Напоминание

Здоровьесбережение


Автор: Позднякова Янина Юрьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 103 Фрунзенского района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников
Тема: Здоровьесбережение
Раздел: дошкольное образование





Назад





Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций

дошкольников в области здоровья

Позднякова Янина Юрьевна

Заведующий

ГБДОУ д/с № 103

Фрунзенский район СПб
Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы в психологических, педа- гогических и медицинских исследованиях все большее внимание уделяется психологическим факторам в детерминации здоровья, акцентируется значение задачи первичной профилактики и формирования здорового образа жизни, формирования активной позиции личности в отношении к собственному здоровью. В этой связи психолого-педагогический мониторинг здоровьесберегающего потенциала личности ребенка становится одной из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее ре- шения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов. Современные требования к организации воспитания и обучения дошкольников интенсифи- цируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения детей в дошкольном учреждении в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте проведение психологического мониторинга здоровьесберегающего потен- циала личности ребенка в условиях ГДОУ приобретает особое значение, поскольку позволяет ре - шать задачи формирования гармоничной личности, подготовить детей к будущему преодолению трудностей в обучении и предотвратить их возникновение, разработать индивидуальный здоро - вьесберегающий маршрут, способствующий успешной адаптации к дошкольному учреждению и дальнейшей адаптации ребенка в школе. В рамках первого этапа опытно-экспериментальной работы, проводящейся в ДОУ № 103 Фрунзен- ского района города Санкт-Петербурга была предложена модель психолого-педагогического мони- торинга личностных компетенций дошкольников в области здоровья, включающая в себя: цели и задачи мониторинга, предмет мониторинга, описание основных факторов, определяющих эффек- тивность мониторинга, технологии психолого-педагогического сопровождения как практическое применение результатов диагностической составляющей мониторинга. Графическое изображение модели представлено на рисунке 1. Сама модель структурно включает в себя два основных блока: системно-организационный и процессуальный. Системно-организационный блок представлен факторами, определяющими эффективность монито- ринга личностных компетенций дошкольника в области здоровья. К таким факторам были отнесе- ны: теоретико-методологические принципы психолого-педагогического мониторинга, готовность педагогического коллектива к работе в инновационном режиме, поддержка родителей. Теоретико-методологические принципы являются определяющими при планировании педа- гогической работы и оценке ее эффективности. К таким принципам были отнесены: принцип струк турно-динамической целостности при изучении личностных компетенций дошкольника ( Н. Сема - го, М. Семаго), означающий ориентацию на изучение отдельных сторон психического с позиции целой, единой системы; принцип учета логики и последовательности нормативного
развития (Н. Семаго, М. Семаго), подчеркивающий необходимость ориентации в процессе психо - лого-педагогической диагностики и коррекции на возрастные закономерности развития и становле - ния различных психических функций, необходимость учета логики и последовательности становле - ния отдельных психических функций, их временной согласованности. С последним принципом тесно связан принцип соответствия диагностических и развиваю- щих возможностей используемых в работе методик возрастным особенностям обследуемых детей. Принцип единства воспитания и изучения (А.И. Кочетов) предполагает необходимость всесто - ронненого учета результатов изучения детей в планировании и организации деятельности педаго- гов, ориентирует работу ДОУ на постоянное изучение воспитанников. Готовность педагогического коллектива к работе в инновационном режиме представляет со- бой установку, выражающуюся в осознании целей и задач инновационной деятельности, позитив- ном отношении, позитивной оценке опытно-экспериментальной работы, проводящейся в ДОУ, ак- тивном участии в отдельных программах в рамках опытно-экспериментальной работы. Поддержка родителей как заинтересованных субъектов педагогического процесса является необходимым условием эффективности психолого-педагогического мониторинга. Процессуальный блок представлен компонентами, отражающими логику и последователь- ность процесса психолого-педагогического мониторинга. Эта работа начинается с постановки цели, формулирования задач, способствующих ее реализации, определения предмета мониторинга. В нашем случае предметом мониторинга являются интеллектуальные, регуляторные, телесные, эмоциональные, коммуникативные, креативные и духовно-нравственные компетенции личности в области здоровья, выделенные на основе холистической модели здоровья В.А. Ананье- ва «Цветок потенциалов», предполагающей гармоничное раскрытие целой группы здоровьесбере- гающих потенциалов (тогда как раскрытие отдельных компетенций - потенциалов личности ребен- ка будет свидетельствовать о наличии «фрагментарного здоровья»). 1.
