Напоминание

Система работы по формированию у учащихся мотивации к предметам естественно-математической направленности


Автор: Киселёва Татьяна Романовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Чажемтовская СОШ"
Населённый пункт: с. Чажемто
Наименование материала: статья
Тема: Система работы по формированию у учащихся мотивации к предметам естественно-математической направленности
Раздел: полное образование





Назад




Система работы по формированию у учащихся мотивации к предметам естественно-математической направленности
"Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие,

стараясь научить кого-то слишком многому.

Разбудите в человеке любопытство.

Достаточно приоткрыть разуму дверь,

не перегружая его, просто заронить в него искру.

Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем".

Анатоль Франс
Автоматизированные и компьютерные производства, новые информационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к профессиональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда. Современное производство нашего региона и страны нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. Рынок труда ставит перед образованием новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров, которая начинается еще в общеобразовательной школе. В последнее время наблюдается снижение интереса выпускников школ к специальностям естественно-математической направленности. Это обусловлено тремя основными проблемами: Проблемы мотивационного характера, Проблемы содержательного характера, Кадровые проблемы. Решить эти проблемы призывает Концепция развития математического образования в Российской Федерации. В повседневной жизни, конечно же, чистая математика нам мало нужна, поэтому мы рассматриваем ее, в первую очередь, в связи с естественнонаучными предметами. Что такое математическая деятельность современного учителя и учащихся? Это, прежде всего, решение задач, а не упражнений, их постановка, исследование, отыскание метода, его реализация, анализ результатов, попытка обобщения, планирование, поиск связи с другими науками, и т.д. Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей ученика, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его познавательной деятельности.
Формирование мотивации – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Для формирования мотивации к изучению предметов естественно- математической направленности создаю на уроке следующие условия: -Психологическую атмосферу на уроке для учения с удовольствием создаю через такие приемы мотивации как: Цитата, притча, парадокс, софизмы, «Вхождение в образ (Представьте, что Вы …учитель математики или химии)», минутка «Юмор в математике» и т.д. -Стараюсь быть не нравоучителем, а советчиком, помощником ученику. -Способствую общению учащихся, создаю благоприятную эмоциональную атмосферу через сотрудничество и взаимопомощь, игровые технологии. Например, игра «Составь рассказ». В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказывать материал изучаемой темы. Один начинает, второй продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить. Также в этой игре может принимать и весь класс, при этом усиливается игровой азарт. -Изучаю потребности и склонности учащихся, опираться на сложившиеся у ученика побуждения через такие приемы как: обмен личными мнениями, взглядами, впечатлениями, самостоятельные работы, сочинения. -Соотношу изучаемый материал с вопросами различных областей повседневной жизни, окружающей средой, перспективой. -Стараюсь быть организованным и последовательным учителем, связывая известное и понятное содержание учебного материала с новой информацией через использование современных технологий и активных методов обучения. Нацеленность курса естественно–математического цикла на формирование приѐмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы еѐ решения, самоконтроль и самооценка). Собственную деятельность выстраиваю на основе структуры урока математики с позиции компетентности. Основу данной деятельности составляют три взаимосвязанные этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность и рефлексия. -Часто использую проблемный метод при изучении нового материала. Применение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации, которая поворачивает нечто знакомое новой стороной – это неожиданность,
удивление, возникающее у учащихся, которые очень важны для дальнейшего успеха. На самом деле важно теперь провести дальнейшие рассуждения так, чтобы они сами отвечали на поставленный вопрос. Главное не создать проблемную ситуацию, а научить учащихся решать и видеть проблему. Например, урок по теме «Нужны ли нам знания о прогрессиях в повседневной жизни?» Дальше уже автоматически решается задача расширения знаний по теме. Проводится анализ и рефлексия. Большую помощь при выделении мета-предметных связей оказывает метод проектов и исследований. Например, на уроках алгебры по теме «Применение производной» предлагаю группам выполнить мини проекты по темам: «Применение производной в физике, химии, экономике и т.