Формирование и развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в дошкольном учреждении.
Автор: Хребтова Ольга Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУг. Иркутска детский сад №162 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: Формирование и развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в дошкольном учреждении. Раздел: дошкольное образование
Формирование и развитие речи у детей дошкольного возраста с
нарушением слуха в дошкольном учреждении.
Дети с диагнозом сенсоневральная глухота, сенсоневральная тугоухость
поступают
в
коррекционные
группы
детского
сада.
У
многих
детей
снижение
слуха
сочетается
с
отклонением
в
умственном,
двигательном,
эмоциональном развитии, дефицитом внимания, а также с гиперактивностью.
У некоторых детей с нарушенным слухом наблюдаются слабовыраженные
нарушения,
что
делает
затруднительным
их
выявление,
оценку
и
организацию их обучения для педагогов.
Воспитание
и
обучение
таких
детей
строится
на
педагогических
принципах.
Это
принципы
системно сти,
п о с л ед о ват е л ь н о с т и ,
дифференцированного
и
индивидуального
подхода
к
ребенку.
Одним
из
первоначальных и наиболее важным является онтогенетический принцип,
который
подразумевает
учет
возрастных,
психофизических
особенностей
детей,
характера
имеющихся
у
них
нарушений.
Принцип
системности
воспитания
ребенка
требует
учета
сложного
характера
развития,
на
что
впервые было указано Л.С.Выготским.
Успех в воспитании и обучения детей строится и на анализе
социального развития, т.е. изучения ребенка в его взаимодействии в семье,
непосредственном
окружении,
а
затем
в
дошкольном
учреждении.
На основе собранных данных педагоги дают общую оценку уровня развития
ребенка.
Затем
определяют
пути
педагогического
и
коррекционного
воздействия, выбор педагогических технологий с учетом неравномерности
формирования
различных
психических
функций
у
детей
раннего
и
дошкольного
возраста,
потому
что
именно
в
этом
возрасте
важна
целенаправленная работа с детьми с нарушенным слухом.
Педагогический коллектив группы, изучив актуальный уровень
развития
ребенка,
потенциальные
его
возможности
и
готовность
к
сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками, планирует работу в данной
группе.
Реализация
принципа
доступности
предполагает
подбор
педагогических
методов
и
приемов,
подбор
дидактического
материала,
разработку игровых ситуаций, на их основе и строятся занятия с детьми.
В эту работу входят два важных взаимосвязанных направления: во-
первых, содержательная педагогическая деятельность с ребенком, во-вторых,
организационные формы помощи родителям. Важнейшей задачей взрослых
группы является создание коллектива в лице детей, педагогов и родителей.
Формирование
доверия,
общего
участия
в
судьбе
ребенка
лучше
всего
обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение
общих
праздников,
празднование
дней
рождения,
организация
выставок
работ детей, а также поделок, подготовленных вместе с родителями.
Работа с родителями детей с нарушением слуха включает в себя следующие
организационные
формы:
лекционно-просветительскую,
консультативно
–
рекомендательную, обучение навыкам взаимодействия и общения со своим
ребенком,
проведением
круглых
столов,
детских
праздников,
открытых
мероприятий.
Содержание педагогической работы с ребенком направлено на
стимуляцию основных линий развития ребенка и формирования основных
характеристик его личности.
В процессе занятий общение взрослых с детьми осуществлялось по
инициативе
взрослых.
Дети
вступали
в
контакт
формально,
с
неохотой
выполняя
требования
педагогов.
Недоразвитие
социально-эмоциональной
сферы сочеталось с несформированностью всех видов детской деятельности.
Некоторые
дети
с
сенсоневральной
тугоухостью
понимали
в
ситуации
простые
бытовые
фразы,
могли
выполнить
речевые
задания
(дай…).
Первоначальное
овладение
бытовыми
предметами
и
действиями
осуществлялось в процессе режимных моментов при умывании, одевании,
приёме пищи и т.д.
Одним из важных факторов для развития детей является создание
специальных
условий,
создание
такой
обстановки,
которая
способствует
физическому развитию,
познавательному
развитию, развитию мелкой
моторики, развитию слухового и зрительного восприятия, игровой и другой
деятельности.
Однако, только создание благоприятных условий для развития таких детей
недостаточно,
необходима
доброжелательная
помощь
взрослых,
работающих
с
этими
дошкольниками.
Все
используемые
формы
работы
реализуются
в
доброжелательной
обстановке.
Педагогический
коллектив
группы
организует
процесс
обучения
так,
чтобы
он
был
для
детей
привлекательным, игровым, чтобы дети развивались легко и непроизвольно,
осваивали
программный
материал
незаметно
для
себя.
С
целью
побуждения детей к занятиям использовали игрушки и другие предметы для
формирования предметной деятельности, атрибуты для развития игровых
действий, дидактический материал и дидактические игры для сенсорного
развития (на величину, цвет, форму, пространственную ориентировку), игры
и
игровые
упражнения
на
развитие
крупной
и
мелкой
моторики.
Разработали и адаптировали игры на формирование письменной и устной
речи.
Практическая деятельность является той средой, в которой возникают
мотивы к речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и
их
активное
применение.
Игры,
изодеятельность,
элементарная
трудовая
деятельность требуют действий от ребенка с игрушками и атрибутами, их
рассматривание,
выявление
свойств
и
отношений.