Интеллектуальные компетенции
(интеллектуальный аспект здоровья) – способность ребенка приобретать знания о здоровье, здоровом образе жизни, владение универ- сальными предпосылками учебной деятельности. 2.
Волевые компетенции
(личностный аспект здоровья) – предполагает формирование на- выков принятия решений, умение сказать «нет», постоять за себя. Включает такие параметры как позитивную самооценку ребенка, оптимальный уровень притязаний, высокую мотивацию к выпол- нению учебной деятельности, развитие саморегуляции. 3.
Эмоциональные компетенции
(эмоциональный аспект здоровья) – способность ребенка распознавать и цивилизованно выражать свои чувства, быть свободным от страхов, уметь справ- ляться с агрессивными тенденциями в поведении. 4.
Телесные компетенции
(соматический аспект здоровья) – способность ребенка к спонтан- ному, естественному телесному поведению, устойчивость тела, уравновешенность, принятие свое- го внешнего облика. Для ребенка этот аспект включает изучение «телесной топографии», освоение простейших приемов психосоматической регуляции, получение удовольствия от взаимодействия с телом через физические и танцевальные мероприятия 5.
Коммуникативные компетенции
(социальный аспект здоровья) – включает развитие ком- муникативных навыков ребенка, повышение культурных навыков в процессе общения с детьми и взрослыми, развитие социальной смелости, осознание ребенком своих прав и обязанностей. 6.
Креативные компетенции
(творческий аспект здоровья)– способность ребенка к созида- ющей активности, его умение творчески самовыражаться и адаптироваться к неожиданным жиз - ненным ситуациям. Данный аспект включает развитие возможности ребенка генерировать новые идеи и креативные образы, позволяет выявлять и поддерживать проявления детской одаренности 7.
Духовные компетенции
(духовный аспект здоровья) – понимается как развитие духовной природы ребенка, связанной с желанием творить добро, отстаивать справедливость. Это направле- ние связано и с развитием экологических представлений, художественно-эстетических возможно - стей ребенка, приобщением к традициям русской национальной культуры. Изучение степени сформированности отдельных компетенций дает возможность для выявления проблем в развитии ребенка, и соответственно в определении основных направлений психолого-
педагогической работы по формированию личностных компетенций дошкольника в области здо- ровья. Практической реализацией диагностического этапа работы является разработка технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка. Процесс мониторинга является пролонгированным во времени и предполагает постоянный контроль за состоянием воспитанников и уровнем сформированности личностных компетенций в области здоровья. В ходе психолого-педагогического мониторинга необходима постоянная про- верка степени соответствия результатов педагогической работы поставленным целям и задачам, что может приводить как к коррекции последних, так и способствовать модификации используе - мых в работе технологий. Предложенная модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций в области здоровья дошкольников проходит апробацию, что позволит оценить ее потенциал на прак- тике. Литература 1. Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профи- лактики девиантного поведения: Монография-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003 2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. -М. : Педагогическое общество России, 2005 3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. До - школьный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2006

Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций

дошкольников в области здоровья
Рисунок 1. Графическое изображение модели
Факторы, определяющие эффективность мониторинга
: Теоретико-методологические принципы психолого-педагогического мониторинга Готовность педагогического коллектива к работе в инновационном режиме Поддержка родителей
Цели и задачи
психолого-педа- гогическогомо- ниторинга
Предмет монито-

ринга
: -Интеллектуальные, -регуляторные, -телесные, -эмоциональные-ком- муникативные,-креа- тивные, - духовно- нравственныекомпе- тенции
Проблемные

зоны вразви-

тии
компе- тенций в об- ластиздоро- вья
Технологии пси-

холого-педагоги-

ческого сопрово-

ждения


В раздел образования