Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ноябрьский колледж профессиональных и информационных
технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КЛАСТЕРА
Информационно-коммуникативная компетенция
2015 г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
НАУЧНОЕ
ОБОСНОВАНИЕ,
ЦЕЛЬ
И
ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ КЛАСТЕРА
2.
СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
КЛАСТЕРА
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КЛАСТЕРА
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ КЛАСТЕРА
4
1.
Научное обоснование
В
программе
рассматривается
значение
компетентности
в
области
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ)
педагогических
работников
-
слушателей
повышения
квалификации.
Показано,
что
ИКТ-
компетентность
является
основой
успешного
освоения
курса,
дальнейшего
саморазвития
и
эффективной
профессиональной
деятельности.
ИКТ-
компетентность педагогического работника, как слушателя курсов повышения
квалификации, необходимо развивать также для целей прямого практического
использования в ежедневной образовательной работе. Педагогический работник
должен обладать навыками не только самостоятельного получения, оценивания
и
создания
новой
информации,
но
и
моделирования
собственной
профессиональной
деятельности,
решения
задач
ИКТ-
образования
обучающихся.
Ц е л ь
и
з а д а ч и
к л а с т е р а : Информационно-коммуникативная
компетенция.
Целью
программы
является
создание
условий
для
развития
и н ф о рма ц и о н н о - ком м у н и кат и в н о й
ком п е т е н т н о с т и
п е д а г о г о в ,
заинтересованных
в
развитии
умения
эффективно
использовать
ИКТ
в
организации и управлении образовательным процессом.
К задачам , которые необходимо решить в ходе реализации относятся:
←
формирование
представлений
о
овладении
навыками
пользования
цифровыми
инструментами,
обе спечивающими
повышение
эффективности педагогической деятельности;
←
использование средств ИКТ в достижении образовательных результатов;
←
применение ИКТ для личностного профессионального развития.
В
результате
освоения основного
содержания кластера
педагоги
должны овладеть следующими компетенциями:
←
понимание эффективности различных средств ИКТ для разных форм
учебной работы;
←
владение ИКТ - средой учебного кабинета, лаборатории;
3
←
умение использовать различные средства ИКТ для реализации задач на
учебном занятии, мероприятии;
←
применение
базовых
программных
средств
в
профессиональной
деятельности;
←
умение соотносить программное обеспечение/программные средства с
учебными потребностями и возрастом обучающихся.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КЛАСТЕРА
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
38
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
14
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
24
Итоговая аттестация: зачет
5
2.2. Тематический план и содержание кластера
Наименование разделов и тем
Содержание материала, внеаудиторная (самостоятельная) работа.
1
2
Тема 1.
Введение
Мультимедиа. Что такое ИКТ-компетенция. Информатизация образования. Технические и программные
средства мультимедиа, используемые в образовательном процессе
Тема 2.
У ч е б н о е
м е р о п р и я т и е
в
компьютерном кабинете
ИКТ-среда
компьютерного
кабинета;
подготовка
плана
учебного
занятия
в
компьютерном
классе;
преимущества и недостатки; методы управления работой класса.
Самостоятельная работа.
Разработать учебное занятие, которое можно проводить в компьютерном классе, спланировать загрузку
файлов и доступ к ним, проанализировать достаточность оборудования, проверить выполнимость задачи,
разработать технологические карты, необходимые для выполнения учебной работы
Тема 3.
Организация индивидуальной,
групповой и фронтальной
работы обучающихся с
использованием ИКТ
Использование
различных
средств
ИКТ;
возможности
и
ограничения
средств
ИКТ;
использование
различных организационных форм учебной работы; индивидуальная работа, работа в парах, в малых
группах;
Самостоятельная работа.
Определить виды учебной работы, при выполнении которых возможно (необходимо) использование ИКТ
Т е м а
4 .
И с п о л ь з о в а н и е
различных
средств
ИКТ
в
подходящих
и
неподходящих
условиях
Номенклатура средств ИКТ (включая мобильные телефоны); понимание пригодности различных средств
ИКТ для разных форм учебной работы; влияние различных организационных форм на результативность
учебной работы; выбор различных методов обучения и средств ИКТ при индивидуальной работе, работе
в парах и в малых группах
Самостоятельная работа.
Определить доступные технические и программные средства ИКТ. Соотнести между собой средства
ИКТ и организационные формы учебной работы для достижения различных целей
Тема 5. Использование средств
ИКТ
для
профессионального
развития педагога
Применение
ИКТ
для
работы
со
специалистами
образовательных
организаций
(учреждений),
социальными
партнерами;
дистанционное
и
виртуальное
обучение;
изучение
учебных
материалов,
расширение знаний в области методики преподавания; использование средств ИКТ, способствующих
профессиональному развитию
Самостоятельная работа
Изучить различные средства ИКТ, которые можно использовать для расширения знаний в области
методики преподавания.
