Напоминание

Металлы побочных подгрупп


Автор: Богданов Михаил Викторович
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: Междуреченский агропромышленный колледж
Населённый пункт: п.Междуреченский, ХМАО-Югра
Наименование материала: конспект урока
Тема: Металлы побочных подгрупп
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема:
«Металлы побочных подгрупп»
Тип урока:
изучение нового материала
Образовательная цель:
Изучить строение, свойства и применение металлов побочных подгрупп
Развивающие цели:
1. Создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития 2. Формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию
Воспитательные цели:
1. Формирование научного мировоззрения через познаваемость химических явлений 2. Формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своего труда 3. Развитие коммуникативности личности
Форма работы:
Коллективная, индивидуальная
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь, план работы на уроке, карточки с заданиями для проверки усвоения изученного материала(тест).

Ход урока

I.

Организационный этап
(0,5 мин)
-
запуск презентации
-
настроить учащихся на работу
II.

Повторение материала необходимого для сознательного усвоения новых знаний

на экране с диска
– «
интерактивная Периодическая система Менделеева»
Устный опрос по пройденному материалу: Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала вспомним материал прошлого занятия. Постарайтесь ответить на вопросы.
-
В какой части Периодической системы в основном расположены металлы? Ответ: в левой нижней части таблицы
-
Что общего в физических свойствах всех металлов? Ответ: высокая электрическая проводимость, теплопроводность, ковкость, пластичность
-
По каким характерным физическим свойствам металлы в значительной степени отличаются друг от друга? Ответ: по плотности, твердости, температуре плавления
-
Назовите самый легкий и самый тяжелый металл Ответ: самый легкий литий(показать на интер.системе), тяжелый осмий(интер.система)
-
У какого из металлов самая низкая и самая высокая температура плавления? Ответ: ртуть –38,9 ; вольфрам 3390 (показать на интер. системе)
-
Какие металлы мы изучали на последнем занятии? Ответ: металлы главных подгрупп
-
Назовите несколько металлов главных подгрупп Ответ: литий, натрий, калий, магний, кальций и др.
-
Назовите общее химическое свойство металлов главных подгрупп Ответ: это их способность легко отдавать валентные электроны вследствие гораздо большего атомного радиуса по сравнению с неметаллическими элементами, поэтому являются восстановителями
-
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с еще одной группой металлов, среди которых наибольшее практическое значение имеют: медь, цинк, титан и железо
-
Возникает вопрос, почему эти металлы изучаются отдельно? Чтобы ответить на этот вопрос – выясните в чем отличие в расположении этих элементов в таблице Менделеева от ранее изученных металлов? Ответ: эти металлы находятся в побочных подгруппах
-
После этого обсуждения, ваших ответов на вопросы постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего занятия Ответ: металлы побочных подгрупп
Слайд № 1

«Металлы побочных подгрупп»

-
Какие цели вы ставите перед собой на уроке? Ответ: узнать, изучить строение, свойства и применение металлов побочных подгрупп
Слайд № 2

«Цель: изучить строение, свойства и применение металлов побочных

подгрупп»

-
Давайте вместе обсудим план работы на сегодняшнем занятии. Предложите свои пункты плана по которому можно будет достичь вашей цели на уроке. Ответ: предлагают изучить строение, физические, химические свойства и т.д

Слайд № 3
– (все 9 пунктов плана отображаются по отдельному щелчку, если возникнет необходимость- задать наводящие вопросы)
План урока

1)

Исторические данные

2)

Строение атома

3)

Физические свойства

4)

Химические свойства

5)

Применение

6)

Закрепление темы. Решение заданий

7)

Домашнее задание

8)

Тест по теме урока

9)

Итог урока(оценивание)
Раздать план урока в напечатанном виде.
III.

Мотивация
В течении урока, вам необходимо будет сделать краткий конспект- записать необходимые данные, которые вы узнаете на занятии.
-
Ответьте на вопрос: «Для чего, где вам пригодятся знания полученные на сегодняшнем уроке?» Ответ: чтобы больше узнать о металлах побочных подгрупп, пригодится для выполнения домашнего задания, проверочной работы и т.п.
Слайд № 4 Для чего мне это нужно?

1)

Расширить кругозор

2)

Пригодится для выполнения:

а) Проверочной работы

б) Домашнего задания

в) Зачета

IV.

Изучение нового материала
а) Исторические данные (первые сведения и т.п.) – доклад Учащегося (1)
Слайд № 5

Исторические данные: медь, цинк, титан, железо
б) Строение атома – доклад Учащегося (2)
Слайд № 6 – Электронное строение меди, цинка, титана и железа


в) Физические свойства меди, цинка, титана и железа – доклад Учащегося (3)
Слайд № 7 – физические свойства меди

Слайд № 8 - физические свойства цинка

Слайд № 9 - физические свойства титана

Слайд № 10 - физические свойства железа
г) Химические свойства меди, цинка, титана и железа
Слайд № 11 – Химические свойства
(в виде схемы) д) Применение меди, цинка, титана и железа – доклад Учащегося (4)
Слайд № 12 – Применение меди

Слайд № 13– Применение меди

Слайд № 14 – Применение меди


Слайд № 15 – Применение меди

V.

Закрепление темы. Решение заданий.

Слайд № 16 – Напишите электронное строение атома меди

Слайд № 17 – Допишите уравнения реакций:

а) Fe(III) + O

2

б) Zn + H

2

SO

4

в) Cu + Cl

2

VI.

Домашнее задание

Слайд № 18 Домашнее задание
Выполните одно из трех заданий по своим возможностям «3» - Допишите уравнения: а) Fe(III) + Cl 2  б) Ti(IV) + O 2  в) Zn + HNO 3  «4» – Напишите уравнения реакций по схеме: Zn  ZnO  ZnSO 4  Zn(NO 3 ) 2 «5» – Напишите уравнения реакций по схеме, заменив «X» и «Y» соответствующей формулой: Fe(III)  «X»  «Y»  Fe 2 O 3
VII.

Тест по теме урока
– раздать каждому учащемуся 1) Электронная формула 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 2 4s 2 принадлежит: а) Zn б) Ti в) Cu г) Fe 2) Определите металл по следующим данным: светло-розовый цвет, тягучий, вязкий, легко прокатывается. Температура плавления 1083  С. По проводимости электрического тока уступает лишь серебру. а) Zn б) Ti в) Cu г) Fe 3) Степень окисления железа в формуле Fe 2 O 3 : а) –2 б) + 4 в) + 2 г) + 3 4) Молекулярная масса ZnO равна: а) 65 б) 81 в) 73 г) 64 5) Металлические свойства в ряду Cu  Zn  Ti  Fe: а) уменьшаются б) увеличиваются в) не изменяются г) изменяются периодически
Слайд № 19 Ответ: Б В Г Б А

VIII.

Рефлексия –
у каждого учащегося до начала урока на партах имеются карточки

с заданием: Допишите предложения: Какая цель была на уроке _________________ Достиг ли ты поставленной цели ____________ Что тебе помогло достичь цели? _______________ Я узнал на уроке _____________ Я не согласен _____________ На уроке столкнулся со следующими трудностями ___________ Поставьте себе оценку за урок _______





IX.

Подведение итогов


В раздел образования