Напоминание

"Технология профессиональной карьеры"


Автор: Носкова Елена Ивановна
Должность: преподаватель общепрофессиональной дисциплины "Эффективное поведение на рынке труда"
Учебное заведение: ГОУ СПО ЯО Переславский кинофотохимический колледж
Населённый пункт: город Переславль-Залесский, Ярославская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Технология профессиональной карьеры"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ Г. ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО М.П. Утверждена на заседании Педагогического совета Протокол № от «__» августа 20 г. УТВЕРЖДАЮ директор МОУ МУК г. Переславля-Залесского _____________ И.Г. Вертеев «__»______________20 г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Технология профессиональной карьеры»
Возраст обучающихся:15-18 лет Срок реализации - 1 год (с последующими дополнениями) Составитель: педагог дополнительного образования Носкова Елена Ивановна
г. Переславль – Залесский 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях рыночной экономики одним из важнейших направлений деятельности является адаптация обучающихся к рынку труда, в которую входит: формирование личностной зрелости, готовности молодежи к самореализации в профессиональной деятельности, а также способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда. То, что происходит сейчас, можно назвать процессом естественного отбора. Компании нацелены, прежде всего, не на перспективу, а на то, чтобы выжить сегодня. Поэтому нужны опытные люди — те, кто принесет пользу организации прямо сейчас. При этом важно, чтобы человек адекватно оценивал себя. В сложившейся ситуации рынок труда предъявляет особо жесткие требования. И чтобы им соответствовать и найти «свое место» необходимо активно работать над построением планов по развитию своей карьеры, еще, будучи обучающимся. Вопрос профессионального самоопределения является наиболее важным и решающим в будущей карьере. Учитывая, что работа занимает такое значительное место в жизни человека, осознание факта, что ты занимаешь не своим делом, может иметь ошеломляющие последствия.
Актуальность

курса

-
в современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных групп населения. Молодые люди после получения образования зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе. 2

Цели курса:
 Актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда;  Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
 Повысить уровень психологической компетенции обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;  Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;  Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;  Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.  Сформировать у обучающихся самостоятельность, инициативность, способность к успешному самоопределению в обществе на основе сформированных компонентов технологической культуры;
Участники.

Срок

реализации

данной

программы
Участниками проекта могут стать все желающие в возрасте от 15 до 18 лет. Программа рассчитана на 180 учебных часов. Каждая группа занимается по 5 часов в неделю. Наполняемость групп от 13 человек. 3

Формы и режим занятий
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, тренинги, деловые – игры , самопрезентации, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурсы. Изучение курса предполагает активное участие в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов
Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Наиболее подходящая итоговой форма оценки курса является – защита проекта –«Технология своей профессиональной карьеры». Она позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого. Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как  текущая оценка достигнутого самим ребенком;  оценка законченной работы;  участие в конкурсах;  реализация творческих идей
Планируемые результаты.
4
Основными результатами освоения обучающимися курса являются:  овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;  овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;  наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;  формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;  развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Исходя из рассмотренных задач курса, это будет способствовать реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, т.к. ее деятельность направлена на формирование и развитие у обучающихся следующих общих компетенций: - ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; - ОК.З Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; 5
1) ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий; 2) ОК.6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями 3) ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий 4) ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 5) ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности В результате освоения программы обучающийся должен:
знать/понимать
: • сущность понятий «проектный», «проективный», «проектировочный», « п р о е кт и р о ва н и е » ; « п р о г н о з и р о ва н и е » , « ко н с т р у и р о в а н и е » , «моделирование», их соотношение; • компоненты технологической культуры как основу проектирования профессиональной карьеры; • основные этапы проектирования профессиональной карьеры; • технологию презентации проекта;
уметь:
• оценивать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей; • составлять проект собственной профессиональной карьеры; • использовать методы решения творческих задач в проектировании профессиональной деятельности; • планировать возможное продвижение, профессиональный рост на рынке труда; • уточнять и корректировать профессиональные намерения; 6
• обосновывать выбор своего профессионального плана и использовать возможности для трудоустройства;
использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для
: • организации трудовой деятельности, повышения эффективности своей профессиональной деятельности; • решения практических задач в выбранном н ап равл ен и и профессиональной деятельности; • отражения индивидуального профессионального пути в проекте с учетом профессиональной пригодности; • оценивания себя в качестве специалиста (с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей) для возможного продвижения и профессионального роста на рынке труда.
Учебно-тематический план
Раздел Темы раздела Кол-во часов: Теория Кол-во часов: практика ВСЕГО 1 2 3 4
Вводный