В
проце сс е
изодеятельности,
дети
получают
эмоциональное
удовлетворение
при
рассматривании
ярких
предметов,
поделок
из
пластилина.
Процесс
рассматривания
поделок
и
игрушек
сочетается
с
обыгрыванием,
привлечением детей к игровым действиям (зайка прыгает по дорожке, мишка
идет
по
лесу).
Педагог
хвалит
и
одобряет
ребенка.
Детские
работы
размещаем на видном месте, привлекаем внимание детей к ним. Во время
действий с предметами, педагог фиксирует внимание детей,
использует
речь, тем самым побуждает детей подражать ее действиям. Так, обращая
внимание детей на пришедшую в группу медицинскую сестру, педагог машет
ей рукой, побуждая детей подражать ее действиям, сопровождая ее речью:
«Тетя Женя пришла. Привет, Саша скажи привет».
Знания и представления, накопленные детьми в быту, на прогулках, в
разных
видах
деятельности,
применяются
в
творческой
деятельности
и
продуктивной.
На
таких
занятиях
дети
осмысливают
мир
предметов
и
явлений, и используют в речи слова и выражения «Нарисуй…», «Слепи…»,
«Вырежи…», «Наклей…».
Все это позволило усвоить речевой материал и способы его
использования в речевых ситуациях. Дети не только запоминают название
предметов, свойств, действий, но и речевые структуры, необходимые для
общения в деятельности. В процессе взаимодействия, дети обмениваются
информацией,
организуют
совместную
деятельность,
распределяют
обязанности и действия.
Важное значение для организации взаимодействий с неговорящими
детьми
имеет
использование
различных
средств
общения:
устная
речь,
письменная речь (таблички с написанными словами и фразами), применение
взрослыми
и
детьми
естественных
жестов,
мимики
и
движений
тела,
взглядов. Появление у детей этих жестов, свидетельствует о их стремлении к
общению.
Если
взрослые
не
будут
дополнять
свою
речь
жестами
и
поддерживать их использование детьми, жесты могут исчезнуть из общения
и тем самым ограничить его.
Мир взрослых отражается через сюжетно-ролевые игры,
инсценирование
сказок,
представления
кукольного
театра.
На
этом
этапе
расширяются представления детей о труде и профессиях людей. В процессе
посещения
детьми
магазинов,
почты,
школы
и
других
учреждений
формируются
представления
о
правилах
поведения
и
общения
людей
в
социуме. Эти же представления закрепляются и обогащаются при просмотре
фильмов, рассматривании иллюстраций, сюжетном рисовании и т.д.
Важным
средством
развития
дошкольников
с
нарушением
слуха,
является
чтение
и
рассказывание
произведений
Б.Д.Корсунской.
Эмоциональное
рассказывание
и
чтение
педагоги
сопровождают
демонстрацией
игрушек
и
других
атрибутов,
что
вызывает
у
детей
сопереживание, сочувствие.
Полноценное
восприятие
детской
литературы
способствует
обогащению речевого развития детей,
использованию образных слов и
выражений в сюжетно-ролевых и подвижных играх.
Объём словаря, его тематика расширяются и уточняются на каждом
этапе обучения. Это темы «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Посуда одежда»
и
т.
д.
При
последовательном
знакомстве
с
предметами
ближайшего
окружения,
дети
учатся
выделять
детали
и
элементы
предметов,
сравнивают и группируют по признакам.
При ознакомлении с окружающим миром используем основные
методические приемы – наблюдение, демонстрация предметов и действий.
Они помогают познакомить детей со свойствами, качествами и действиями
(желтая груша, горький лук, птичка летит, листья падают, снег идет, снег
пушистый,
ветер
дует,
красивые
цветы
и
насекомые
и
т.д.)
понять
и
расширить представления об окружающем мире. Использование возникших
ситуаций
или
специально
созданных
условий
расширяют
понимание
обращенной речи. Введение новых слов обеспечивает понимание природных
явлений, значения отдельных слов и выражений (золотая осень, ветреный
день,
замерзли
лужи,
скользкая
дорога
и
т.д.).
В
процессе
наблюдений
обращаем внимание детей на смысловое содержание слов, словосочетаний,
фраз
с
последующим
чтением
адаптированных
рассказов
о
природе
и
пересказом знакомых произведений.
Таким
образом,
тщательное
изучение
ребенка,
особенностей
его
развития, индивидуальная работа с применением специально подобранных
пособий,
использование
приемов
и
методов
воздействия
на
ребенка,
формируют
разные
виды
его
деятельности
и
оказывают
определяющее
значение для становления произвольного и волевого управления поведением,
способствуют максимальной подготовке ребенка к школе и его социальной
адаптации.
К концу дошкольного возраста дети с нарушенным слухом и дети, у
которых наряду с нарушением слуха имеются сопутствующие нарушения в
развитии,
способны достичь определенного уровня развития, и получить
право выбора программы при переходе от дошкольного воспитания и
обучения к школьному.
Литература
1.Головчиц Л.А. Дошкольное воспитание и обучение детей с нарушением
слуха – М.,2001.
2.
Головчиц
Л.А.
Дошкольная
сурдопедагогика:
Воспитание
и
обучение
дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений – М.: Гуманит. Издательский центр. Владос. 2001.
3.Рау Ф.Ф. Методика обучения глухих детей устной речи – М.,1976.
4.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушением слуха в
семье – М.,1991.
5.Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности
– М., 1972.