Напоминание

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.


Автор: Устинова Оксана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: С/П "Детский сад №6" МОУ "Удимская №1 СОШ"
Населённый пункт: д. Куимиха, Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие познавательно-исследовательской

деятельности младшего дошкольного возраста
Слайд. 1. Здравствуйте уважаемые коллеги, я, хочу поделиться с вами своим опытом работы по теме: Развитие познавательно -исследовательской деятельности младшего дошкольного возраста. Слайд. 2. Основными принципами ДО в соответствии с Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: – организация решения познавательных задач; – применение экспериментирования в работе с детьми; Слайд. 3. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности младших дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их
выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Слайд. 4. Одним из условий решения задач опытно- экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В нашей группе мы создали уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Лаборатория реализует следующие типы экспериментов: 1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; 2. Коллекционирование (камни, гербарий) Для реализации заявленных экспериментов в детской научной лаборатории определено место • для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.); • для приборов и хранения материалов (природного, "бросового"); • для проведения опытов; • для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.). В результате у ребенка формируется такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений); информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания); деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения). Слайд. 5. Опыты «Песочная мельница», целью опыта было выделить свойства песка, сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Слайд 6. Только в сравнении дети могли сказать, что песок может быть сухим или влажным. Слайд 7. «Водяная мельница» задачей этого опыта было дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Также проводим такие игры как: Слайд 8. Игра «Сквозь сито» она знакомит детей со значением предметов и свойствами вещества. Слайд 9. «Поплывет или утонет», игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыком классифицирования предметов. Слайд 10. «Соберем водичку» цель опыта, что губка может впитывать воду.
Слайд 11. «Переливание» В экспериментах с водой дети узнали, что ее можно переливать, т. К. она жидкая. Слайд 12. Игра «Водонос» знакомит со свойствами вещества и понятием объема, способствует развитию координации движения. Слайд. 13. Проводя эксперимент со снегом и водой, дети увидели, что снег может таять от воды. Слайд. 14. Игры – эксперименты с воздухом позволили детям сформировать представления о его свойствах (невидимый, прозрачный, легкий). Обнаружить воздух мы смогли несколькими способами: - «ловили» воздух полиэтиленовыми пакетами, Слайд 15. - дули в коктейльные трубочки. Слайд 16. Формировали представление детей о том, что воздух может двигать предметы. Слайд 17. Дети узнали, что воздух может переносить запахи. Слайд 18. Также мы играем с магнитными игрушками. Слайд. 19. В рамках дня науки мы с детьми проводили развлечение с элементами экспериментирования «Праздник мыльных пузырей», целью которого было: 1. Научится делать самим мыльные пузыри. 2. Научиться пускать пузыри различными способами. 3. Создать праздничную атмосферу, доставить радость, хорошее настроение. 4. Вызвать желание детей экспериментировать, развивать своё воображение и фантазию. Ребята сами научились готовить мыльные пузыри, узнали новые способы пускания мыльных пузырей. Слайд 20. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя опыты и экспериментирование при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников. Спасибо за внимание!


В раздел образования