С именем Щербатовой связывали историю дуэли поэта с Барантом. Известно, что Барант был
аздражен тем, что княжна Мария Александровна, к которй он был неравнодушен, оказывала явное
предпочтение Лермонтову.
•
А сейчас прочитайте стихотворение “Отчего” про себя и приготовьтесь прочитать выразительно.
•
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему стихотворение называется “Отчего”?
“Я не унижусь пред тобою”
•
Подготовтесь и прочитайте стихотворение выразительно. С каким стихотворением А.С.Пушкина
созвучно это произведение?
•
Чем отличается это стихотворение от стихотворения “Я вас любил”
•
Это стихотворение обращено к Наталье Федоровне Ивановой (слайд 3), в которую Лермонтов
одно время был пылко влюблен.Данное стихотворение подводит итог их взаимоотношениям. В
начале июня 1831 года Лермонтов несколько дней гостил под Москвой в семье покойного
драматурга Ф.ф.Иванова, в дочь которого, Наталью, девушку удивительной красоты, был без
памяти влюблен. Восторженное обожание, стихотворные признания юного поэта льстили
самолюбию избалованной успехом девушки, сначала она благосклонно относилась к нему. Но в
последний приезд к Ивановым, в усадьбу на берегах Клязьмы, Лермонтов, в обиде на нее,
пишет это стихотворение.
-Давайте еще раз прочитаем стихотворение. Какое настроение преобладает в этом стихотворении?
•
Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” исполнено горестным ожесточением и сожалением о
напрасно растраченном жаре души. Обида, нанесенная непостоянной девушкой, не только
больно ранила впечатлительного юношу, но и разрушила в нем возвышенное отношение к
любви.
“Нет, не тебя так пылко я люблю...”
•
Лермонтов, как вы знаете, был одинок и он всегда искал близкую к себе душу. Вот еще одна
история из его жизни. Однажды зашедший к Соллогубам Лермонтов сидел в гостиной и молча
глядел на молодую хозяйку дома своими выразительными глазами, имевшими магнетическое
внияние. Смущенная Софья Михайловна (слайд 4), обращаясь к нему по-французски,
укоризненно сказала: “Вы знаете, Лермонтов, что мой муж не любит вашу манеру пристально
всматриваться, зачем же вы доставляете мне эту неприятность?” Ничего не ответив, Лермонтов
встал и ушел. А на другой день принес Софье Михайловне листок со стихами, который
Соллогуб тут же забрал у жены. Случилось это весной 1841 года, в последний приезд поэта в
Петербург.
•
Это было стихотворение “Нет, не тебя так пылко я люблю”. А сейчас послушайте это
стихотворение. Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в
стихотворении.
Софья Михайловна Соллогуб напомнила Лермонтову Варвару Александровну Лопухину (слайд 5), и
именно с Лопухиной и вел разговор поэт. С Варенькой Лопухиной Лермонтов встретился спустя
некоторое время после разлуки с Натальей Ивановой. Молодые люди сблизились, но Лермонтов все
еше сопротивлялся нахлынувшему на него новому чувству. Потом он понял, что именно эта любовь у
него самая сильная, именно эту любовь он пронес до конца жизни, хотя Варенька вышла замуж за
нелюбимого человека.
•
Прочитайте стихотворение. Скажите, что вы понимаете под выражением “таинственный
разговор”? Почему и для кого он таинственный?
•
Стихотворение написано в 1841. в последнем году жизни поэта. Каким ему представляется
прошлое?
•
Какие чувства он испытывает к адресату “таинственного разговора”, “подруге юных дней”?
•
В этом стихотворении используется прием противопоставления. Внешне собеседница
напоминает поэту “подругу юных дней”, но таинственный разговор ведется с женщиной,
оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства, сейчас же вспоминает лишь
“прошлое страдание”, погибшую молодость. Это впечатление усиливается по контрасту с
настоящей собеседницей, чья краса блистает, чьи глаза и уста живые.
4. Выполнение творческой работы
•
Сейчас вы на некоторое время станете художниками. Нарисуйте эскиз обложки сборника
стихов о любви М.Ю.Лермонтова.
•
Какие у вас появились ассоциации? Что вы хотели изобразить?
5. ИТОГ УРОКА.
-А сейчас еще раз прочитаем эпиграф. Скажите, сегодняшний урок соответствует эпиграфу? - Что
интересного вы узнали на уроке?
•
Заключительное слово учителя
- Лермонтов почти не знает счастливой любви. Его отношение к женщине обычно отравлено или
осложнено какими-то роковыми обстоятельствами. Разлад между мечтой и действительностью
проникает и в чувства любви. А вас, ребята, благодарю за урок. Пусть ваша любовь всегда будет
счастлива. Любите и будьте всегда любимы!
•
Домашнее задание
- Сделать анализ 1 стихотворения о любви Лермонтова (по выбору).