Автор: Воронцова Ольга Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Школа №168 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова Населённый пункт: г. Самара, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Синтаксические связи в словосочетаниях Раздел: среднее образование
Синтаксические связи в словосочетаниях. 8-й класс
Воронцова Ольга Николаевна, учитель русского
языка и литературы
Цель и задачи урока:
Образовательные:
o
систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме
«Словосочетание»;
o
формирование знаний о способах связи слов в словосочетании,
формирование умений определять способы связи слов в
словосочетании;
o
развитие орфографических навыков.
Развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.
Воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.
Тип урока: объяснение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением
словосочетания.
II. Опрос по домашнему заданию
А)– Дать определение словосочетанию
– Какие типы словосочетаний вы знаете?
– Как определяется тип словосочетания?
Б) Цифровой диктант (1 – словосочетание, 2 – предложение, 3 – слово)
Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык ,лист бумаги, в течение
часа, идущий человек, по берегу, дом на берегу, дом стоит
Ключ: 2311131312 (записан на доске – ребята проверяют сами свои ответы)
В) Распределительный диктант (2 человека работают у доски, остальные учащиеся
в тетрадях)
Задание: записать словосочетания в соответствии с типом ( по столбика) именное,
глагольное, наречное.
Правка текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань,
грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый
ребенок, жить честно.
III.Новая тема
А) Чтение теории параграфа №
Б) Беседа
– Что нового вы узнали о словосочетании?
В) Составление опорного конспекта
IV. Закрепление изученного (определить вид связи в словосочетаниях)
Снежные равнины, шел спокойно, красивая девочка, идти в школу, стоять у доски,
интересный вопрос, слушать улыбаясь.
V. Сообщение учителя
– Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание – заменить
словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат
листы – помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания.
Изучите внимательно!
(На партах у учащихся лежит распечатанный листок – алгоритм выполнения
задания – Приложение 1 )
VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником
А) Заменить данные словосочетания со способом
связи примыкание синонимичными со способом связи управление
жалостно посмотрел –
смело спрыгнул –
устало шагал –
осторожно слез –
Б) Заменить данные словосочетания со способом
связи управление синонимичными со способом связи примыкание
говорил с тревогой –
ждал с напряжением –
охранял с заботой –
глядел со смущением –
В) Заменить данные словосочетания со способом
связи согласование синонимичными со способом связи управлении
бессонная ночь –
подземный переход –
алгебраическая задача –
школьный портфель –
VI. Рефлексия
– Что нового мы узнали на уроке?
– Какие виды связи в словосочетании вы знаете?
VII. Подведение итогов
Выставление оценок. Домашнее задание
Приложение 1
Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание
со связью управление , нужно сделать следующие операции:
1. Найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово –
бассейн
2. Задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?
3. Зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно
должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для
плавания.
ИЛИ: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла
Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание
со связью согласование , следует произвести следующие операции:
1. Найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо,
гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо;
2. Зависимое слово нужно заменить согласованным определением
(прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением),
отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное
ИЛИ: топот коня – топот (чей?) конский
Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание
со связью управление , следует сделать следующие шаги:
1. Найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово –
слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать; 2. зависимое слово (а оно
всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием,
деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие
внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с
вниманиемИЛИ: поехать работать – поехать на работу