Напоминание

Синтаксические связи в словосочетаниях


Автор: Воронцова Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №168 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Синтаксические связи в словосочетаниях
Раздел: среднее образование





Назад




Синтаксические связи в словосочетаниях. 8-й класс Воронцова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цель и задачи урока:
 Образовательные: o систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»; o формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; o развитие орфографических навыков.  Развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.  Воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.
Тип урока:
объяснение нового материала. ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением словосочетания.
II. Опрос по домашнему заданию
А)– Дать определение словосочетанию – Какие типы словосочетаний вы знаете? – Как определяется тип словосочетания? Б) Цифровой диктант (1 – словосочетание, 2 – предложение, 3 – слово) Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык ,лист бумаги, в течение часа, идущий человек, по берегу, дом на берегу, дом стоит Ключ: 2311131312 (записан на доске – ребята проверяют сами свои ответы) В) Распределительный диктант (2 человека работают у доски, остальные учащиеся в тетрадях)
Задание:
записать словосочетания в соответствии с типом ( по столбика) именное, глагольное, наречное. Правка текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.
III.Новая тема
А) Чтение теории параграфа № Б) Беседа – Что нового вы узнали о словосочетании? В) Составление опорного конспекта

IV. Закрепление изученного (определить вид связи в словосочетаниях)
Снежные равнины, шел спокойно, красивая девочка, идти в школу, стоять у доски, интересный вопрос, слушать улыбаясь.
V. Сообщение учителя
– Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание – заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы – помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно! (На партах у учащихся лежит распечатанный листок – алгоритм выполнения задания
– Приложение 1
)
VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом-помощником

А)
Заменить данные словосочетания со способом связи
примыкание
синонимичными со способом связи
управление
 жалостно посмотрел –  смело спрыгнул –  устало шагал –  осторожно слез –
Б)
Заменить данные словосочетания со способом связи
управление
синонимичными со способом связи
примыкание
 говорил с тревогой –  ждал с напряжением –
 охранял с заботой –  глядел со смущением –
В)
Заменить данные словосочетания со способом связи
согласование
синонимичными со способом связи
управлении
 бессонная ночь –  подземный переход –  алгебраическая задача –  школьный портфель –
VI. Рефлексия
– Что нового мы узнали на уроке? – Какие виды связи в словосочетании вы знаете?
VII. Подведение итогов
Выставление оценок. Домашнее задание
Приложение 1
Чтобы преобразовать словосочетание
со связью согласование в словосочетание

со связью управление
, нужно сделать следующие операции: 1. Найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн 2. Задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего? 3. Зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания. ИЛИ: стеклянная крыша – крыша (из чего?) из стекла Чтобы преобразовать
словосочетание со связью управление в словосочетание

со связью согласование
, следует произвести следующие операции: 1. Найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово – (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово – гнездо; 2. Зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное ИЛИ: топот коня – топот (чей?) конский Чтобы преобразовать словосочетание
со связью примыкание в словосочетание

со связью управление
, следует сделать следующие шаги: 1. Найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово – слушать (как?) внимательно: главное слово – слушать; 2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи – инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманиемИЛИ: поехать работать – поехать на работу


В раздел образования