Напоминание

Информационно-коммуникативная компетенция


Автор: Дьяконова Галина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО НКПиИТ
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Рабочая программа кластера
Тема: Информационно-коммуникативная компетенция
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ноябрьский колледж профессиональных и информационных

технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАСТЕРА
Информационно-коммуникативная компетенция 2015 г. 3

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

НАУЧНОЕ

ОБОСНОВАНИЕ,

ЦЕЛЬ

И

ЗАДАЧИ

ПРОГРАММЫ КЛАСТЕРА

2.

СТРУКТУРА

И

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММЫ

КЛАСТЕРА

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КЛАСТЕРА

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ КЛАСТЕРА
4
1.
Научное обоснование
В программе рассматривается значение компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогических работников - слушателей повышения квалификации. Показано, что ИКТ- компетентность является основой успешного освоения курса, дальнейшего саморазвития и эффективной профессиональной деятельности. ИКТ- компетентность педагогического работника, как слушателя курсов повышения квалификации, необходимо развивать также для целей прямого практического использования в ежедневной образовательной работе. Педагогический работник должен обладать навыками не только самостоятельного получения, оценивания и создания новой информации, но и моделирования собственной профессиональной деятельности, решения задач ИКТ- образования обучающихся.
Ц е л ь

и

з а д а ч и

к л а с т е р а :
Информационно-коммуникативная компетенция.
Целью
программы является создание условий для развития и н ф о рма ц и о н н о - ком м у н и кат и в н о й ком п е т е н т н о с т и п е д а г о г о в , заинтересованных в развитии умения эффективно использовать ИКТ в организации и управлении образовательным процессом.
К задачам
, которые необходимо решить в ходе реализации относятся: ← формирование представлений о овладении навыками пользования цифровыми инструментами, обе спечивающими повышение эффективности педагогической деятельности; ← использование средств ИКТ в достижении образовательных результатов; ← применение ИКТ для личностного профессионального развития.
В

результате

освоения основного

содержания кластера

педагоги

должны овладеть следующими компетенциями:
← понимание эффективности различных средств ИКТ для разных форм учебной работы; ← владение ИКТ - средой учебного кабинета, лаборатории; 3
← умение использовать различные средства ИКТ для реализации задач на учебном занятии, мероприятии; ← применение базовых программных средств в профессиональной деятельности; ← умение соотносить программное обеспечение/программные средства с учебными потребностями и возрастом обучающихся. 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КЛАСТЕРА

Вид учебной работы

Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 38 Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) 14 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) 24 Итоговая аттестация: зачет 5

2.2. Тематический план и содержание кластера

Наименование разделов и тем

Содержание материала, внеаудиторная (самостоятельная) работа.

1

2

Тема 1.

Введение
Мультимедиа. Что такое ИКТ-компетенция. Информатизация образования. Технические и программные средства мультимедиа, используемые в образовательном процессе
Тема 2.

У ч е б н о е

м е р о п р и я т и е

в

компьютерном кабинете
ИКТ-среда компьютерного кабинета; подготовка плана учебного занятия в компьютерном классе; преимущества и недостатки; методы управления работой класса.
Самостоятельная работа.
Разработать учебное занятие, которое можно проводить в компьютерном классе, спланировать загрузку файлов и доступ к ним, проанализировать достаточность оборудования, проверить выполнимость задачи, разработать технологические карты, необходимые для выполнения учебной работы
Тема 3.

Организация индивидуальной,

групповой и фронтальной

работы обучающихся с

использованием ИКТ
Использование различных средств ИКТ; возможности и ограничения средств ИКТ; использование различных организационных форм учебной работы; индивидуальная работа, работа в парах, в малых группах;
Самостоятельная работа.
Определить виды учебной работы, при выполнении которых возможно (необходимо) использование ИКТ
Т е м а

4 .

