Напоминание

Проект "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Беляева Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 230"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Проект "Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Проект «Формирование экологического воспитания

у детей старшего дошкольного возраста»

Вид проекта: средне-срочный.

Авторы проекта: воспитатели Беляева Л.А., Халимонова О.В.

Краткая аннотация к проекту.
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатство. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности человека независимо от его возраста, в формировании у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Экологическое воспитание равноценно действует на умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, трудовое воспитание. Все выше приведенное позволило сформировать цель проекта и его задачи.
Актуальность.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботится о природе, охранять и приумножать ее богатство. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.
Постановка проблемы.
Недостаточная сформированность экологической воспитанности у детей и взрослых. Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети негуманно порой относятся к природе.
Цель проекта:
Формирование у детей и родителей чувств сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы и умеющие жить в относительной гармонии с природой.

Задачи проекта:
 Развитие познавательного интереса к миру природы;  Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;  Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;  Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;  Формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее;  Развивать одинаковое бережное отношение ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет;  Развивать эстетические чувства ,взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
Принципы реализации проекта:

Принцип дифференциации и индивидуализации
предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы. 
Принцип природосообразности
свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям. 
Принцип диалогического общения
как неотъемлемого условия взаимодействия всех субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение. 
Принцип доступности
предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных способностей и психического развития детей. 
Принцип системности.
Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности
заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Организационно-подготовительный этап
 Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;  Определение цели и задач проекта, исходя из интересов и потребностей детей;  Подбор и анализ литературы, пособий, атрибутов;
2. Основной этап
 Апробация содержания;  Работа в режиме инновационной деятельности;  Взаимодействие с родителями, направленное на проектную деятельность.
3. Заключительный этап
 Анализ деятельности, подведение итогов;  Презентация проекта. 
Ожидаемые результаты проекта:

У детей:
 Повышение уровня знаний по экологии у детей, развитие связной речи;  Обогатится опыт общения с живой природой;  Бережное отношение детей к природе. Закрепятся правила поведения в природе;  Проявятся индивидуальные качества в практической деятельности. 
У педагогов:
 Расширение и систематизация знаний в вопросах экологии;  Появление стимула для дальнейшей работы в этом направлении. 
У родителей:
 Родители будут больше уделять внимания на мир, как дети ведут себя с  природой в целом.
Методы и приемы экологического воспитания дошкольников:


1.Наблюдение
- чувственное познание природных объектов через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное
в процессе которого происходит развитие

мыслительной деятельности. Наблюдение

дает детям почву для размышлений. У них

появилось множество «Почему», «Зачем».

2.Игра
-как метод экологического воспитания, привнесенная в процесс природы и взаимодействия с ней .В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием. Достаточно серьезную проблему для детей представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Дети охотно играют в такие дидактические игры «Отгадай, что за растение?»; «Узнай по описанию»; «Четвертый лишний»; «Что такое хорошо и что такое плохо»; С удовольствием играют в подвижные игры «Совушка-сова»; «Перелет птиц» ; «Гуси-лебеди»; «Море волнуется».
3.Экологическая образовательная деятельность
- позволяет представления детей о природе ближайшего окружения расширить, углубить, объединить, систематизировать . Дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание .Дети уточняют, закрепляют, имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
4. Беседы
-«В мире дикой природы»; «Природа ,мы тебя защитим!» ;»По страницам Красной книги»; «О бережном отношении к природе родного края».

5.Опыты
- для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используем как можно больше опытов. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
6.Игры-упражнения, игры-инсценировки – учат детей изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонации, создают у детей позитивный настрой, формируются навыки сотрудничества, инициативности. Игры воспитывают любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру. При инсценировки речь выразительная, правильно выстроены предложения. Дети могут оценить нравственность поступков главных героев. С детьми инсценировали «Волк и лиса», «В горах фотоохота», «Аквалангист», «Рыболов». 7.Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка(изображение); таким образом , все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Разучивание стало делом веселым, эмоциональным и при этом содержание текста- осязаемым, видимым, представляемым.

8.Художественная литература.
В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественное слово. Она воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к н е й , а т а к ж е о б о г а щ а е т и х представление, учит выделять закономерности природных явлений. Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка, как личности . Важно донести до детей смысл произведения и проявить в них заботу и любовь о друзьях наших меньших. Чтение экологической сказки «Родник», «Маленькие путешественницы», «Как скворец себе дом выбирал». Чтение о природе глубоко воздействует на чувства детей .После чтения беседуем, дети задают вопросы.
9.Экологическое воспитание с семьей
Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитать человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Используем традиционные формы работы с родителями( консультации, беседы, рекомендации ,совместные акции с родителями).
Результаты реализации проекта:
 Сформированы начала экологической культуры у детей;  Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы ;  Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать ,анализировать, делать выводы.  У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Заключение
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников. Необходимо еще раз подчеркнуть, что дети получают новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Экологическое воспитание несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг. Хочется верить, что маленькие ростки доброго отношения к природе, перерастут в конкретные добрые дела. Ведь рука человека, хоть однажды услышавшего в своем сердце голос плачущей Земли, уже никогда не поднимется на нее. Главная цель - это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому, что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не задев, не затронув. Все хорошее в людях- из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


В раздел образования