Напоминание

" Одаренные дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подходы и перспективы работы".


Автор: Пушкарёва Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БОУ "СОШ № 148"
Населённый пункт: Россия, город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: " Одаренные дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подходы и перспективы работы".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пушкарева Ольга Григорьевна, воспитатель БОУ «Омская средняя образовательная школа № 148 Детский сад» Ленинского района г. Омска
« Одаренные дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями

здоровья. Подходы и перспективы работы».
« Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.» (В. А. Сухомлинский).

Во всём мире растёт интерес к решению проблемы обучения одарённых детей с ограниченными возможностями здоровья в естественной для них микросреде – в среде их «нормальных» сверстников. И еще более важно понимание того, что в последствии одаренным детям с ограниченными возможностями здоровья придётся жить и работать не в каком-то специальном обществе, а среди обычных людей. Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одарённости ещё в 2006 году федеральной целевой программе «Дети России». Выявление одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья должно начинаться уже в дошкольном учреждении на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, физического развития, речи, памяти, логического мышления творческих способностей. Выявление, развитие и поддержка должны стать одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения. Забота об одарённых детях – одна из особенностей нашего времени. Одаренный ребенок, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду; ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Ребенок в дошкольном возрасте, в игровой форме пытается делать разные виды деятельности: складывает, поёт, танцует. Если есть способности, то он сможет выполнить все виды деятельности. Родители не придают этому значение. Если у ребенка сильно развиты способности, родители о б р а щ а ю т с я к с п е ц и а л и с т а м . Определение одаренности ребенка – это сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, педагогов, сверстников. Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Признаки одарённости – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной
деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. При работе с такими детьми необходимо учитывать следующие принципы: - у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества. Вместе с детьми, отличающимися повышенными возможностями в у с в о е н и и з н а н и й , н е о б хо д и м о в е с т и с п е ц и а л ь н у ю р а б о т у : - необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей; - необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей. Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: • возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав; • публичное принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”. ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска, такие дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность ребенка с ограниченными возможностями здоровья адекватно оценивается педагогом хотя бы уже потому, что через традиционное обучение таких детей не всегда можно выявить признаки одаренности. Многочисленные конкурсы, выставки, фестивали - это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных взрослых. Научные исследования и практический опыт показывают, что ранние достижения детей не могут являться надежными. Необходим целостный подход к построению образовательного процесса для одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей в рамках образовательного учреждения. В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета - изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию. Если еще 10 - 15 лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере - в музыке, спорте, балете, то теперь уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Несмотря на то, что в мировой
психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, остается определенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране - это возраст до 6 - 7 лет). Когда и как может быть выявлена одаренность ребенка? В чем она проявляется? Как только мы начинаем над этим задумываться, обнаруживается целый ряд противоречий в ответах на эти вопросы. Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей любящими родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения, такие дети могут проявлять полную беспомощность. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей дошкольного возраста от их сверстников, условно называемых нормальными. Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики: высокий интеллект, любознательность, стремление выделиться, не погодам развиты в умственном отношении. Они получали удовлетворение от своей работы, были э к с п р е с с и в н ы , о т к р ы т ы д у х о в н о м у о п ы т у и ф а н т а з и я м . Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок дошкольного возраста не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, залог интеллектуального превосходства - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Сверхчувствительность к проблемам - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Дошкольники с высоким интеллектуальным развитием часто задают вопросы,
которые даже родителей и воспитателей ставят в тупик. Такие дети способны и сами принимать оригинальные решения проблем. Они часто бывают поглощены заинтересовавшим их занятием настолько, что их практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом они способны длительное время, могут возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется довольно рано. У них отличная память: помнят практически все занятия, которые проводит с ними воспитательница, быстро запоминают прочитанное, имена персонажей сказок, рассказов, стихотворений. Уже в детстве об уровне творческой одаренности можно судить по интересам и склонностям человека. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели. Маленький музыкант может часами отрабатывать сложные навыки игры на инструменте без всякого принуждения со стороны взрослых. Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах. Для одаренных детей дошкольного возраста свойственен качественно своеобразный индивидуальный стиль, выражающийся в непослушании, склонности все делать по своему и связанный с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой с а м о р е г ул я ц и и , индивидуализацией способов деятельности. Очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по-особому. Благополучно складывающиеся взаимоотношения в группе умственно одаренных детей имеют свою специфику. В игровой ситуации одарённый ребенок не стремится играть в одиночку. Он зачастую организовывает совместную игру, вовлекая в неё большинство или всех членов группы, пытается настоять на том, чтобы они играли именно в его игру, не предпринимает попыток договориться, игнорирует предложения других детей. Принимает часто индивидуально решение. При возникновении игровых конфликтов такие дети, как правило, не стремятся к конструктивным деловым отношениям. Именно от того, насколько гармонично в индивидуально психологических особенностях ребенка сочетались отчасти противоположные качества доброжелательный стиль личностного взаимодействия и стремление реализовать себя в ярких, интересных, творческих формах, а следовательно, насколько полно он удовлетворял эти же потребности других детей, во многом зависело его положение в структуре взаимоотношений группы одаренных детей. Основным подходом в поиске одарённых детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные этапы методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами:
1 анамнестический этап -
выявления одаренных детей, учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов, используются также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов, что позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуа льных и с с л е д о в а н и й .
2

диагностический

этап

-
проводится индивидуальная оценка творческих
возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. Задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Станфордский тест достижений). Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и н е р ед ко п с и хот е р ап е вт и ч е с ко й ко р р е к ц и и в р ач а - с п е ц и а л и с т а .
3 этап
- сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т.п.) Для всех педагогов- практиков, работающих с одаренными детьми, небезразлично, с какой п с и х о л о г и ч е с к о й р е а л ь н о с т ь ю о н и и м е ю т д е л о .
Вывод:
«Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной из нескольких сферах: интеллектуальность, художественная деятельность, творческое и продуктивное мышление, академиче ско е до стижение, общение и л и д е р с т в о . Весьма желательно, чтобы усилия детских дошкольных учреждений, направленные на повышение творческого уровня во спитательно- образовательного и учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у России будущего, если нет настоящего у ее подрастающего поколения.
Литература.
1. Гильмеева Р., И. Сибгатуллина «Одарённый ребенок в развитии, общении, у ч е н и и ; у ч е б н о - м е т о д и ч е с к о е п о с о б и е , 1 9 9 8 . 2. Журнал «Народное образование. Специальный выпуск», 1996, № 8. 3. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – В кН. «Принципы развития в психологии». М. Просвещение,1978. 4. Калугина И.Ю. Возрастная психология, М., издательство УРАН, 1998 5. Никитин Б.П., Ступени творчества или развивающие игры. М., Просвещение, 1990.


В раздел образования