6
Тема 6. Выбор ПО для
реализации заданного сценария
занятия
Использование текстовых редакторов, графических редакторов, программных средств для создания
презентаций.
Соответствие
программного
обеспечения/программных
средств
с
познавательными
интересами, возможностями, потребностями обучающихся
Самостоятельная работа .
Изучить возможности ПО (по предмету/дисциплине) и описать его технические характеристики.
Тема 7. Соблюдение требований
безопасной работы в интернете
Киберпреследования;
подходящая
для
размещения
в
Интернете
информация;
форумы;
проблемы
конфиденциальности и пиратства; вирусы; мошенничество; спам; всплывающие окна; интеллектуальная
собственность; этикет электронной почты; проблемы пароля.
Самостоятельная работа .
Составить правила безопасной работы в Интернет, разработать занятие на тему «Защита детей от
вредной информации»
Зачет
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация
программы
кластера
требует
наличия
учебного
кабинета
Информатики
Оборудование
учебного
кабинета :
многофункциональный
комплекс
преподавателя, автоматизированные рабочие места преподавателей.
Технические средства обучения :
ПЭВМ:
-
DualCore
Intel
Core
i3,
3200 MHz/RAM-2Gb/HDD-1Tb/DVD-RW/
GeForce
GTS 450
1024Mb/монитор ViewSonic VA2232 Series
22" LCD + телевизор
Samsung ue46d5000 (1 компл.)
Локальная сеть под управлением ОС Windows 7
Доступ к:
-
Электронной библиотеке
-
Портфолио учебного кабинета
-
Цифровые образовательные ресурсы
Учебно-наглядные пособия:
-
Таблицы-схемы
-
Карточки-задания
8
Информационное обеспечение обучения
1.
С о р о ко у м о в а ,
Е . А .
Д и д а к т и к а
и
и н ф о р м а ц и о н н о -
коммуникационные технологии в профессиональном образовании: - М.: СГУ,
2013. – 450с.
2.
Визяло,
Е.Д.
Архитектура,
методы
и
средства
интернет
–
технологий. - М.: КРАСАНД, 2012. – 298с.
3.
Кудряшев,
Н.И.
Взаимосвязь
методов
обучения
на
уроках
литературы: пособие для учителя. - М.: Академия, 2013. – 245с.
4.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. — М.: Академия, 2012. - 272с.
5.
Стратегия
модернизации
содержания
общего
образования:
материалы для разработки документов по обновлению общего образования.-
М.: Академия,2012. – 180с.
6.
Якиманская,
И.С.
Личностно-ориентированное
обучение
в
современной школе. — М.: Владос, 2013. – 322с.
7.
Вечирко
Т.А.
Автоматизация
построения
индивидуальных
траекторий
учащихся,
организации
внеучебной
деятельности
и
управления
учебным процессом в соответствии с требованиями ФГОС//Информатика и
образование. – 2015. – № 3. – С. – 22. – 24.
8.
Грибовский
М.В.
Особенности
организации
и
проведения
школьных
интернет
–
конкурсов:
опыт
Томского
государственного
университета//Информатика и образование. – 2015. – № 5. – С. – 48. – 50.
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Компетенции
Показатели
понимание эффективности различных
средств ИКТ для разных форм учебной
работы
соответствие выбора средств ИКТ
федеральному образовательному стандарту
условиям реализации программы
дисциплины
владение ИКТ - средой учебного кабинета,
лаборатории
соответствие практических навыков владения
ИКТ к среде учебного кабинета
умение использовать различные средства
ИКТ для реализации задач на учебном
занятии, мероприятии
соответствие содержание урока, его целей и
задач, выбору ИКТ
применение базовых программных средств в
профессиональной деятельности
соответствие применения программных
средств с профессиональной деятельностью
умение соотносить программное
обеспечение/программные средства с
учебными потребностями и возрастом
обучающихся
соответствие выбора программного
обеспечения, программных средств учебным
потребностям и возрасту обучающегося
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
кластера
осуществляется
в
процессе
проведения
зачетного
занятия
в
виде
теста.
Тест
выполнен
в
программе iSpring
Suite,
содержит
в
себе
все
ключевые
вопросы
по
терминологии
и
практике.
Выдает
автоматическое
заключение
после
прохождения теста: зачет или незачет.
4.1 ПРИМЕР КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Контрольные вопросы:
1.
На
уроках,
какого
типа
Вы
используете
ИКТ
чаще
всего
и
почему?
Ответ
обоснуйте.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________
2.
Какие электронные средства учебного назначения Вам приходилось использовать в
учебном процессе. Приведите конкретные примеры.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________
3.
Перечислите
программные
средства,
которые
Вы
используете
для
создания
электронных дидактических материалов.
_____________________________________________________________________________
10
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________
4.
