Открытое занятие в разновозрастной группе со сложной структурой дефекта. Тема: "Из чего сделана посуда".
Автор: Медведева Полина Викторовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ГБОУ "Школа №2107" ДО "На Трифоновской" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект Тема: Открытое занятие в разновозрастной группе со сложной структурой дефекта. Тема: "Из чего сделана посуда". Раздел: дошкольное образование
«сложная структура дефекта» - незрячие дети
Учителя-дефектолога/тифлопедагога Медведевой П.В.
Область: социально-коммуникативное развитие
Тема «Из чего сделана посуда»
Форма проведения: подгрупповая
Предварительная работа :
Сюжетно – ролевая игра «Принимаем гостей»
Чтение стихотворения «Федорино горе»
Программное содержание:
1.
Развивать осязательные навыки обследования посуды
2.
Развитие тактильной памяти и внимания
3.
Закрепление сравнительного анализа и понятий (тяжелый – легкий)
4.
Обобщить и систематизировать знания детей о видах посуды и ее
назначении
5.
Дать детям представление о том, что предметы посуды могут быть
изготовлены из разных материалов.
6.
Учить различать посуду из разных материалов с помощью осязания (по
направляющим инструкциям и вопросам)
7.
Упражнять в описании предметов посуды (по вопросам и словесным
образцам)
8.
Учить детей выражать свои эмоции (удивление, возмущение, радость).
Материал:
Игровые детские наборы посуды из пластика и алюминия, предметы
домашнего обихода, которые упоминаются в стихотворении «Федорино
горе» (сито, топор, чайник, блюдца, тарелки, половник, стаканы).
Ход занятия:
Дети рассаживаются на пол в круг, в середине стоят детские игровые наборы
посуды и реальные наборы – стеклянные стаканы, графин для воды,
глиняный горшок и т.д.
Дефектолог: «Ребята, давайте еще раз посмотрим и вспомним, как мы с
вами принимали гостей, накрывали на стол и какую посуду мы ставили на
стол»
В руки каждому ребенку дается одинаковая посуда (сначала пластиковые
чашечки, затем блюдца, ложечки, затем кастрюльки, сковородки, половник,
вилки, ложки и т.д))
Дефектолог: «Ребята, вы видите, что посуда сделана из разного материала и
давайте сейчас определим его». Из чего же сделана наша посуда ? /вопрос к
каждой конкретной вещи, которая находится в руках у конкретного ребенка/
Дети рассматривают /ощупывают/ посуду, воспитатель направляет
осязательное восприятие детей инструкциями и вопросами. Затем
дефектолог рассказывает детям о материалах из которых сделана посуда :
«Когда мы принимали гостей мы ставили на стол вот эту вазу, давайте
вспомним из чего она сделана? Правильно из стекла, эта ваза стеклянная.
Перед вами стоит много посуды, попробуйте найти еще посуду сделанную из
стекла»
Дети находят стаканы и графин
Затем тифлопедагог показывает детям глиняный кувшин и просит сравнить
его со стеклянным. Горшок из глины и графин дается каждому ребенку в
руки, осязательно они сравнивают их по характеру поверхности, весу.
Дефектолог: «Мы с вами часто лепим из пластилина и глина очень похожа на
него, потому что она мягкая и поддается лепке. Давайте выберем всю посуду
из глины и назовем ее»
Дети с помощью дефектолога выбирают глиняные мисочки и чашечки.
Дефектолог: «Глина очень хрупкий материла и поэтому при ударе может
треснуть или разбиться».
Дефектолог показывает глиняные черепки трещинки на глиняной чашке.
Дефектолог: «Но посуда из глины жаропрочная. Что такое жаропрочная ? Это
значит она не боится жара- огня и в ней можно готовить на огне и в духовке
еду»
Дефектолог дает в руки каждому ребенку фарфоровую чашечку и блюдце.
Дефектолог: «А вот эти чашка и блюдце сделаны из фарфора. Фарфор тоже
хрупкий материал, он тонкий и легкий. Посмотрите, потрогайте, взвесьте
чашечки и сравните их с глиняными чашками»
Дети сравнивают посуду (по направляющим инструкциям и вопросам
дефектолога)
Дефектолог: «Готовить в фарфоровой посуде нельзя, она потрескается и
лопнет от огня. Давайте вместе подумаем, как можно применять фарфоровую
посуду?»
Детям предлагается взять в руки тарелки, блюдца, чашки, сделанные из
фарфора и по направляющим вопросам воспитателя, все приходят к выводу,
что из фарфоровой посуды мы пьем и едим.
Дефектолог: «А сейчас давайте посмотрим посуду из металла».
Деям дается в руки набор игрушечной посуды из железа / каждая конкретная
вещь, находится в руках у конкретного ребенка/Дети рассматривают
/ощупывают/ посуду, тифлопедагог направляет зрительно- осязательное
восприятие детей инструкциями и вопросами.
Дефектолог: « Эта сковородка/ кастрюлька, сито/ сделана из металла.
Посмотрите какой металл на ощупь. Холодный, гладкий. Металл бывает
разный: тяжелый и легкий. Вот, посмотрите, эта сковородка сделана из
легкого металла, а эта из тяжелого».
Дефектолог предлагает взять детям в одну руку сковородку из легкого
металла, а в другую из тяжелого и сравнить их по весу.
Дефектолог: «Посуда из металла очень прочная. Давайте постучим по
металлической посуде каким-нибудь другим предметом и послушаем звук»
Закрепление пройденного материала:
Дефектолог предлагает детям поиграть в игру «Угадай-ка» В руки ребенку
дается посуда и предлагается угадать, из какого материала она сделана. Дети
вспоминают совместно с педагогом, что посуда сделана из разных
материалов, упражняются в описании предметов посуды (по вопросам и
словесным образцам воспитателя).
Чтение стихотворения «Федорино горе».
Во время чтения все элементы посуды, которые доступны /приготовлены
заранее – сито, топор и т.д./ даются детям в руки и игровые моменты
стихотворения, например, такие как «зазвенели блюдца, блюдца – дзинь ля-
ля, дзинь ля-ля» проигрываются с детьми рука в руку.
После чтения стихотворения детям предлагается послушать, как звенит вся
посуда (из разного материала) и сравнить звуки
Во время чтения стихотворения акцентируется внимание детей на том, как
Федора переживала и грустила. Как посуда обижалась на Федору.
Проведение релаксационной разминки.
Дефектолог показывает детям, как мы показываем, что грустим, обижаемся–
опускаем брови вниз, хмуримся.
Как люди радуются – поднимаем брови вверх, поднимаем плечи вверх и
голову.
В конце занятия под плясовую музыку учим играть ребят на посуде, как на
музыкальных инструментах, вызывая чувство радости и удовольствия.