ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Смирнова Елена Евгеньевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 5 д/с "Теремок" Населённый пункт: г.Урень Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Смирнова Елена Евгеньевна
Старший воспитатель МБДОУ № 5 д/с «Теремок»
г.Урень Нижегородской области
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической
культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том в
числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте
ребенок
начинает
выделять
себя
из
окружающей
среды,
развивается
эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических
позиций
личности,
которые
проявляются
во
взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний,
норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,
активность в решении некоторых экологических проблем.
Данную задачу невозможно реализовать без тесного сотрудничества с
семьей. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на
формирование основ экологического мировозрения человека. Однако между
целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой
родители,
зачастую
возникают
противоречия.
Анализ
анкетирования
родителей
по
проблеме
экологического
образования
детей
показал
следующее:
45%
-
испытывают
затруднения
в
определении
понятия
«экология» , 53% - в объяснении природных явлений и 67% - в организации
поисково-познавательной деятельности с детьми в домашних условиях, 59%
испытываю
потребность
в
повышении
своих
знаний
по
воспитанию
экологической
культуры
детей.
Отмечена
разная
позиция
родителей
в
экологическом образовании детей: 54% считают, что в ДОУ дети получают
достаточно
знаний
и
умений,
46%
-
необходимо
активное
включение
родителей в образовательную деятельность по данному направлению работы.
Это определяет актуальное направление детского сада по организации
непрерывного
экологического
просвещения
родителей.
Для
этого
необходимо
определить
условия
работы
с
родителями,
совершенствовать
содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи.
Педагогический коллектив детского сада поставил цель – создание
условий
для
повышения
педагогической
компетентности
родителей
по
экологическому
образованию
детей
дошкольного
возраста
и
определил
следующие задачи:
1.
Повысить
педагогическую
компетентность
родителей
в
области
экологического
образования
детей
дошкольного
возраста
через
использование информационно-просветительских методов работы.
2.
Использовать
эффективные
методы
и
технологии
совместной
практиче ской
и
до суговой
деятельно сти
э ко л о г и ч е с ко й
направленности.
Для
решения
поставленных
задач
были
определены
основные
направления
взаимодействия
педагогов
ДОУ
и
родителей
в
области
экологического образования детей дошкольного возраста:
Педагогическая диагностика (анкетирование, опросы);
Психолого-педагогическое
просвещение
(консультации,
семинары,
родительские
собрания,
буклеты,
памятки,
газета
МБДОУ
«Дошколенок»);
Совместная
деятельность
с
детьми
(праздники,
экскурсии,
природоохранные
акции,
выставки
творческих
работ,
реализация
проектов,
помощь
в
оснащении
развивающей
предметно-
пространственной среды).
Для решения оставленных задач используются разнообразные
формы работы с родителями.
Исходя из анкетирования
родителей и актуальности
были
проведены
консультации
«Экологическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста»
(рассмотрены
вопросы
«понятие
экология»,
основные задачи и направления деятельности ДОУ по экологическому
образованию
детей),
«Труд
в
природе»,
«Познание
природы
через
игру»,
семинар-практикум
«Знакомим
детей
с
комнатными
растениями»,
«Познавательно-исследовательская
деятельность
при
ознакомлении детей с природным окружением». В МБДОУ третий год
издается
газета
«Дошколенок»,
где
педагоги
раскрывают
разнообразные
вопросы
экологического
образования
детей
дошкольного
возраста,
дают
советы
и
рекомендации
родителям
по
данному направлению работы. Папки передвижки «Осень», «Зима»,
«Весна», «Лето» знакомят родителей с приметами разных времен года,
с художественными произведениями детских авторов.
Родители активно принимают участие в организации выставок в
детском
саду.
Традиционные
выставки
«Дары
осени»,
«Осенние
фантазии», «Золотая осень» всегда очень разнообразны и красочны.
Родители – наши помощники в озеленении игровых участков: в
подготовке рассады цветов и оформлении клумб, в постройке снежных
городков, в уборке от опавшей листвы и снега.
Особо хочется отметить совместные праздники и развлечения
«Осенины», «Осень в гости к нам пришла», где родители являются
участниками мероприятий (участвуют в конкурсах и соревнованиях,
театрализованных
представлениях,
в
изготовлении
атрибутов
и
костюмов).
Педагоги проводят природоохранные акции с участием родителей
«Берегиня»
(цель:
воспитание
бережного
отношения
к
воде),
«Покормите
птиц
зимой»
(цель:
расширить
представлений
детей
о
птицах
края
и
воспитание
у
детей
эмоционально-положительное
отношение к птицам, желание им помогать), «Посади дерево» (цель:
развитие
у
детей
интереса
к
изучению
природы
родного
края,
воспитание в детях заботливого отношения к природе).
Родители
проявляют
интерес
в
оснащении
развивающей
предметно-пространственной среды: в создании коллекций «Морские
камушки», «Ракушки», «Гербарии листьев», в оформлении альбомов
«Времена года», «Домашние и дикие животные» макетов «Аквариум»,
«Космос» и др.
В результате целенаправленной и систематической работе
педагогических
работников
учреждения
получены
положительные
результаты:
Повышение уровня знаний
родителей по проблеме экологического
образования детей дошкольного возраста.
Активизация
участия
родителей
в
образовательном
процессе
по
данному направлению работы.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем
заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные
качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех
ведущих
сферах
действительности
–
природе,
«рукотворном
мире»,
окружающих
людях
и
самом
себе
–
это
те
ценности,
на
которых
ориентируется дошкольная педагогика.