Опишите апробированные Вами варианты использования средств ИКТ на уроке.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
5.
Опишите наиболее типичные для Вас проблемы в организации учебных занятий с
использованием ИКТ.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.2 ПРИМЕР ИТОГОВОГО ТЕСТА
1. Укажите мышью область, на которую необходимо нажать при появлении
сомнительного всплывающего окна:
2. Выберите несколько вариантов ответа. Прикладные программы включают в
себя:
- операционные системы;
- текстовые процессоры;
- табличные процессоры;
- базы данных.
3.
Выберите
несколько
вариантов
ответа.
Основные
функции ABBYY
Transformer:
- пересылка информации с документа;
- создание PDF-файлов из программы MS Office;
11
- перевод на другой язык;
-
возможность
преобразования
документов
формата PDF
в Word,
Excel,
PowerPoint.
4.
В
2012
году
была
опубликована
вторая
версия
структуры
ИКТ-
компетентности учителей, которая была разработана большой международной
группой экспертов, которая собралась под эгидой ЮНЕСКО.
- верно;
- неверно.
5.
Продолжить
высказывание:
«Обобщающее
понятие,
охватывающее
различные
методы,
способы
и
алгоритмы
сбора,
хранения,
обработки,
представления и передачи информации – это…»:
- провести урок с использованием своей компьютерной презентации;
- овладеть методикой поиска информации в глобальной сети Интернет;
- овладеть технологией создания электронного учебника по своему предмету;
- провести компьютерное тестирование по своему предмету.
6. Выберите правильный вариант ответа. Наиболее часто в учебном процессе
используются:
- электронные тренажеры;
- электронные презентации;
- электронные энциклопедии.
7. Какое из определений верно «Урок с использованием ИКТ – это…»:
-
форма
организации
обучения
с
целью
овладения
учащимися
изучаемым
материалом
(знаниями,
умениями,
навыками,
мировоззренческими
и
нравственно-эстетическими идеями);
-
урок,
в
процессе
которого
в
передаче
и
усвоении
учебной
информации
участвуют
два
новых
компонента
образовательного
процесса:
компьютер
и
программные средства.
8.
Выберите
правильный
вариант
ответа.
Какого
вида
информационной
грамотности педагога не существует?
- коммуникационная грамотность;
12
- пользовательская грамотность;
- методическая грамотность;
- организационно-педагогическая грамотность.
9. Выберите один правильный ответ. Продолжите высказывание: «Обобщающее
понятие,
охватывающее
различные
методы,
способы
и
алгоритм
сбора,
хранения, обработки, представления и передачи информации – это…»
- ИКТ – компетентность;
- средства ИКТ;
- информационные и коммуникационные технологии.
10. Отметьте только плюсы дистанционного и виртуального обучения:
- свободный график обучения;
- недостаточная компьютерная грамотность;
- независимость от места расположения участников образовательного процесса;
- недостаток практических знаний.
11.
Сопоставьте
элементы
с
соответствующими
значениями
трехуровневой
модели ИКТ компетенции преподавателя:
Базовый уровень
Разработка
собственных
электронных
с р ед с т в
у ч е б н о го
н а з н ач е н и я ,
использование
средств
ИКТ
для
решения профессиональных и личных
задач
Педагогический уровень
Освоение
ИКТ
и
формирование
г о т о в н о с т и
к
в н е д р е н и ю
в
образовательную
д е я т е л ь н о с т ь
специализированных
технологий
и
ресурсов
Предметно-ориентированный уровень
Инвариант
знаний,
умений
и
опыта,
необходимый
преподавателю
для
решения
образовательных
задач
средствами ИКТ – технологий общего
назначения
13
12.
Выберите
правильный
ответ.
Под
средствами
ИКТ
в
настоящее
время
понимают:
- целый комплекс технических, программных средств, систем и устройств,
функционирующих
на
базе
средств
вычислительной
техники,
современных
средств и систем информационного обмена, обеспечивающих автоматизацию
ввода, накопления, хранения, обработки, передачи и оперативного управления
информацией;
- технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи
знаний, умений. Навыков обучающихся;
-
подготовка
обучаемых
средствами
информационных
технологий
к
самостоятельной познавательной деятельности.
13.
Выберите
несколько
вариантов
ответа.
Применение
электронных
образовательных
изданий
может
различаться
по
организационным
формам
применения:
- индивидуальная работа;
- работа в малых группах;
- фронтальная работа;
- демонстрация на весь класс.
14. Сопоставьте элементы с соответствующими значениями:
Всплывающие окна
Не пересылать по почте
Файлы
Должен быть надежным
Пароль
Из надежных источников
Личная информация
Не переходить по ссылкам
15.
Выберите правильный вариант ответа. Спам – это …
- массовая незапрошенная рассылка;
- программа;
- письмо друга;
- поисковая система.
14