Проект "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Беляева Людмила Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 230" Населённый пункт: Краснодар Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Проект "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Авторы проекта: воспитатели Беляева Л.А., Халимонова О.В.
Краткая аннотация к проекту.
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен
заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатство. В
настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла
необходимость в повышении экологической грамотности человека независимо от его
возраста, в формировании у человека способности и желания поступать в
соответствии с законами экологии. Экологическое воспитание равноценно действует
на умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, трудовое
воспитание. Все выше приведенное позволило сформировать цель проекта и его
задачи.
Актуальность.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее
умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут
наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботится о
природе, охранять и приумножать ее богатство. Воспитание правильного
отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами
может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае,
если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.
Постановка проблемы.
Недостаточная сформированность экологической воспитанности у детей и
взрослых. Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе
показывают, что дети негуманно порой относятся к природе.
Цель проекта:
Формирование у детей и родителей чувств сопричастности ко всему живому,
гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о
сохранении природы и умеющие жить в относительной гармонии с природой.
Задачи проекта:
Развитие познавательного интереса к миру природы;
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и
явлениями;
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого
отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
Формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе
природы, а как о части природы, зависящей от нее;
Развивать одинаковое бережное отношение ко всем живым организмам,
независимо от того, нравятся они нам или нет;
Развивать эстетические чувства ,взаимопонимание и взаимопомощь между
детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии
экологической культуры.
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий
для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной
воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный
процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия
всех субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной
открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и
проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с
учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных
способностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса
задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с
соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый
результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта, исходя из интересов и потребностей детей;
Подбор и анализ литературы, пособий, атрибутов;
2. Основной этап
Апробация содержания;
Работа в режиме инновационной деятельности;
Взаимодействие с родителями, направленное на проектную деятельность.
3. Заключительный этап
Анализ деятельности, подведение итогов;
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
Повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие связной речи;
Обогатится опыт общения с живой природой;
Бережное отношение детей к природе. Закрепятся правила поведения в
природе;
Проявятся индивидуальные качества в практической деятельности.
У педагогов:
Расширение и систематизация знаний в вопросах экологии;
Появление стимула для дальнейшей работы в этом направлении.
У родителей:
Родители будут больше уделять внимания на мир, как дети ведут себя с
природой в целом.
Методы и приемы экологического воспитания дошкольников:
1.Наблюдение - чувственное познание природных объектов через различные формы
восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное
в процессе которого происходит развитие
мыслительной деятельности. Наблюдение
дает детям почву для размышлений. У них
появилось множество «Почему», «Зачем».
2.Игра -как метод экологического воспитания,
привнесенная в процесс природы и
взаимодействия с ней .В игре ребенку
предоставляется возможность решить множество проблем без утомления,
перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с
удовольствием. Достаточно серьезную проблему для детей представляет усвоение
правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как
ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы и
правила лучше всего в игровой деятельности.
Дети охотно играют в такие дидактические игры «Отгадай, что за растение?»;
«Узнай по описанию»; «Четвертый лишний»; «Что такое хорошо и что такое плохо»;
С удовольствием играют в подвижные игры «Совушка-сова»;
«Перелет птиц» ; «Гуси-лебеди»; «Море волнуется».
3.Экологическая образовательная деятельность - позволяет представления детей
о природе ближайшего окружения расширить, углубить, объединить,
систематизировать .
Дети устанавливают экологические связи, существующие в
природе. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное
экологическое воспитание .Дети уточняют, закрепляют,
имеющиеся у них представления о предметах и явлениях
природы, растениях, животных.
4. Беседы -«В мире дикой природы»; «Природа ,мы тебя защитим!» ;»По страницам
Красной книги»; «О бережном отношении к природе родного края».
5.Опыты - для установления причин явлений, связей и
отношений между предметами и явлениями используем как можно больше опытов.
В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к
суждениям,
умозаключениям.
Уточняются
их
знания
о
свойствах
и
качествах
объектов
природы.
Они
способствуют
формированию
у
детей
познавательного
интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
6.Игры-упражнения, игры-инсценировки – учат детей изображать эмоциональное
состояние персонажа, используя выразительные движения и интонации, создают у
детей позитивный настрой, формируются навыки сотрудничества, инициативности.
Игры воспитывают любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру. При
инсценировки речь выразительная, правильно выстроены предложения. Дети могут
оценить нравственность поступков главных героев. С детьми инсценировали «Волк
и лиса», «В горах фотоохота», «Аквалангист», «Рыболов».
7.Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. На каждое
слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким
образом , все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по
памяти,
используя
графическое
изображение,
воспроизводит
стихотворение
целиком. Разучивание стало делом веселым, эмоциональным и при этом содержание
текста- осязаемым, видимым, представляемым.
8.Художественная литература.
В художественной литературе о природе
сочетаются
научное
содержание
и
художественное слово. Она воспитывает
в
детях умение видеть красоту природы,
чувство любви и бережное отношение к
н е й ,
а
т а к ж е
о б о г а щ а е т
и х
представление,
учит
выделять
закономерности
природных
явлений.
Чтение
художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка,
как личности . Важно донести до детей смысл произведения и проявить в них заботу
и любовь о друзьях наших меньших.
Чтение
экологической сказки «Родник», «Маленькие путешественницы», «Как
скворец себе дом выбирал». Чтение о природе глубоко воздействует на чувства детей
.После чтения беседуем, дети задают вопросы.
9.Экологическое воспитание с семьей
Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить
главную
задачу
-
воспитать
человека
с
большой
буквы,
человека
экологически
грамотного.
Используем
традиционные формы работы с родителями( консультации, беседы,
рекомендации ,совместные акции с родителями).
Результаты реализации проекта:
Сформированы начала экологической культуры у детей;
Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
природы ;
Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении
экспериментировать ,анализировать, делать выводы.
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления
через различные виды деятельности.
Заключение
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры в делах,
поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе,
ответственность за нее, что является началом экологической культуры
дошкольников.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что дети получают новые знания о нашем общем
доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы.
Экологическое воспитание несет в себе и серьезную воспитательную цель:
объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте
природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все
вокруг.
Хочется верить, что маленькие ростки доброго отношения к природе, перерастут в
конкретные добрые дела. Ведь рука человека, хоть однажды услышавшего в своем
сердце голос плачущей Земли, уже никогда не поднимется на нее.
Главная цель - это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного
человека, заповедью которого станут слова:
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,
что в мире много существ меньше и слабее меня, и
можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти
мимо, не задев, не затронув.
Все хорошее в людях- из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!