И с п о л ь з о в а н и е

различных

средств

ИКТ

в

подходящих

и

неподходящих

условиях
Номенклатура средств ИКТ (включая мобильные телефоны); понимание пригодности различных средств ИКТ для разных форм учебной работы; влияние различных организационных форм на результативность учебной работы; выбор различных методов обучения и средств ИКТ при индивидуальной работе, работе в парах и в малых группах
Самостоятельная работа.
Определить доступные технические и программные средства ИКТ. Соотнести между собой средства ИКТ и организационные формы учебной работы для достижения различных целей
Тема 5. Использование средств

ИКТ

для

профессионального

развития педагога
Применение ИКТ для работы со специалистами образовательных организаций (учреждений), социальными партнерами; дистанционное и виртуальное обучение; изучение учебных материалов, расширение знаний в области методики преподавания; использование средств ИКТ, способствующих профессиональному развитию
Самостоятельная работа
Изучить различные средства ИКТ, которые можно использовать для расширения знаний в области методики преподавания. 6

Тема 6. Выбор ПО для

реализации заданного сценария

занятия
Использование текстовых редакторов, графических редакторов, программных средств для создания презентаций. Соответствие программного обеспечения/программных средств с познавательными интересами, возможностями, потребностями обучающихся
Самостоятельная работа
. Изучить возможности ПО (по предмету/дисциплине) и описать его технические характеристики.
Тема 7. Соблюдение требований

безопасной работы в интернете
Киберпреследования; подходящая для размещения в Интернете информация; форумы; проблемы конфиденциальности и пиратства; вирусы; мошенничество; спам; всплывающие окна; интеллектуальная собственность; этикет электронной почты; проблемы пароля.
Самостоятельная работа
. Составить правила безопасной работы в Интернет, разработать занятие на тему «Защита детей от вредной информации»
Зачет
7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация программы кластера требует наличия учебного кабинета Информатики
Оборудование

учебного

кабинета
: многофункциональный комплекс преподавателя, автоматизированные рабочие места преподавателей.
Технические средства обучения
: ПЭВМ: - DualCore Intel Core i3, 3200 MHz/RAM-2Gb/HDD-1Tb/DVD-RW/ GeForce GTS 450 1024Mb/монитор ViewSonic VA2232 Series 22" LCD + телевизор Samsung ue46d5000 (1 компл.) Локальная сеть под управлением ОС Windows 7 Доступ к: - Электронной библиотеке - Портфолио учебного кабинета - Цифровые образовательные ресурсы Учебно-наглядные пособия: - Таблицы-схемы - Карточки-задания 8

Информационное обеспечение обучения
1. С о р о ко у м о в а , Е . А . Д и д а к т и к а и и н ф о р м а ц и о н н о - коммуникационные технологии в профессиональном образовании: - М.: СГУ, 2013. – 450с. 2. Визяло, Е.Д. Архитектура, методы и средства интернет – технологий. - М.: КРАСАНД, 2012. – 298с. 3. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: пособие для учителя. - М.: Академия, 2013. – 245с. 4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2012. - 272с. 5. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования.- М.: Академия,2012. – 180с. 6. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Владос, 2013. – 322с. 7. Вечирко Т.А. Автоматизация построения индивидуальных траекторий учащихся, организации внеучебной деятельности и управления учебным процессом в соответствии с требованиями ФГОС//Информатика и образование. – 2015. – № 3. – С. – 22. – 24. 8. Грибовский М.В. Особенности организации и проведения школьных интернет – конкурсов: опыт Томского государственного университета//Информатика и образование. – 2015. – № 5. – С. – 48. – 50. 9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Компетенции

