Автор: Ельчина Елена Владимировна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ Сосновоборская СОШ Населённый пункт: с.Сосновый Бор, Амурская область Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: Оболочки Земли Раздел: среднее образование
Ф. И. О. Ельчина Елена Владимировна
Место работы: МБОУ Сосновоборская СОШ
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: Оболочки Земли. П. 28 ( урок №2) в теме «Природа Земли»
Базовый учебник : Е. М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А. А. Плешакова «География. Введение в географию» 5 класс.
Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о планете Земля, осознания и осмысления учебной информации о внешних оболочках
Земли, первичного закрепления полученных знаний.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка; охарактеризовать внешние оболочки
Земли; раскрыть особенности взаимодействия оболочек Земли друг с другом.
Развивающие: развивать умения работать индивидуально и в группе с учебником, ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической
культуры, развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности природы, осознание значения оболочек для жизни и деятельности человека.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли, осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной
картины мира.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, выделять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор
информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение работать с
источниками информации.
Предметные: объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки; определять отличия оболочек Земли друг от друга;
выделять существенные признаки и особенности тематического материала; знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по
географии.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части географической оболочки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной
задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям литосфера, биосфера,
гидросфера, атмосфера, географическая оболочка; структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультмедийный проектор, экран, презентация, нетбуки у детей.
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время
1.
Организация на
урок. Мотивация
учебной
деятельности
Приветствие учащихся, проверка готовности
учащихся к уроку.
Я надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере
рабочего настроения и полного взаимопонимания,
интересно и с пользой для всех.
Приветствие учителя, подготовка к уроку
1 мин
2.
Актуализация
знаний.
Постановка вопросов, связующих предыдущий
урок и новую тему.
Вспомните:
1.
Что такое природа?
2.
Что такое природный объект?
3.
Чем отличается живая природа от
неживой?
У вас на столе лежит список природных объектов.
Подчеркните из этого списка те, которые
относятся к живой природе.
Дерево, медведь, камни, бабочка, звезды, вода,
солнце, дети, цветок, сосулька.
Высказывают предположения на поставленные
вопросы (П)
Природа – это весь мир, который нас окружает.
Окружающие нас тела и явления называют
природными объектами.
Живая природа отличается свойствами: дыханием,
питанием, ростом, размножением, старением и
смертью.
Выполняют задание. Проводят взаимопроверку.
( Р,К )
4
мин
3.
Постановка цели
и задачи урока.
Анимированный кроссворд.
1.
Если февраль содержит 29 дней, то год…
(високосный)
2.
Модель Земли ( Глобус)
3.
Воображаемая траектория Земли вокруг
Солнца (Орбита).
4.
Основной источник света (Солнце).
5.
Прибор для определения сторон света
(Компас)
6.
Год, содержащий 365 дней 5 час. 48 мин.
46 сек., называется… (обычный)
7.
Линия, разделяющая северное и южное
полушария (экватор).
8.
Диаметр 12800, длина окружности 40000
км – это размеры…(Земли)
В результате отгадывания кроссворда
учащиеся называют тему урока и записывают
Предлагают свои варианты, принимают участие в
диалоге с учителем (Р)
4 мин
ее в рабочую тетрадь.
Ребята, что вы хотели бы узнать и чему
научиться, изучив тему «Оболочки Земли».
Цель урока: узнать, какие бывают оболочки
Земли и в чем их особенности
Что мы должны будем для этого сделать?
Ставят задачи с помощью учителя.
1)Узнать как называются оболочки Земли.
2) Изучить особенности каждой оболочки
4.
Изучение нового
материала
(Первичное
усвоение новых
знаний)
Проблемный вопрос: почему оболочки Земли
назвали именно оболочками?
Подводит к выводу: что все оболочки Земли как
бы облекают земной шар со всех сторон, являясь
непрерывными.
Физкультминутка
На земле выделяют четыре оболочки: литосферу,
атмосферу, гидросферу, биосферу.
Корректирует работу по заполнению таблицы.
Проверяет заполнение таблицы, корректирует
результаты и демонстрирует готовую таблицу.
Записывают в тетради названия земных оболочек –
заполняют таблицу (К, П)
Озвучивают результаты, отстаивая свою точку зрения
приводя доказательства, сравнивают с изображением
на интерактивной доске (К,Р)
15 мин
5.
Первичное
закрепление
Выполняют задание на связывание предыдущей и
новой темы.
Соотнесите природные объекты соответствен
оболочкам Земли.
Оболочки – атмосфера, литосфера, гидросфера,
биосфера
Объекты природы: река, ветер, уголь, растения,
насекомые, озеро, море, гроза, мел, песок, птицы,
осадки, вулкан, кислород, айсберг, бактерии.
Анализируют текст и знания полученные на уроке
выбирают необходимые сведения и группирую их
( П, Р )
Демонстрируют знания (П)
3 мин
6.
Рефлексия. Итог
урока.
Учитель задает учащимся вопросы:
1)
Удалось ли нам решить поставленные
задачи?
2)
Что нового вы узнали?
3)
Оцените свою работу на уроке.
Оценивают работу на уроке всего класса.
2 мин
7.
Домашнее
задание.
П. 28
Творческое задание – написать стихотворение,
сказку или рассказ об оболочках Земли.
1 мин