Напоминание

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Смирнова Елена Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 5 д/с "Теремок"
Населённый пункт: г.Урень Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Смирнова Елена Евгеньевна Старший воспитатель МБДОУ № 5 д/с «Теремок» г.Урень Нижегородской области Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том в числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Данную задачу невозможно реализовать без тесного сотрудничества с семьей. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировозрения человека. Однако между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Анализ анкетирования родителей по проблеме экологического образования детей показал следующее: 45% - испытывают затруднения в определении понятия «экология» , 53% - в объяснении природных явлений и 67% - в организации поисково-познавательной деятельности с детьми в домашних условиях, 59% испытываю потребность в повышении своих знаний по воспитанию экологической культуры детей. Отмечена разная позиция родителей в экологическом образовании детей: 54% считают, что в ДОУ дети получают достаточно знаний и умений, 46% - необходимо активное включение родителей в образовательную деятельность по данному направлению работы.
Это определяет актуальное направление детского сада по организации непрерывного экологического просвещения родителей. Для этого необходимо определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи. Педагогический коллектив детского сада поставил цель – создание условий для повышения педагогической компетентности родителей по экологическому образованию детей дошкольного возраста и определил следующие задачи: 1. Повысить педагогическую компетентность родителей в области экологического образования детей дошкольного возраста через использование информационно-просветительских методов работы. 2. Использовать эффективные методы и технологии совместной практиче ской и до суговой деятельно сти э ко л о г и ч е с ко й направленности. Для решения поставленных задач были определены основные направления взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в области экологического образования детей дошкольного возраста:  Педагогическая диагностика (анкетирование, опросы);  Психолого-педагогическое просвещение (консультации, семинары, родительские собрания, буклеты, памятки, газета МБДОУ «Дошколенок»);  Совместная деятельность с детьми (праздники, экскурсии, природоохранные акции, выставки творческих работ, реализация проектов, помощь в оснащении развивающей предметно- пространственной среды). Для решения оставленных задач используются разнообразные формы работы с родителями.
Исходя из анкетирования родителей и актуальности были проведены консультации «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (рассмотрены вопросы «понятие экология», основные задачи и направления деятельности ДОУ по экологическому образованию детей), «Труд в природе», «Познание природы через игру», семинар-практикум «Знакомим детей с комнатными растениями», «Познавательно-исследовательская деятельность при ознакомлении детей с природным окружением». В МБДОУ третий год издается газета «Дошколенок», где педагоги раскрывают разнообразные вопросы экологического образования детей дошкольного возраста, дают советы и рекомендации родителям по данному направлению работы. Папки передвижки «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» знакомят родителей с приметами разных времен года, с художественными произведениями детских авторов. Родители активно принимают участие в организации выставок в детском саду. Традиционные выставки «Дары осени», «Осенние фантазии», «Золотая осень» всегда очень разнообразны и красочны. Родители – наши помощники в озеленении игровых участков: в подготовке рассады цветов и оформлении клумб, в постройке снежных городков, в уборке от опавшей листвы и снега. Особо хочется отметить совместные праздники и развлечения «Осенины», «Осень в гости к нам пришла», где родители являются участниками мероприятий (участвуют в конкурсах и соревнованиях, театрализованных представлениях, в изготовлении атрибутов и костюмов). Педагоги проводят природоохранные акции с участием родителей «Берегиня» (цель: воспитание бережного отношения к воде), «Покормите птиц зимой» (цель: расширить представлений детей о
птицах края и воспитание у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, желание им помогать), «Посади дерево» (цель: развитие у детей интереса к изучению природы родного края, воспитание в детях заботливого отношения к природе). Родители проявляют интерес в оснащении развивающей предметно-пространственной среды: в создании коллекций «Морские камушки», «Ракушки», «Гербарии листьев», в оформлении альбомов «Времена года», «Домашние и дикие животные» макетов «Аквариум», «Космос» и др. В результате целенаправленной и систематической работе педагогических работников учреждения получены положительные результаты:  Повышение уровня знаний родителей по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста.  Активизация участия родителей в образовательном процессе по данному направлению работы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и самом себе – это те ценности, на которых ориентируется дошкольная педагогика.


В раздел образования