Автор: Караваева Юлия Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-детский сад "Росинка" Населённый пункт: г. Качканар Наименование материала: статья Тема: Пластилиновые жгутики Раздел: дошкольное образование
Караваева Юлия Геннадьевна,
воспитатель
МДОУ «ЦРР – детский сад «Росинка»
«Пластилиновые жгутики»
Изобразительное
творчество
дает
широкие
возможности
для
познания
прекрасного,
для
развития
у
детей
эмоционально-эстетического
отношения
к
действительности. Одним из таких видов творчества – является лепка. Лепка – это
организованная
деятельность
детей,
основная
цель,
которой
развитие
мелкой
моторики
рук.
Изобразительная
деятельность
с
применением
нетрадиционных
материалов
и
техник
также
способствует
развитию
у
ребёнка
умственных
и
творческих способностей.
Сегодня существует много различных нестандартных материалов для лепки, и
пластилин, как таковой утрачивает свою значимость для детей. В связи с этим
появилась идея заменить стандартные методики по изображению плоских предметов
и фигур, на аппликацию из пластилина.
Пластилиновая аппликация – это маленькая игра. Её использование позволяет
детям
чувствовать
себя
раскованнее,
смелее,
непосредственнее,
развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Преимущества
пластилиновой
аппликации
перед
лепкой
объемных
фигур
состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а
материала уйдет гораздо меньше. Работа с пластилином способствует развитию
фантазии, творческой индивидуальности малыша, трудовых навыков.
В
этом
году
я
реализую
новый
педагогический
проект
«Пластилиновая
аппликация», который рассчитан на два года обучения с детьми 4-6 лет. Основными
целями
и
задачами
обучения
детей
данной
технике
являются:
формирование
навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; освоение новых
приемов (скатывания, надавливания) и создание с их помощью сюжетных картин;
обучение умению ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики;
ознакомление
с
окружающим
миром;
развитие
эмоций
и
фантазии.
Занятия
проводятся от более простых к сложным. Первые из заданий («Вишенка», «Слоник»,
«Лисенок» под силу выполнить малышам от 4-5 лет). Такие задания, как «Смешные
мордашки», «Портреты», «Семейная фотография», «Буквы алфавита» - для детей
постарше, которые уже хорошо освоили предыдущие приемы.
Все работы выполняем из пластилиновых жгутиков, которые выкладываем в
форме круга, овала, треугольника и т.д. Когда работа находиться на начальной
стадии, мы играем с ребёнком в ассоциации. Он в лисёнке видит бельчонка, в
кошечке - тигра, в собачке - медвежонка и т.д. Раскатываем жгутик руками. Сначала
раскатываем между ладонями, затем кладём на стол и раскатываем одним пальцем
до
получения
жгутика
необходимой
толщины.
На
куске
картона
отмечаем
карандашом
положение
головы
и
туловища,
например
цыплёнка.
Голова
его
и
туловище – кружки, клювик лапки и хвостик – это треугольники, гребешок – в виде
овала. Раскатываем длинные жгутики из пластилина желтого цвета. Скручиваем их в
круг сначала в руках, затем на поверхности. Формируем голову и туловище и
переносим на картон. Из маленьких жгутиков делаем лапки, хвостик и клювик и
прикрепляем их на свои места. Располагаем на голове глазки. Гребешок делаем из
красного пластилина. Цыплёнок готов.
В процессе ребёнок, учится анализировать формы и размеры объекта труда,
наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по размеру,
по положению в пространстве, находить нужное количество деталей и места их
соединения,
образно
мыслить.
Всё
это
ребёнок
делает,
осознавая,
осмысливая,
пропуская через своё сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские
работы получаются совершенно разные, т.к. ребёнок трудится, вкладывает в них
свою выдумку, фантазии и любовь.
Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает
моторику
пальцев
рук,
точность
движений,
фантазию,
абстрактное
мышление,
внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами. Долгая,
кропотливая
работа
занимает
много
времени,
но
результат
превосходит
все
ожидания. Дети увлечённо и с интересом работают над тематическими картинками и
стараются самостоятельно придумывать свои пластилиновые аппликации. Родители,
рассматривая работы детей, тоже интересуются и пробуют создавать аппликации из
жгутиков дома вместе с детьми.
Попробуйте выполнить несколько упражнений