д.» По теме «Построение графиков функций», «Решение систем уравнений» в 8 классе предлагаю показать в мини-проектах знания информатики, умения строить графики в программе ХL. Проектная деятельности учащихся на уроках позволяет самостоятельно анализировать имеющиеся знания и получать новые в богатом информационном пространстве, самостоятельно выдвигать гипотезы и принимать решения, познавать, исследовать, проявляя творчество и индивидуальность. -Организую индивидуальную работу, самостоятельную и активную деятельность учащихся, работу в паре, в подгруппах, которые помогут на определенном уровне познавать предмет. -Предлагаю дифференцированные учебные задания на разных этапах урока, личностные, творческие домашние задания. -Интеграция математики с естественными науками хорошо просматривается, например, на уроках «Путешествие в страну…», «Математический марафон» и т.д. на таких уроках ранее полученные знания, переплетаются с вновь приобретенными. С одной стороны они носят игровой характер, а с другой стороны они принуждают учеников к поиску и получению знаний по другим предметам. - Создать общественную атмосферу позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимание важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российской науки помогают доклады об ученых, исторические справки об интересных фактах и открытиях, выпуски стенгазет по предметам естественно-математической направленности. -Углубленное расширенное обучение предметной области на основе интеграции математики в системе естественнонаучных дисциплин веду в рамках факультативов, например, в 10-11 классах «Школа точной мысли», в 7-9 классах «За страницами учебника математики», в 5-6 классах «Занимательные задачи».
-В рамках кружка «Решение нестандартных задач» для 5-6 класса решаем занимательные, логические задачи. Для учащихся 7-9 классов провожу кружок «Тропинками математики», вовлекая детей в решение нестандартных задач. Профильный курс 10-11 класса содержит задачи с практическим содержанием (взаимосвязанного характера), в предлагаемой методической системе выступает в качестве одного из эффективных видов мотивации к изучению естественно-математических предметов, что позволяет рассматривать процесс обучения математике в плане профнаправленности. Необходимость применения математических знаний в процессе производства формирует повышенный интерес учащихся не только к математике, но и к другим предметам естественно-научного цикла. Формирую у старшеклассников умение находить правильные решения в сложных жизненных ситуациях, то есть переносить школьные знания на метапредметный уровень. -Дети в сельской школе, как правило, хуже осведомлены о многочисленности профессий, учебных заведений и возможностях поступления. У старшеклассников сельских школ есть комплексы по сравнению с городскими сверстниками. Они сомневаются в своих силах, мало верят в успех каких либо начинаний. Им кажется, что определенное учебное заведение им не по зубам, туда очень сложно или невозможно поступить. Между тем, среди них есть немало действительно талантливых ребят, которые при помощи взрослых, могут достичь больших успехов в разных отраслях народного хозяйства. Поэтому на профильных занятиях в 10 классе провожу экскурсии по сайтам учебных заведений области, показываю важность и востребованность тех или иных профессий, просматриваем баллы, необходимые для поступления. Со старшеклассниками школы организую встречи с представителями приемных комиссий вузов, участие старшеклассников в олимпиадах. Так в 2016 году 3 выпускника по итогам выездных олимпиад получили дипломы и 2 поступили в ТУСУР. Получила благодарность за сотрудничество от ТГУ. 50% моих выпускников в 2013 году поступили в учебные заведения по физико-математическому профилю, из них 50% в вузы. В 2014 году 71% поступили по физико-математическому профилю, из них 42 % в вузы г. Томска. -Активно вовлекаю учащихся всех классов в заочные международные, всероссийские, региональные конкурсы и викторины естественно- математической направленности, а так же в очные и дистанционные. Имею благодарности за организацию олимпиад и конкурсов от Управления образования Колпашевского района, ТОИПКРО, РЦРО ТО, РОСКОНКУРСА, Института развития школьного образования, Центра поддержки талантливой молодежи, регионального комитета конкурса-игры «Кунгуру», Центра дистанционной сертификации учащихся и др.
-Уважаю ученика и доверяю ему, отмечаю любые его успехи. Перечисленные принципы создают предпосылки для гармоничного сочетания в обучении интересов личности и общества, для реализации в практике преподавания важнейшей идеи современной педагогики - идеи личностной ориентации естественно-математического образования. В заключение хочу сказать, что для обеспечения у учащихся мотивации к предметам естественно-математической направленности одновременно должны развиваться и стать более доступными такие новые формы, как получение естественно-математического образования в дистанционной форме, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества. Вкладывая в своих учеников душу, давая знания, выставляя оценки в тетради и журналы, готовя выпускников к экзаменам, верю в то, что результаты работы будут выше сухих баллов по математике и выпускники станут хорошими людьми и займут достойное место в жизни.


В раздел образования