инструктаж
Постановка целей, задач, времени и места проведения заседаний. Инструктаж по оформлению и защите отчета. Проведение инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности, при работе на ПК во время прохождения практики. 2 2
Тема 1.
Рынок труда и профессий: современные тенденции. Рынок труда Ярославской области 1.1 Сущность, типология, структура рынка труда. 2 6 Экскурсия в Центр занятости населения г. Переславль -Залесский
4
1.2 Современная ситуация на региональном рынке труда 4 7 Проанализировать и подготовить доклад : Кто является успешным на рынке труда. 3 1.3Конкуренция и конкурентоспособность 4 7 7
Позновательно-развивающая игра «самооценка личности и самопрезентация» 3 1.4 Вакансии и возможности трудоустройства 2 5 Деловая игра «Работодатель- соискатель» 3 1.5. Процесс и условия профессионального труда 4 7 Проанализировать и составить карту ожиданий от будущей работы 3
Тема 2.
Профессиональное самоопределение и карьера 2.1 Основные признаки профессиональной деятельности 2 5 Составить функциональные задачи и профессиональные компетенции выпускников востребованные работодателями( по своей специальности) 3 2.2. Технология трудоустройства 4 7 Отработка навыков трудоустройства 3 2.3 Способы поиска работы 4 7 Стратегия и тактика поиска работы 3 2.4 Формы и виды самопрезентации 4 7 Взаимопрезентация 3
Тема 3.
Стратегия и тактика поиска работы 3.1 Определение целей. Поиск работы 2 5 Познавательная сфера личности. Мышление. 3 3.2 Техника ведения телефонных разговоров. 4 7 Отработка навыков самовосприятия. Умение слышать и слушать 3 3.3 Технология составления презентационных документов 6 9 Подготовка пакета своих презентационных документов 6
Тема 4.
Эффективное деловое общение 4.1 Этика и психология делового общения 4 7 Самооценка личности и уровень притязаний 3 4.2 Взаимопонимание в разговоре. Техника активного слушания 4 7 Отработка навыков телефонного разговора и техники активного слушанья 3 4.3 Вербальное и невербальное общение 4 7 Анализ бытовых ситуаций с позиции Э.Берна 3 4.4 Конфликты. Способы разрешения конфликтных ситуаций 4 7 8
Решение задач. Определить конфликтную ситуацию 3 4.5 Эмоциональные состояния личности 4 7 Отработка навыков эффективного в з а и м о д е й с т в и я в с и т у а ц и и трудоустройства 3 4.6 Темперамент в профессиональном становлении личности 4 7 Конфликтные ситуации при трудоустройстве, навыки делового общения, стратегия поведения 3 4.7 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности 4 7 «Мой психологический портрет» 3 4.8 Волевые качества личности 2 5 Сфера познавательных и профессиональных интересов личности 3 4.9. Характер. Самооценка. 4 7 Конфликты и способы разрешения конфликтов 3
Тема 5.
Подготовка и прохождение собеседования 5.1 Подготовка и ход собеседование 4 - 7
Тема 6.
6.1 Оформление трудовых отношений 4 7 Решение задач связанных с трудоустройством 3 Трудоустройство 6.2 Правовые основы при трудоустройстве 4 7 Оформление пакета документов необходимых при трудоустройстве 3 6.3 Адаптация на рабочем месте 2 5 Составить психологический портрет начинающего работника. Перечислить причины которые могут помешать успешной адаптации 3 9

Подготовка и

работа над

проектом

Этапы
: 1 Проектирование профессиональной карьеры 2. .Сущность проектирования профессиональной карьеры. 3. Проанализировать и составить план: как стать конкурентоспособным специалистом. 4. Карьера как объект управления. 5. Оценить себя как: конкурентоспособного специалиста 6 6
Защита проекта
6 6
ИТОГО
92 88 180 По итогам обучающиеся награждаются дипломом участника (сертификатом). 10

Методическое

обеспечение

программы
В программе используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
(рассказ, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций);
интерактивный метод
( беседа, ведение диалога)
репродуктивный
(выполнение практических заданий);
изучение развития
(наблюдение за особенностями развития личности, во время занятий и различных видах деятельности) В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на. успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей обучающегося, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Обучающийся находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими ребятами (единомышленниками) и преподавателем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному развитию, повышению уровня самооценки. 11

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению:
Реализация учебной дисциплины осуществляется в кабинете эффективного поведения на рынке труда или компьютерный класс. Оборудование кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся;  рабочее место преподавателя;  комплект учебно-наглядных пособий.  Компьютер Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектором.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:
1. Андрушкевич В.Э. Психология профессионального самоопределения и трудоустройства: учебно-методическое пособие / В.Э. Андрушкевич, В.Б. Борейша. – Томск :STT, 2011. 2. Базанова И.А., Вершинина Н.А. Правовое о б е с п еч е н и е профессиональной деятельности: курс лекций; учеб. пособие для преподавателей, студентов и учащихся учреждений среднего и начального профессионального образования; под ред. И.И.Семеновой. – Ярославль, 2011. 12
3. Кузнецова И.В., Филина С.В. Эффективное поведение на рынке труда: учебное пособие для выпускников профессиональных учебных заведений / под ред. И.А. Волошиной. – Ярославль : ГОУ ЯО ЦПО и ПП «Ресурс», 2010. – 120 с. 4. Рыбалкина Л.Г. Планирование профессиональной деятельности и карьеры: учебное пособие / Л.Г. Рыбалкина; под общ.ред. Г.В. Галевского. – М. : Флинта: Наука, 2010.
Дополнительные источники
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В.Технология партфолио в системе педагогической диагностики: методические рекомендации для учителя по работе с партфолио учащихся. – Самара : Профи, 2012 2. Граут Д., Перрин С. Как построить идеальную карьеру : практическое руководство – М. :HIPPO, 2011. 3. Книбель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу. – М., 2010. 4. Технология поиска работы и трудоустройства: учеб. пособие / А.М. Корягин; сер. Профессиональная ориентация. – М. : Академия, 2012.
Интернет-ресурсы
13


В раздел образования