Автор: Бугун Ульяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8 "Зоряночка" Населённый пункт: г. Ессентуки Наименование материала: Проект Тема: "Маршаковские чтения" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
Утверждаю:
заведующий МБДОУ
детского сада № 8 «Зоряночка»
С.Ю. Месикова
« » 20 г.
Педагогический проект
«Маршаковские чтения»
(материалы по ознакомлению детей 4-5 лет и родителей с произведениями
Самуила Яковлевича Маршака)
Автор проекта:
Бугун У.С
Ессентуки
2016 г.
Пояснительная записка
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком
увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми –
настоящими патриотами своей Родины.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу
нужен
здоровый,
полный
сил
и
энергии
строитель
-
создатель
нашего
государства,
и
от
того,
как
мы
будем
решать
задачи
гражданско-
патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые
яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от
нас,
взрослых,
воспринимает
окружающую
действительность
с
гораздо
большей заинтересованностью.
Культура - это то, что «делает людей народами». Об этом напомнил
Владимир
Владимирович
Путин, выступая
на заседании
президиума
Президентского совета по развитию культуры и искусств в 2014.
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку
обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем
местам и той земле, на которой живёшь,
умение видеть красоту родной
природы, начинается чувство Родины.
Так как направление развития нашего детского сада познавательно-
речевое
и
в
рамках
Года
литературы
в
России
нами
было
определено
направление
работы.
Захарова
Елена
Викторовна
представляет
свой
педагогический
опыт
в
формировании
познавательного
интереса
к
литературе Самуила Яковлевича
Маршака через призму инновационных
технологий.
Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к
литературе Самуила Яковлевича Маршака,
детей среднего дошкольного
возраста включает в себя целый комплекс задач:
- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;
- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;
- укрепление детско-родительских отношений;
- укрепление физического здоровья, необходимости здорового образа жизни;
- продолжение деятельности «Чтение с мамой».
Стихи
и
шутки
Маршака
широко
используются
в
дошкольной
педагогике
как
примеры
правильного
поведения
ребенка,
а
также
высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки
Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из
сложной
ситуации,
посмеяться
над
собой,
задуматься.
К
тому
же
дети
знакомятся
с
автором
поближе,
запоминают
и
узнают
несколько
произведений. В этой связи успешность ознакомления детей
4-5 лет с
произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при
условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-
практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение,
труд,
обучение,
разные
виды
деятельности
свойственные
дошкольному
возрасту.
Актуальность темы. Дошкольное детство - важный этап в воспитании
внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему
познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки,
развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а
только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет
слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям.
Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил
Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира,
рассказывать
занимательные
и
поучительные
истории
и
сказки,
можно
отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье,
сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком
работать, познавать окружающий мир.
Произведения
Самуила
Яковлевича
Маршака
не
только
понятны
и
интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не
охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт,
пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные
понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских
советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и
неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать
актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность,
ритм и необыкновенный юмор.
Паспорт проекта
Вид проекта: творчески-информационный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Образовательная область: познавательно - речевое развитие дошкольников
Цель проекта:
Формирование
у
детей
познавательного
интереса
к
литературе
Самуила
Яковлевича
Маршака
через
призму
инновационных
физкультурно-
оздоровительных технологий.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
-
Обогатить
знания
детей
об
окружающем
мире:
объекты
социального
назначения,
природный
мир,
мир
творчества,
профессии
и
ремесла,
предметный мир…
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
-
Воспитывать
способность
наслаждаться
художественным
словом,
чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
-
Воспитывать
у
детей
способность
сопереживать
героям
произведений.
Способствовать
воспитанию
у
детей
добрых
чувств,
умения
удивляться
красоте родной природы.
-
Обогатить
двигательный
опыт
детей,
способствовать
их
физическому
развитию.
-
Учить
детей
при
заучивании
стихов
наизусть,
соотносить
текст
стихотворения с картинкой. Развивать образную память.
-
Развивать
познавательные
и
умственные
способности,
речь
детей.
Обогащать активный словарь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Участники проекта:
- дети средней группы «Светлячки»
- библиотека
- родители воспитанников
- воспитатели: Черевашенко Е.В. , Бугун У.С.
Прогнозируемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
Библиотека произведений С. Я. Маршака.
Подбор фонотеки, видеотеки произведений
Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
Создание развивающих игр
Театрализованные игры
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и
как
источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения,
умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые
произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать
произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться,
помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной
литературой.
План реализации проекта
Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для
пополнения книжного уголка, его биографию.
Подобрать материалы для дидактических игр.
Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
Подготовка к участию в I Всероссийской викторине по произведениям
С.Я. Маршака.
Подготовка конспектов занятия.
Подготовка
показа
театральной
постановки
«Сказка
о
глупом
мышонке» и сказка «Детки в клетке».
Подготовка
конспекта
к
итоговому
мероприятию
по
произведениям
С.Я. Маршака
Разработка перспективного плана мероприятий.
Время реализации: два месяца.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
Формы детской деятельности по проекту
«Маршаковские чтения»
Познавательное развитие
Игровые ситуации по формированию элементарных математических
представлений
Игровые ситуации по формированию элементарных математических
представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
Беседы по
ознакомлению с детскими годами Самуила Яковлевича
Маршака
Игровые
ситуации
по
формирование
представления
о
сезонных
изменений по стихотворению «Круглый год»
Экскурсия в библиотеку
Посещение и чтение художественной литературы
по формированию
интереса и потребности в чтении
Итоговое занятие по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака
Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака
Встреча с почтальоном
Речевое развитие
Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж»,
«Почта», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое».
Театрализация
по
формированию
грамматического
строя
речи,
образование
форм
множественного
числа
существительных,
обозначающих
детенышей
животных,
употребление
этих
слов
в
именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в
клетке».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?»
по нетрадиционной методике Светланы Викторовны. Погодиной
Рисование – групповая работа «Радуга»
Лепка – коллективная работа «Багаж»
Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»
Постановка театрального представления «Сказка о глупом мышонке»
Физическое развитие
Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности,
аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
Игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима
по стихотворению «Ванька-Встанька»
Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по
стихотворению «Рассказ о неизвестном герое»
Социально-коммуникативное развитие
Д/и «Где обедал воробей?»
Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
Показ театрального представления «Сказка о глупом мышонке»
Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
Игровые
ситуации
по
воспитанию
любви
и
уважения
к
своим
родителям,
к
своей
семье
по
произведению
«Сказка
о
глупом
мышонке»
Игровые
ситуации
по
закреплению
знаний
о
правилах
дорожного
движения по стихотворению «Мяч»
Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в
общественных местах, например, в транспорте
Игровые
ситуации
по
развитию
умения
распределять
роли
в
театрализованной игре «Вокзал»
Организованная деятельность (НОД) в книжном уголке
Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
Изготовление поделок
и рисунков к произведениям С. Я. Маршака
вместе с детьми
Заучивание произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов
Презентация проекта
- мультимедийная презентация проекта «Знакомство с творчеством С. Я.
Маршака детей среднего дошкольного возраста»;
- Вечер развлечений на тему «Маршаковские чтения»
Подведение итогов
- создание плаката «Полезные продукты» на основе произведения «Усатый–
полосатый»;
- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака;
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по
произведениям С. Я. Маршака;
- показ сказки «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке»
План мероприятия проекта
№
Содержание работы
Сроки
результаты
1.
Подготовительный этап
1
–
«Методика
организации
д е т с к о г о
ч т е н и я »
–
«Жизнь
и
творчество
С.Я.
Маршака»;
–
п о д б о р
д е т с к о й
художественной
литературы
писателя.
Подборка
информации
( б и о г р а ф и и
и
творчества)
С.Я.Маршака;
создание
картотеки
произведений.
2
Работа с детьми:
–
п од б о р
д е т с к и х
к н и г
С.Я.Маршака
для
смены
в
книжном уголке.
аннотация
произведений.
3
Р а б о т а
с
р о д и т е л я м и :
– консультация «Произведения
С.Я.Маршака в вашем доме»
информационный
с т е н д
( с п и с о к
литературы
п о
возрасту).
