Напоминание

Формирование и развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в дошкольном учреждении.


Автор: Хребтова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУг. Иркутска детский сад №162
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование и развитие речи у детей дошкольного возраста с

нарушением слуха в дошкольном учреждении.
Дети с диагнозом сенсоневральная глухота, сенсоневральная тугоухость поступают в коррекционные группы детского сада. У многих детей снижение слуха сочетается с отклонением в умственном, двигательном, эмоциональном развитии, дефицитом внимания, а также с гиперактивностью. У некоторых детей с нарушенным слухом наблюдаются слабовыраженные нарушения, что делает затруднительным их выявление, оценку и организацию их обучения для педагогов. Воспитание и обучение таких детей строится на педагогических принципах. Это принципы системно сти, п о с л ед о ват е л ь н о с т и , дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. Одним из первоначальных и наиболее важным является онтогенетический принцип, который подразумевает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющихся у них нарушений. Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера развития, на что впервые было указано Л.С.Выготским. Успех в воспитании и обучения детей строится и на анализе социального развития, т.е. изучения ребенка в его взаимодействии в семье, непосредственном окружении, а затем в дошкольном учреждении. На основе собранных данных педагоги дают общую оценку уровня развития ребенка. Затем определяют пути педагогического и коррекционного воздействия, выбор педагогических технологий с учетом неравномерности формирования различных психических функций у детей раннего и дошкольного возраста, потому что именно в этом возрасте важна целенаправленная работа с детьми с нарушенным слухом. Педагогический коллектив группы, изучив актуальный уровень развития ребенка, потенциальные его возможности и готовность к сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками, планирует работу в данной группе. Реализация принципа доступности предполагает подбор педагогических методов и приемов, подбор дидактического материала, разработку игровых ситуаций, на их основе и строятся занятия с детьми. В эту работу входят два важных взаимосвязанных направления: во- первых, содержательная педагогическая деятельность с ребенком, во-вторых, организационные формы помощи родителям. Важнейшей задачей взрослых группы является создание коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников, празднование дней рождения, организация выставок работ детей, а также поделок, подготовленных вместе с родителями. Работа с родителями детей с нарушением слуха включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую, консультативно – рекомендательную, обучение навыкам взаимодействия и общения со своим
ребенком, проведением круглых столов, детских праздников, открытых мероприятий. Содержание педагогической работы с ребенком направлено на стимуляцию основных линий развития ребенка и формирования основных характеристик его личности. В процессе занятий общение взрослых с детьми осуществлялось по инициативе взрослых. Дети вступали в контакт формально, с неохотой выполняя требования педагогов. Недоразвитие социально-эмоциональной сферы сочеталось с несформированностью всех видов детской деятельности. Некоторые дети с сенсоневральной тугоухостью понимали в ситуации простые бытовые фразы, могли выполнить речевые задания (дай…). Первоначальное овладение бытовыми предметами и действиями осуществлялось в процессе режимных моментов при умывании, одевании, приёме пищи и т.д. Одним из важных факторов для развития детей является создание специальных условий, создание такой обстановки, которая способствует физическому развитию, познавательному развитию, развитию мелкой моторики, развитию слухового и зрительного восприятия, игровой и другой деятельности. Однако, только создание благоприятных условий для развития таких детей недостаточно, необходима доброжелательная помощь взрослых, работающих с этими дошкольниками. Все используемые формы работы реализуются в доброжелательной обстановке. Педагогический коллектив группы организует процесс обучения так, чтобы он был для детей привлекательным, игровым, чтобы дети развивались легко и непроизвольно, осваивали программный материал незаметно для себя. С целью побуждения детей к занятиям использовали игрушки и другие предметы для формирования предметной деятельности, атрибуты для развития игровых действий, дидактический материал и дидактические игры для сенсорного развития (на величину, цвет, форму, пространственную ориентировку), игры и игровые упражнения на развитие крупной и мелкой моторики. Разработали и адаптировали игры на формирование письменной и устной речи. Практическая деятельность является той средой, в которой возникают мотивы к речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активное применение. Игры, изодеятельность, элементарная трудовая деятельность требуют действий от ребенка с игрушками и атрибутами, их рассматривание, выявление свойств и отношений. В проце сс е изодеятельности, дети получают эмоциональное удовлетворение при рассматривании ярких предметов, поделок из пластилина. Процесс рассматривания поделок и игрушек сочетается с обыгрыванием, привлечением детей к игровым действиям (зайка прыгает по дорожке, мишка идет по лесу). Педагог хвалит и одобряет ребенка. Детские работы размещаем на видном месте, привлекаем внимание детей к ним. Во время действий с предметами, педагог фиксирует внимание детей, использует
