Автор: Носкова Елена Ивановна Должность: преподаватель общепрофессиональной дисциплины "Эффективное поведение на рынке труда" Учебное заведение: ГОУ СПО ЯО Переславский кинофотохимический колледж Населённый пункт: город Переславль-Залесский, Ярославская область Наименование материала: учебная программа Тема: "Технология профессиональной карьеры" Раздел: среднее профессиональное
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ
Г. ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО
М.П.
Утверждена на заседании
Педагогического совета
Протокол №
от «__» августа 20 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ МУК
г. Переславля-Залесского
_____________ И.Г. Вертеев
«__»______________20 г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Технология профессиональной карьеры»
Возраст обучающихся:15-18 лет
Срок реализации - 1 год (с последующими дополнениями)
Составитель: педагог
дополнительного образования
Носкова Елена Ивановна
г. Переславль – Залесский
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях рыночной экономики одним из важнейших направлений
деятельности является адаптация обучающихся к рынку труда, в которую
входит:
формирование
личностной
зрелости,
готовности
молодежи
к
самореализации
в
профессиональной
деятельности,
а
также
способности
молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда.
То,
что
происходит
сейчас,
можно
назвать
процессом
естественного
отбора. Компании нацелены, прежде всего, не на перспективу, а на то, чтобы
выжить сегодня. Поэтому нужны опытные люди — те, кто принесет пользу
организации
прямо
сейчас.
При
этом
важно,
чтобы
человек
адекватно
оценивал себя.
В
сложившейся
ситуации
рынок
труда
предъявляет
особо
жесткие
требования. И чтобы им соответствовать и найти «свое место» необходимо
активно работать над построением планов по развитию своей карьеры, еще,
будучи обучающимся.
Вопрос профессионального самоопределения является наиболее важным
и
решающим
в
будущей
карьере.
Учитывая,
что
работа
занимает
такое
значительное место в жизни человека, осознание факта, что ты занимаешь не
своим делом, может иметь ошеломляющие последствия.
Актуальность
курса
- в
современном
российском
обществе,
переживающем глубокие социальные преобразования, молодежь оказалась
одной из самых социально незащищенных групп населения. Молодые люди
после получения образования зачастую не могут найти для себя рабочее
место и добиться социального признания в обществе.
2
Цели курса:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения
обучающихся за счет специальной организации их деятельности,
включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;
Развить
у
обучающихся
способности
к
профессиональной
адаптации
в
современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
Повысить
уровень
психологической
компетенции
обучающихся
за
счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ
самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации
себя в будущей профессии;
Ознакомить
со
спецификой
профессиональной
деятельности
и
новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции
кадров;
Обеспечить
возможность
соотносить
свои
склонности
и
способности
с
требованиями профессиональной деятельности.
Сформировать у обучающихся самостоятельность, инициативность,
способность
к
успешному
самоопределению
в
обществе
на
основе
сформированных компонентов технологической культуры;
Участники.
Срок
реализации
данной
программы
Участниками проекта могут стать все желающие в возрасте от 15 до 18
лет.
Программа рассчитана на 180 учебных часов. Каждая группа занимается
по 5 часов в неделю.
Наполняемость групп от 13 человек.
3
Формы и режим занятий
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные
формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок,
тренинги, деловые – игры , самопрезентации, «круглый стол»,
индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов,
встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурсы.
Изучение курса предполагает активное участие в подготовке и
проведении занятий, насыщение уроков различными упражнениями для
самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся
соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми
к человеку определенной профессии, намечают планы реализации.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов
Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении
творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях
знаний. Наиболее подходящая итоговой форма оценки курса является –
защита проекта –«Технология своей профессиональной карьеры». Она
позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить,
сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей
удачи.
В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное
наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому
целесообразнее применять различные критерии, такие как
текущая оценка достигнутого самим ребенком;
оценка законченной работы;
участие в конкурсах;
реализация творческих идей
Планируемые результаты.
4
Основными результатами освоения обучающимися курса являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие,
о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре
организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями,
необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в
соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими
свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои
профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой
деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и
результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к
профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных
способностей, необходимых для последующего профессионального
образования и трудовой деятельности.
