Автор: Позднякова Янина Юрьевна Должность: заведующий Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 103 Фрунзенского района СПб Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников Тема: Здоровьесбережение Раздел: дошкольное образование
Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций
дошкольников в области здоровья
Позднякова Янина Юрьевна
Заведующий
ГБДОУ д/с № 103
Фрунзенский район СПб
Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений
в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы в психологических, педа-
гогических
и медицинских исследованиях все большее внимание уделяется
психологическим
факторам в детерминации здоровья, акцентируется значение задачи первичной профилактики и
формирования здорового образа жизни, формирования активной позиции личности в отношении к
собственному здоровью.
В этой связи психолого-педагогический мониторинг здоровьесберегающего потенциала личности
ребенка становится одной из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее ре-
шения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так
и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов.
Современные требования к организации воспитания и обучения дошкольников интенсифи-
цируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на
приведение методов обучения детей в дошкольном учреждении в соответствие с требованиями
жизни. В этом контексте проведение психологического мониторинга здоровьесберегающего потен-
циала личности ребенка в условиях ГДОУ приобретает особое значение, поскольку позволяет ре -
шать задачи формирования гармоничной личности, подготовить детей к будущему преодолению
трудностей в обучении и предотвратить их возникновение, разработать индивидуальный здоро -
вьесберегающий маршрут, способствующий успешной адаптации к дошкольному учреждению и
дальнейшей адаптации ребенка в школе.
В рамках первого этапа опытно-экспериментальной работы, проводящейся в ДОУ № 103 Фрунзен-
ского района города Санкт-Петербурга была предложена модель психолого-педагогического мони-
торинга личностных компетенций дошкольников в области здоровья, включающая в себя: цели и
задачи мониторинга, предмет мониторинга, описание основных факторов, определяющих эффек-
тивность мониторинга, технологии психолого-педагогического сопровождения как практическое
применение результатов диагностической составляющей мониторинга. Графическое изображение
модели представлено на рисунке 1. Сама модель структурно включает в себя два основных блока:
системно-организационный и процессуальный.
Системно-организационный блок представлен факторами, определяющими эффективность монито-
ринга личностных компетенций дошкольника в области здоровья. К таким факторам были отнесе-
ны: теоретико-методологические принципы психолого-педагогического мониторинга, готовность
педагогического коллектива к работе в инновационном режиме, поддержка родителей.
Теоретико-методологические принципы являются определяющими при планировании педа-
гогической работы и оценке ее эффективности. К таким принципам были отнесены: принцип струк
турно-динамической целостности при изучении личностных компетенций дошкольника ( Н. Сема -
го, М. Семаго), означающий ориентацию на изучение отдельных сторон психического с позиции
целой, единой системы; принцип учета логики и последовательности нормативного
развития (Н. Семаго, М. Семаго), подчеркивающий необходимость ориентации в процессе психо -
лого-педагогической диагностики и коррекции на возрастные закономерности развития и становле -
ния различных психических функций, необходимость учета логики и последовательности становле -
ния отдельных психических функций, их временной согласованности.
С последним принципом тесно связан принцип соответствия диагностических и развиваю-
щих возможностей используемых в работе методик возрастным особенностям обследуемых детей.
Принцип единства воспитания и изучения (А.И. Кочетов) предполагает необходимость всесто -
ронненого учета результатов изучения детей в планировании и организации деятельности педаго-
гов, ориентирует работу ДОУ на постоянное изучение воспитанников.
Готовность педагогического коллектива к работе в инновационном режиме представляет со-
бой установку, выражающуюся в осознании целей и задач инновационной деятельности, позитив-
ном отношении, позитивной оценке опытно-экспериментальной работы, проводящейся в ДОУ, ак-
тивном участии в отдельных программах в рамках опытно-экспериментальной работы.
Поддержка родителей как заинтересованных субъектов педагогического процесса является
необходимым условием эффективности психолого-педагогического мониторинга.
Процессуальный блок представлен компонентами, отражающими логику и последователь-
ность процесса психолого-педагогического мониторинга.
