Развитие творческого потенциала дошкольников языком якутского национального узора
Автор: Афанасьева Лидия Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №39 "Ромашка" Населённый пункт: город Якутск Республика Саха Наименование материала: статья Тема: Развитие творческого потенциала дошкольников языком якутского национального узора Раздел: дошкольное образование
Развитие творческого потенциала дошкольников языком
якутского национального узора
Афанасьева Лидия Дмитриевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад №39 «Ромашка»
дополнительные группы «Остуоруйа дойдута»
Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в
результате использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок
получил в процессе обучения. Раннее развитие художественно – эстетического восприятия
в дошкольном возрасте — залог будущих успехов.
В это году был реализован проект "Минута родительской славы" с презентацией
совместных
работ
дошкольников
и
их
родителей.
Метод
проектов
считаю
очень
эффективным для развития творческих способностей дошкольников подготовительной
группы.
Целью
проекта
является
активизировать
совместный
творческий
потенциал
родителей
и
детей
посредством
произведений
изобразительного
искусства
(якутские
узоры,
орнамент),
художественных
произведений
(«Олонхо»).
Появление
интереса
к
новому, неизвестному в окружающем мире «узора», формировать навыки сотворчества,
общения родителей и детей. В основу проекта вошла инсценировка Национальной сказки
«Олонхо»,
Семейная
выставка
«Бабушкин
сундучок»,
проведение
праздника
для
родителей «с выступлением ансамбля «Кунчээн», которые стали лауреатами в конкуре
«Открой свое сердце» в 2015г.
В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам
народной культуры. Надо подарить детям радость ознакомления с историей народного
творчества, показать примы лепки и работы с кистью, копирования, ознакомить с образной
стилизацией
геометрического
орнамента.
Частью
проекта
«Минута
славы»
является
нетрадиционная работа «Якутские узоры».
Орнамент
-
неразрывная
составная
прикладного
искусства.
Он
ярко
свидетельствует
об
уровне
материальной
и
духовной
культуры
народа,
в
нем
сосредоточены
глубина
его
мысли,
творческая
фантазия,
художественное
мастерство.
Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха,
домашнюю
утварь,
свою
одежду,
различную
посуду.
Для
каждого
предмета
использовались
орнаменты
различного
содержания,
основанные
в
духе
эстетических
требованний
народа,
его
филосовских
взглядов.
Таким
образом,
орнаменты
художественно-изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.
В
давние
времена
такие
знаменитые
исследовали
У.Йохансон,
С.В.
Иванов,
Гоголев,
И.В.
Константинов,
Ю.А.
Молчанов,
С.А.
Федосеева
исследовали
Якутские
узоры, работы которых послужили основой, современных художников: М.М. Носов, И.В.
Попов.
Чтобы
каждый
ребенок
почувствовал
гордость
принадлежности
к
своей
национальности,
свою
работу
по
приобщению
дошкольников
к
истокам
народной
культуры народа Саха планирую в соответствии с образовательной программой ДОУ.
Работа по теме "Якутские узоры" начата в начале нового учебного года 2015г. до 2016г. в
рамках проекта «Минута родительской славы». Одной из важных задач является создание
для каждого ребенка разносторонней развивающей среды. Я подобрала дидактические и
развивающие
игры:
различный
иллюстрированный
материал
с
моделированием
-
«Волшебный пластилин» А.В. Белошистая, оформила таблицы с элементами народных
росписей с элементами копирования на материале А.И. Егорова – Кыры ha Олоксен «Ойуу
– оhуор, дьар5аа – силик», создала условия для самостоятельной деятельности, различный
иллюстрированный
материал
по
материалам
Р.П.
Андрееева,
А.Н.
Иванова
«Оhуор
ойуута», Б.Ф. Неустроева « Саха ойуута мандара», А.И. Егорова – Кырыha Олоксен «Ойуу
–
оhуор,
дьар5аа
–
силик»,
были
приобретены
изделия
декоративно-прикладного
искусства, модели-плакаты: «Цветная математика» С.В. Бурдина.
Во
время
работы
пробуждаю
в
ребенке
веру
в
его
творческие
способности,
индивидуальность, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям
радость.
Интеграция
образовательных
областей:
«Художественное
творчество»,
«Познание»,
«Социализация»,
«Коммуникация»,
«Труд»,
«Чтение
Художественной
литературы», «Музыка», дает возможность интересно и доступно сформировать систему
знаний и умений детей по данной теме.
Творческие
способности
детей
развиваю
в
следующих
направлениях:
в
предварительном
создании
эскизов
на
бумаге,
в
продумывании
элементов
узора,
в
расположении их на объемах, в создании предметов декоративного характера, умения
найти
собственный
способ
изображения
и
оформления
предмета,
в
перенесении
задуманного декоративного узора на изделия.
В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала
художественным словом, народными якутскими сказками, стихами, образными словами,
которые используют народные мастера, звучанием народной музыки - хомуса. Важную
роль отвожу, предварительному рассматриванию узора, тактильно обводя рукой по его
контуру,
т.
е.
использую
«жест
рукой».
Познавательно-игровой
проект
«Традиции
и
обычаи якутского народа» помог развить интерес у детей к устному народному творчеству,
народным играм.
При
создании
декоративного
орнамента,
узора
обращаю
внимание
детей
на
обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов,
ритмичность.
Показываю,
что
сложный
узор
состоит
их
простейших,
знакомых
геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети
затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре.
Дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора,
отличать
северный
орнамент
от
орнаментов
других
народов.
Воспитание
и
развитие
ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители
стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития
своих
детей,
необходимо
увлечь
и
оказать
необходимую
методическую
помощь.
Необходимую информацию родители получают на общих собраниях, в индивидуальных
беседах, консультациях. Провожу анализ всех детских работ в форме выставки детских
работ, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок учится эмоционально реагировать,
высказывать свое мнение, чувствовать гордость за проделанную работу.
Данная нетрадиционная работа на тему «Якутские узоры» является помощью
подрастающему поколению в укреплении связи между поколениями, началом познания
истории якутского народа, его творчества и культуры и художественно - эстетического
воспитания в дошкольном возрасте.