4
Подготовка
информации
по
полезным продуктам
Список
полезных
продуктов
5
П о д г о т о в к а
к о н с п е к т о в
занятия
Конспект,
материалы
6
Подготовка
материа ла
к
по становке
т е ат р а л ь н о го
представления
«Сказка
о
глупом
мышонке»
и
сказка
«Детки в клетке»
Заготовка
шаблонов
животных,
подготовка
нужного
материала.
7
Подготовка
развивающих
игр
«Где обедал воробей?»
Картинки-схемы
II. Основной этап – организационно - практический
8
Работа с детьми:
–
ч т е н и е
п р о и з в е д е н и й
писателя;
–
р а с с м а т р и в а н и е
иллюстраций;
оформление
выставки
«Любимые
герои
из произведений
С.Я.Маршака»;
–
проведение
литературных
викторин;
–
р и с у н к и
д е т е й
п о
стихотворению «Радуга»;
-
р и с у н к и
д е т е й
п о
стихотворению
«Цветные
страницы»;
-
заучивание
стихов
«Где
обедал
воробей?»,
«Мяч»
по
мнемотаблицам;
–
П о к а з
т е а т р а л ь н о й
постановки «Сказка о глупом
мышонке» и сказка «Детки в
клетке»
театрализованное
представление;
конспект
развлечения;
мнемотаблицы по
с т и х а м
« Г д е
обедал воробей?»,
«Мяч»;
В ы п ол н е н и е
и
отправка
заданий
на конкурс
9
Подготовка плаката «Полезные
продукты» на основе
произведения С.Я. Маршака
«Усатый-полосатый»
Создание фото
отчета
III. Итоговый этап
10
Работа с детьми:
– рисунки детей;
– проведение викторины по
произведениям С.Я. Маршака.
выставка «Юные
художники-
иллюстраторы»;
конспект
викторины;
11
– участие в I Всероссийской
викторине по произведениям
С.Я. Маршака с ребенком
средней группы
Диплом об
участии во
Всероссийской
викторины по
произведениям
С.Я. Маршака
12
Работа с родителями:
- работы любимых героев
произведений С.Я. Маршака;
-Показ сказки «Глупый
маленький мышонок» и сказка
« Детки в клетке»
Выставка работ,
создание фото
отчета .
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
- воспитание интереса к занятиям спортом, здорового образа жизни
- развитие любознательности
- развитие умения рисовать, используя нетрадиционные методики
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского
детского поэта Самуила Яковлевича Маршака, его детскими годами, также
вспомнили знакомые произведения и познакомились с новыми основными
произведениями поэта.
Дети разучили стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей» и «Мяч»,
«Круглый год» и «Детки в клетке».
Готовясь к оформлению плаката «Полезные продукты» дети закрепили
обобщающие понятия овощи и фрукты, цвет, форму, важность правильного
питания.
Упражнялись
в
вырезывании
иллюстраций
фруктов
и
овощей,
наклеивании их на плакат.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой
половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание
вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились
для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у
современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и
поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое
направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу
игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много
узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах
поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло
стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень
раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо
знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал
воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также
потренировались образовывать множественное число названий детенышей в
разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению,
соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с
использованием слайд-шоу.
Интересно прошла театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке»
и сказка «Детки в клетке». Дети узнали правила безопасного поведения с
чужими
людьми,
прививалась
любовь
и
уважение
к
маме.
Учились
выразительно передавать характер героев, развивали память.
Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?»,
дети узнали
новых
животных,
выучили
стихи,
а
также
потренировались
образовывать
множественное число названий детенышей в разных падежах.
Выполняя рисунок стихотворению «Радуга» дети познакомились со
спектром радуги, закрепляли названия и последовательность цветов.
Интересно
прошла
викторина
по
загадкам
и
произведениям
С.
Я.
Маршака с использованием иллюстраций к произведениям и отрывков. Дети
определяли,
называли
произведения
по
иллюстрации
или
по
отрывку
произведения .
Кульминацией проекта стало участие в I Всероссийской викторине по
произведениям С.Я. Маршака .
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы
по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей
желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей,
формированию целостной картины мира, развитие литературной речи,
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я.
Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о
поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по
таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»,
«Пожар».