Эта работа начинается с постановки
цели, формулирования задач, способствующих ее реализации, определения предмета мониторинга.
В нашем случае предметом мониторинга являются интеллектуальные, регуляторные,
телесные, эмоциональные, коммуникативные, креативные и духовно-нравственные компетенции
личности в области здоровья, выделенные на основе холистической модели здоровья В.А. Ананье-
ва «Цветок потенциалов», предполагающей гармоничное раскрытие целой группы здоровьесбере-
гающих потенциалов (тогда как раскрытие отдельных компетенций - потенциалов личности ребен-
ка будет свидетельствовать о наличии «фрагментарного здоровья»).
1.
Интеллектуальные компетенции (интеллектуальный аспект здоровья) –
способность ребенка приобретать знания о здоровье, здоровом образе жизни, владение универ-
сальными предпосылками учебной деятельности.
2.
Волевые компетенции (личностный аспект здоровья) – предполагает формирование на-
выков принятия решений, умение сказать «нет», постоять за себя. Включает такие параметры как
позитивную самооценку ребенка, оптимальный уровень притязаний, высокую мотивацию к выпол-
нению учебной деятельности, развитие саморегуляции.
3.
Эмоциональные компетенции (эмоциональный аспект здоровья) – способность ребенка
распознавать и цивилизованно выражать свои чувства, быть свободным от страхов, уметь справ-
ляться с агрессивными тенденциями в поведении.
4.
Телесные компетенции (соматический аспект здоровья) – способность ребенка к спонтан-
ному, естественному телесному поведению, устойчивость тела, уравновешенность, принятие свое-
го внешнего облика. Для ребенка этот аспект включает изучение «телесной топографии», освоение
простейших приемов психосоматической регуляции, получение удовольствия от взаимодействия с
телом через физические и танцевальные мероприятия
5.
Коммуникативные компетенции (социальный аспект здоровья) – включает развитие ком-
муникативных навыков ребенка, повышение культурных навыков в процессе общения с детьми и
взрослыми, развитие социальной смелости, осознание ребенком своих прав и обязанностей.
6.
Креативные компетенции (творческий аспект здоровья)– способность ребенка к созида-
ющей активности, его умение творчески самовыражаться и адаптироваться к неожиданным жиз -
ненным ситуациям. Данный аспект включает развитие возможности ребенка генерировать новые
идеи и креативные образы, позволяет выявлять и поддерживать проявления детской одаренности
7.
Духовные компетенции (духовный аспект здоровья) – понимается как развитие духовной
природы ребенка, связанной с желанием творить добро, отстаивать справедливость. Это направле-
ние связано и с развитием экологических представлений, художественно-эстетических возможно -
стей ребенка, приобщением к традициям русской национальной культуры.
Изучение степени сформированности отдельных компетенций дает возможность для выявления
проблем в развитии ребенка, и соответственно в определении основных направлений психолого-
педагогической работы по формированию личностных компетенций дошкольника в области здо-
ровья. Практической реализацией диагностического этапа работы является разработка технологий
психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Процесс мониторинга является пролонгированным во времени и предполагает постоянный
контроль за состоянием воспитанников и уровнем сформированности личностных компетенций в
области здоровья. В ходе психолого-педагогического мониторинга необходима постоянная про-
верка степени соответствия результатов педагогической работы поставленным целям и задачам,
что может приводить как к коррекции последних, так и способствовать модификации используе -
мых в работе технологий.
Предложенная модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций в
области здоровья дошкольников проходит апробацию, что позволит оценить ее потенциал на прак-
тике.
Литература
1.
Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профи-
лактики девиантного поведения: Монография-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003
2.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие.
-М. : Педагогическое общество России, 2005
3.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. До -
школьный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2006
Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций
дошкольников в области здоровья
Рисунок 1. Графическое изображение модели
Факторы, определяющие эффективность мониторинга :
Теоретико-методологические принципы психолого-педагогического мониторинга
Готовность педагогического коллектива к работе в инновационном режиме
Поддержка родителей
Цели и задачи
психолого-педа-
гогическогомо-
ниторинга
Предмет монито-