речь, тем самым побуждает детей подражать ее действиям. Так, обращая внимание детей на пришедшую в группу медицинскую сестру, педагог машет ей рукой, побуждая детей подражать ее действиям, сопровождая ее речью: «Тетя Женя пришла. Привет, Саша скажи привет». Знания и представления, накопленные детьми в быту, на прогулках, в разных видах деятельности, применяются в творческой деятельности и продуктивной. На таких занятиях дети осмысливают мир предметов и явлений, и используют в речи слова и выражения «Нарисуй…», «Слепи…», «Вырежи…», «Наклей…». Все это позволило усвоить речевой материал и способы его использования в речевых ситуациях. Дети не только запоминают название предметов, свойств, действий, но и речевые структуры, необходимые для общения в деятельности. В процессе взаимодействия, дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. Важное значение для организации взаимодействий с неговорящими детьми имеет использование различных средств общения: устная речь, письменная речь (таблички с написанными словами и фразами), применение взрослыми и детьми естественных жестов, мимики и движений тела, взглядов. Появление у детей этих жестов, свидетельствует о их стремлении к общению. Если взрослые не будут дополнять свою речь жестами и поддерживать их использование детьми, жесты могут исчезнуть из общения и тем самым ограничить его. Мир взрослых отражается через сюжетно-ролевые игры, инсценирование сказок, представления кукольного театра. На этом этапе расширяются представления детей о труде и профессиях людей. В процессе посещения детьми магазинов, почты, школы и других учреждений формируются представления о правилах поведения и общения людей в социуме. Эти же представления закрепляются и обогащаются при просмотре фильмов, рассматривании иллюстраций, сюжетном рисовании и т.д. Важным средством развития дошкольников с нарушением слуха, является чтение и рассказывание произведений Б.Д.Корсунской. Эмоциональное рассказывание и чтение педагоги сопровождают демонстрацией игрушек и других атрибутов, что вызывает у детей сопереживание, сочувствие. Полноценное восприятие детской литературы способствует обогащению речевого развития детей, использованию образных слов и выражений в сюжетно-ролевых и подвижных играх. Объём словаря, его тематика расширяются и уточняются на каждом этапе обучения. Это темы «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Посуда одежда» и т. д. При последовательном знакомстве с предметами ближайшего окружения, дети учатся выделять детали и элементы предметов, сравнивают и группируют по признакам. При ознакомлении с окружающим миром используем основные методические приемы – наблюдение, демонстрация предметов и действий.
Они помогают познакомить детей со свойствами, качествами и действиями (желтая груша, горький лук, птичка летит, листья падают, снег идет, снег пушистый, ветер дует, красивые цветы и насекомые и т.д.) понять и расширить представления об окружающем мире. Использование возникших ситуаций или специально созданных условий расширяют понимание обращенной речи. Введение новых слов обеспечивает понимание природных явлений, значения отдельных слов и выражений (золотая осень, ветреный день, замерзли лужи, скользкая дорога и т.д.). В процессе наблюдений обращаем внимание детей на смысловое содержание слов, словосочетаний, фраз с последующим чтением адаптированных рассказов о природе и пересказом знакомых произведений. Таким образом, тщательное изучение ребенка, особенностей его развития, индивидуальная работа с применением специально подобранных пособий, использование приемов и методов воздействия на ребенка, формируют разные виды его деятельности и оказывают определяющее значение для становления произвольного и волевого управления поведением, способствуют максимальной подготовке ребенка к школе и его социальной адаптации. К концу дошкольного возраста дети с нарушенным слухом и дети, у которых наряду с нарушением слуха имеются сопутствующие нарушения в развитии, способны достичь определенного уровня развития, и получить право выбора программы при переходе от дошкольного воспитания и обучения к школьному. Литература 1.Головчиц Л.А. Дошкольное воспитание и обучение детей с нарушением слуха – М.,2001. 2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Гуманит. Издательский центр. Владос. 2001. 3.Рау Ф.Ф. Методика обучения глухих детей устной речи – М.,1976. 4.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушением слуха в семье – М.,1991. 5.Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности – М., 1972.


В раздел образования