Исходя из рассмотренных задач курса, это будет способствовать
реализации новых федеральных государственных образовательных
стандартов, т.к. ее деятельность направлена на формирование и развитие у
обучающихся следующих общих компетенций:
-
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество;
-
ОК.З Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития;
5
1)
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и
оценивать информацию с использованием информационно-
коммуникационных технологий;
2)
ОК.6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями
3)
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий
4)
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
5)
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
В результате освоения программы обучающийся должен:
знать/понимать :
• сущность понятий «проектный», «проективный», «проектировочный»,
« п р о е кт и р о ва н и е » ;
« п р о г н о з и р о ва н и е » ,
« ко н с т р у и р о в а н и е » ,
«моделирование», их соотношение;
• компоненты технологической культуры как основу проектирования
профессиональной карьеры;
• основные этапы проектирования профессиональной карьеры;
• технологию презентации проекта;
уметь:
•
оценивать
себя
в
качестве
специалиста
с
правильным
учетом
потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
• составлять проект собственной профессиональной карьеры;
•
использовать
методы
решения
творческих
задач
в
проектировании
профессиональной деятельности;
•
планировать
возможное
продвижение,
профессиональный
рост
на
рынке труда;
• уточнять и корректировать профессиональные намерения;
6
• обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать
возможности для трудоустройства;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для :
• организации трудовой деятельности, повышения эффективности своей
профессиональной деятельности;
•
решения
практических
задач
в
выбранном
н ап равл ен и и
профессиональной деятельности;
•
отражения
индивидуального
профессионального
пути
в
проекте
с
учетом профессиональной пригодности;
•
оценивания
себя
в
качестве
специалиста
(с
правильным
учетом
потребностей
рынка
и
собственных
склонностей
и
потребностей)
для
возможного продвижения и профессионального роста на рынке труда.
Учебно-тематический план
Раздел
Темы раздела
Кол-во
часов:
Теория
Кол-во
часов:
практика
ВСЕГО
1
2
3
4
Вводный
инструктаж
Постановка целей, задач, времени и места
проведения
заседаний.
Инструктаж
по
оформлению и защите отчета. Проведение
инструктажа
по
технике
безопасности
и
пожарной безопасности, при работе на ПК
во время прохождения практики.
2
2
Тема 1.
Рынок труда и
профессий:
современные
тенденции.
Рынок труда
Ярославской
области
1.1 Сущность, типология, структура рынка
труда.
2
6
Экскурсия в Центр занятости населения
г. Переславль -Залесский
4
1.2
Современная ситуация на
региональном рынке труда
4
7
Проанализировать и подготовить
доклад : Кто является успешным на
рынке труда.
3
1.3Конкуренция и
конкурентоспособность
4
7
7
Позновательно-развивающая игра
«самооценка личности и
самопрезентация»
3
1.4
Вакансии и возможности
трудоустройства
2
5
Деловая игра «Работодатель-
соискатель»
3
1.5.
Процесс и условия
профессионального труда
4
7
Проанализировать и составить карту
ожиданий от будущей работы
3
Тема 2.
Профессиональное
самоопределение
и
карьера
2.1
Основные признаки
профессиональной деятельности
2
5
Составить функциональные задачи и
профессиональные компетенции
выпускников востребованные
работодателями( по своей
специальности)
3
2.2.
Технология трудоустройства
4
7
Отработка навыков трудоустройства
3
2.3
Способы поиска работы
4
7
Стратегия и тактика поиска работы
3
2.4
Формы и виды самопрезентации
4
7
Взаимопрезентация
3
Тема 3.
Стратегия и тактика
поиска работы
3.1
Определение целей.
Поиск работы
2
5
Познавательная сфера личности.
Мышление.
3
3.2
Техника ведения телефонных
разговоров.
4
7
Отработка навыков самовосприятия.
Умение слышать и слушать
3
3.3
Технология составления
презентационных документов
6
9
Подготовка пакета своих
презентационных документов
6
Тема 4.
Эффективное
деловое общение
4.1
Этика и психология делового
общения
4
7
Самооценка личности и уровень
притязаний
3
4.2
Взаимопонимание в разговоре.