Показатели
понимание эффективности различных средств ИКТ для разных форм учебной работы соответствие выбора средств ИКТ федеральному образовательному стандарту условиям реализации программы дисциплины владение ИКТ - средой учебного кабинета, лаборатории соответствие практических навыков владения ИКТ к среде учебного кабинета умение использовать различные средства ИКТ для реализации задач на учебном занятии, мероприятии соответствие содержание урока, его целей и задач, выбору ИКТ применение базовых программных средств в профессиональной деятельности соответствие применения программных средств с профессиональной деятельностью умение соотносить программное обеспечение/программные средства с учебными потребностями и возрастом обучающихся соответствие выбора программного обеспечения, программных средств учебным потребностям и возрасту обучающегося Контроль и оценка результатов освоения кластера осуществляется в процессе проведения зачетного занятия в виде теста. Тест выполнен в программе iSpring Suite, содержит в себе все ключевые вопросы по терминологии и практике. Выдает автоматическое заключение после прохождения теста: зачет или незачет.
4.1 ПРИМЕР КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Контрольные вопросы:
1.  На уроках, какого типа Вы используете ИКТ чаще всего и почему? Ответ обоснуйте. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 2.  Какие электронные средства учебного назначения Вам приходилось использовать в учебном процессе. Приведите конкретные примеры. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3.  Перечислите программные средства, которые Вы используете для создания электронных дидактических материалов. _____________________________________________________________________________ 10
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 4.  Опишите апробированные Вами варианты использования средств ИКТ на уроке. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ 5. Опишите наиболее типичные для Вас проблемы в организации учебных занятий с использованием ИКТ. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
4.2 ПРИМЕР ИТОГОВОГО ТЕСТА
1. Укажите мышью область, на которую необходимо нажать при появлении сомнительного всплывающего окна: 2. Выберите несколько вариантов ответа. Прикладные программы включают в себя: - операционные системы; - текстовые процессоры; - табличные процессоры; - базы данных. 3. Выберите несколько вариантов ответа. Основные функции ABBYY Transformer: - пересылка информации с документа; - создание PDF-файлов из программы MS Office; 11
- перевод на другой язык; - возможность преобразования документов формата PDF в Word, Excel, PowerPoint. 4. В 2012 году была опубликована вторая версия структуры ИКТ- компетентности учителей, которая была разработана большой международной группой экспертов, которая собралась под эгидой ЮНЕСКО. - верно; - неверно. 5. Продолжить высказывание: «Обобщающее понятие, охватывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации – это…»: - провести урок с использованием своей компьютерной презентации; - овладеть методикой поиска информации в глобальной сети Интернет; - овладеть технологией создания электронного учебника по своему предмету; - провести компьютерное тестирование по своему предмету. 6. Выберите правильный вариант ответа. Наиболее часто в учебном процессе используются: - электронные тренажеры; - электронные презентации; - электронные энциклопедии. 7. Какое из определений верно «Урок с использованием ИКТ – это…»: - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями); - урок, в процессе которого в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса: компьютер и программные средства. 8. Выберите правильный вариант ответа. Какого вида информационной грамотности педагога не существует? - коммуникационная грамотность; 12
- пользовательская грамотность; - методическая грамотность; - организационно-педагогическая грамотность. 9. Выберите один правильный ответ. Продолжите высказывание: «Обобщающее понятие, охватывающее различные методы, способы и алгоритм сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации – это…» - ИКТ – компетентность; - средства ИКТ; - информационные и коммуникационные технологии. 10. Отметьте только плюсы дистанционного и виртуального обучения: - свободный график обучения; - недостаточная компьютерная грамотность; - независимость от места расположения участников образовательного процесса; - недостаток практических знаний. 11. Сопоставьте элементы с соответствующими значениями трехуровневой модели ИКТ компетенции преподавателя: Базовый уровень Разработка собственных электронных с р ед с т в у ч е б н о го н а з н ач е н и я , использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач Педагогический уровень Освоение ИКТ и формирование г о т о в н о с т и к в н е д р е н и ю в образовательную д е я т е л ь н о с т ь специализированных технологий и ресурсов Предметно-ориентированный уровень Инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю для решения образовательных задач средствами ИКТ – технологий общего назначения 13
12. Выберите правильный ответ. Под средствами ИКТ в настоящее время понимают: - целый комплекс технических, программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе средств вычислительной техники, современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, хранения, обработки, передачи и оперативного управления информацией; - технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений. Навыков обучающихся; - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности. 13. Выберите несколько вариантов ответа. Применение электронных образовательных изданий может различаться по организационным формам применения: - индивидуальная работа; - работа в малых группах; - фронтальная работа; - демонстрация на весь класс. 14. Сопоставьте элементы с соответствующими значениями: Всплывающие окна Не пересылать по почте Файлы Должен быть надежным Пароль Из надежных источников Личная информация Не переходить по ссылкам 15. Выберите правильный вариант ответа. Спам – это … - массовая незапрошенная рассылка; - программа; - письмо друга; - поисковая система. 14


В раздел образования