Напоминание

Преемственность экологического воспитания в системе" ДОУ - начальная школа"


Автор: Семёнова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Яснополянский детский сад"
Населённый пункт: п. Ясная Поляна
Наименование материала: Статья
Тема: Преемственность экологического воспитания в системе" ДОУ - начальная школа"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В СИСТЕМЕ «ДОУ – НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА».

И.М.СЕМЁНОВА

ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ «ЯСНОПОЛЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»,

ПРОКОПЬЕВСКИЙ РАЙОН, КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ,

WWW.

IRINKA71@MAIL.

RU
В данной статье рассмотрена проблема преемственности до- школьного и начального школьного образования в экологическом направле- нии. Даны примеры сотрудничества семьи, ДОУ и школы по формированию экологической культуры дошкольников и учащихся. Ключевые слова: преемственность, экологическое образование, эколо- гическое воспитание, развивающая предметно – развивающая среда.

На современном этапе развития образования, когда обучение начинается с шести лет, проблема подготовки детей к поступлению в школу становится важной практической задачей ДОУ. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) в дошкольную программу и начальное школьное образование – важный этап преемственности детского сада и школы. Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают всё большее значение. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к школе, поэтому в настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному воспитанию, подготовке детей к школе. Под преемственностью в обучении обычно понимается связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь раскрывается в ситуации, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является
источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Следовательно, подлинное обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования связывается с развитием общих способностей ребенка, что согласуется с позицией В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева. Это позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка перехода от одной ступени обучения к другой[1, с. 30]. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошколь- ной педагогики. Поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как создать эффективную систему экологического образования в ДОУ и школе, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи эко- логического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изоб- разительную, физическую деятельности? Как создать развивающую предмет- но – пространственную среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т. п.)? Какие методики ис- пользовать в работе с детьми? В настоящее время именно в дошкольных об- разовательных учреждениях создаются оптимальные условия для экологиче- ского образования. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные каче- ства ребенка формируются именно в этот период, а в дальнейшем лишь раз- виваются. [2, с. 40] Всякое доброе дело имеет начало. Чем раньше мы пробудим в детях за- боту об охране природы, тем успешнее выполним величайшую задачу совре- менности – оберегать жизнь Земли, умножать его богатства. Призывы, речи, книги не достигнут эффекта до той поры, пока дети не начнут работать рука- ми: выращивать цветы, сады, леса, очищать воды рек и озер и т.д. Сознательное и бережное отношение к природе, должно формироваться с детства — в семье, в детском саду, школе. Настало время, когда и педагоги,
и воспитатели и родители осознали важность учить детей бережно относить- ся к природе, рационально использовать природные ресурсы, привлекать к социально-полезной природоохранной деятельности. Первоосновы эколо- гического мышления закладываются в семье, которая призвана привить детям систему экологических ценностей, норм поведения в природной среде. В тес- ной взаимосвязи с семьей должно работать ДОУ. Его задача — через сказки, мифы, игры развивать способности детей, знакомить их с элементарными связями живой и неживой природы, влиянием человека на природную среду, благодаря чему у ребенка будет формироваться потребность в общении с при- родой. Наши дети, занимающиеся экологическим образованием, слово «эко- логия», как правило, воспринимают положительно: для них это, прежде всего, интересные экскурсии, наблюдения, открытие тайн природы, общение с животными. Мы, вместе с детьми, обсуждаем именно сегодняшние собы- тия: распустившийся цветок, первую бабочку, первый листок. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не по- могут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что «без знаний нельзя стать ни шофером, ни космонавтом», что «все должны учиться» и т.д. Стремления к знаниям от этого не появится. Другое дело – ин- тересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения. Воспитатели и родители должны сами понимать суть экологических проблем и причины их возникновения, вовлекать детей в совместную при- родоохранную деятельность. Налаживание контактов по инициативе педаго- гов, заинтересованных в результативности преемственной работы по экологи- ческому образованию и воспитанию детей, проводится в разных формах. Наше ДОУ оказывает большую помощь начальной школе, например, нередко учителя начальных классов используют развивающую предметно – пространственную среду детского сада для проведения уроков окружающего мира. Школа и ДОУ используют разные варианты форм со- трудничества – экологические праздники, конкурсы, экскурсии. Младшие