Техника активного слушания
4
7
Отработка навыков телефонного
разговора и техники активного
слушанья
3
4.3
Вербальное и невербальное общение
4
7
Анализ
бытовых
ситуаций
с
позиции
Э.Берна
3
4.4
Конфликты. Способы разрешения
конфликтных ситуаций
4
7
8
Решение задач. Определить
конфликтную ситуацию
3
4.5
Эмоциональные состояния
личности
4
7
Отработка
навыков
эффективного
в з а и м о д е й с т в и я
в
с и т у а ц и и
трудоустройства
3
4.6
Темперамент в профессиональном
становлении личности
4
7
Конфликтные ситуации при
трудоустройстве, навыки делового
общения, стратегия поведения
3
4.7
Свойства нервной системы в
профессиональной деятельности
4
7
«Мой психологический портрет»
3
4.8
Волевые качества личности
2
5
Сфера познавательных и
профессиональных интересов личности
3
4.9.
Характер. Самооценка.
4
7
Конфликты и способы разрешения
конфликтов
3
Тема 5.
Подготовка и
прохождение
собеседования
5.1 Подготовка и ход собеседование
4
-
7
Тема 6.
6.1
Оформление трудовых отношений
4
7
Решение задач связанных с
трудоустройством
3
Трудоустройство
6.2
Правовые основы при
трудоустройстве
4
7
Оформление пакета документов
необходимых при трудоустройстве
3
6.3
Адаптация на рабочем месте
2
5
Составить психологический портрет
начинающего работника. Перечислить
причины которые могут помешать
успешной адаптации
3
9
Подготовка и
работа над
проектом
Этапы :
1 Проектирование профессиональной
карьеры
2. .Сущность проектирования
профессиональной карьеры.
3. Проанализировать и составить план:
как стать конкурентоспособным
специалистом.
4. Карьера как объект управления.
5. Оценить себя как:
конкурентоспособного специалиста
6
6
Защита проекта
6
6
ИТОГО
92
88
180
По итогам обучающиеся награждаются дипломом участника (сертификатом).
10
Методическое
обеспечение
программы
В программе используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
(рассказ,
объяснение,
наблюдение,
демонстрация иллюстраций);
интерактивный метод ( беседа, ведение диалога)
репродуктивный (выполнение практических заданий);
изучение развития (наблюдение за особенностями развития личности, во
время занятий и различных видах деятельности)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается
необычная
среда
и
атмосфера
творчества,
дружелюбия,
поддержки
и
направленности на. успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на
развитие творческих способностей обучающегося, радостных переживаниях
познания,
реализации
себя
в
выбранной
деятельности.
Обучающийся
находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими
ребятами (единомышленниками) и преподавателем. У всех единая цель, что
способствуем
наиболее
эффективному
процессу.
Создание
благоприятных
условий
ведет
к
мотивации
познаний,
творчеству,
профессиональному
развитию, повышению уровня самооценки.
11
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению:
Реализация учебной дисциплины осуществляется в кабинете
эффективного поведения на рынке труда или компьютерный класс.
Оборудование кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.
Компьютер
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным
программным обеспечением и мультимедиа проектором.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Андрушкевич В.Э. Психология профессионального самоопределения и
трудоустройства:
учебно-методическое
пособие
/
В.Э.
Андрушкевич,
В.Б. Борейша. – Томск :STT, 2011.
2.
Базанова
И.А.,
Вершинина
Н.А.
Правовое
о б е с п еч е н и е
профессиональной
деятельности:
курс
лекций;
учеб.
пособие
для
преподавателей, студентов и учащихся учреждений среднего и начального
профессионального образования; под ред. И.И.Семеновой. – Ярославль,
2011.
12
3.
Кузнецова И.В., Филина С.В. Эффективное поведение на рынке труда:
учебное
пособие
для
выпускников
профессиональных
учебных
заведений / под ред. И.А. Волошиной. – Ярославль : ГОУ ЯО ЦПО и ПП
«Ресурс», 2010. – 120 с.
4.
Рыбалкина
Л.Г.
Планирование
профессиональной
деятельности
и
карьеры: учебное пособие / Л.Г. Рыбалкина; под общ.ред. Г.В. Галевского. –
М. : Флинта: Наука, 2010.
Дополнительные источники
1.
Голуб
Г.Б.,
Чуракова
О.В.Технология
партфолио
в
системе
педагогической диагностики: методические рекомендации для учителя
по работе с партфолио учащихся. – Самара : Профи, 2012
2. Граут Д., Перрин С. Как построить идеальную карьеру : практическое
руководство – М. :HIPPO, 2011.
3. Книбель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. – М.,
2010.
4. Технология поиска работы и трудоустройства: учеб. пособие / А.М.
Корягин; сер. Профессиональная ориентация. – М. : Академия, 2012.
Интернет-ресурсы
13