школьники на уроках труда изготавливают оборудование для опытно – экспе- риментальной деятельности, маски, костюмы для дошкольников. Учащиеся начальных классов совместно с педагогами готовят и проводят увлека- тельные экологические досуги для малышей, как на базе дошкольного учре- ждения, так и с приглашением дошкольников в гости в свой класс. Под ру- ководством педагогов (учителя начальной школы и дошкольного воспита- теля) школьники приглашают к себе в гости воспитанников старшей и под- готовительной групп ДОУ и в игровой форме проводят сценарии с элемента- ми театрализации. Примером удачного взаимодействия дошкольников и младших школьников, а также членов их семей становится участие в массо- вых экологических акциях. Одной из самых любимых среди детей и взрос- лых становятся экологические акции, например, «Накорми птиц зимой», когда проводится важная работа по подкормке пернатых. Кормушки масте- рятся из вторично используемого бросового материала – пластиковых буты- лок, упаковочных коробок и т. п. Таким образом, у дошкольников возникает желание, е оказать практическую помощь какой-либо птице, не навредить ей, дети осознанно включают живое существо в сферу действия этиче- ских норм, усваивают необходимый минимум соответствующих возрасту экологических знаний. В дошкольном детстве мы воспитываем в ребенке умение понимать природу такой, как она есть на самом деле, со всеми ее естественными, такими простыми свойствами. Для этого нужно уметь на- блюдать, анализировать и обобщать. И поэтому задача каждого человека – бе- речь природу не только во имя собственного благополучия, но и во имя буду- щих поколений. Наблюдательность – это то драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающей среде, понимать раз- нообразный мир природы, контактировать с людьми. Именно этому виду дея- тельности мы и уделяем очень большое внимание. У младших школьников закрепляются те знания, которые были даны воспитанникам на дошкольной ступени, и вводятся экологические понятия с постепенным углублением и
расширением их содержания. Реализации задач экологического воспитания способствует грамотная организация развивающей предметно - про - странственной среды. В нашем ДОУ создана экологическая комната, где воспитанники при- обретают первые умения и навыки по уходу за растениями и животными в оранжерее и живом уголке. В каждой группе созданы центры, которые видо- изменяются в зависимости от интересов и масштаба знаний ребенка. Органи- зация досугового общения и ухода за животными и растениями, во время ко- торых происходит позитивный контакт с объектами природы, способствует развитию сопереживания к заботам о животных, готовности прийти к ним на помощь. Имеется в ДОУ и огород, где у каждой группы есть своя грядка. Вместе со взрослыми дети выращивают лук, морковь, свёклу, укроп, петруш- ку и т.д. Дошкольники наблюдают за циклом развития растений с весны до осени. Для каждой группы силами воспитателей разбит цветник. Каких толь- ко цветов здесь не увидишь! Любят наши дети и участок леса, где растут де- ревья средней полосы: береза, рябина, клен, яблоня различные кустарники. Устроена и красиво оформлена экологическая тропа. Нами, педагогами ДОУ, разработан цикл мероприятий, посвященных ознакомлению с окружающим миром детей: занятия, утренники, викторины, игры, развлечения, родитель- ские собрания в нетрадиционной форме. С неживой природой наши дети зна- комятся в процессе элементарных опытов в нашей мини – лаборатории с цен- трами: «Наука и природа», «Воздух», «Песок-вода», «Литература», практиче- ской деятельности и на прогулке. Мы считаем, что выпускники нашего учреждения имеют достаточно хороший запас знаний по экологии, а в начальной школе необходимо лишь развить приобретенные умения и навыки дошкольников.

Литература
1. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения/ В.В. Давыдов// Педагогика. – 1995. – №1. 2 . Дошкольная педагогика - № 5 (54) / июль / 2009 Петербургский научно-практический журнал 3.Дошкольное воспитание №7. 2005 – научно-методический жур- нал В.Н. Столетова – 3-е изд. доп. – М: Педагогика, 1985. 4.Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ/ Н.А. Рыжова// Дошкольное воспитание,2000.- №9.


В раздел образования