Преемственность экологического воспитания в системе" ДОУ - начальная школа"
Автор: Семёнова Ирина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Яснополянский детский сад" Населённый пункт: п. Ясная Поляна Наименование материала: Статья Тема: Преемственность экологического воспитания в системе" ДОУ - начальная школа" Раздел: дошкольное образование
RU
В данной статье рассмотрена проблема преемственности до-
школьного и начального школьного образования в экологическом направле-
нии. Даны примеры сотрудничества семьи, ДОУ и школы по формированию
экологической культуры дошкольников и учащихся.
Ключевые слова: преемственность, экологическое образование, эколо-
гическое воспитание, развивающая предметно – развивающая среда.
На современном этапе развития образования, когда обучение
начинается с шести лет, проблема подготовки детей к поступлению в школу
становится важной практической задачей ДОУ. Понятие преемственности
трактуется
как
непрерывный
процесс
развития,
воспитания
и
обучения
ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного
периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Введение
Федеральных
Государственных
Образовательных
Стандартов
(ФГОС)
в
дошкольную программу и начальное школьное образование – важный этап
преемственности детского сада и школы. Вопросы подготовки воспитанников
детского
сада
к
школе
приобретают
всё
большее
значение.
Школа
заинтересована
в
том,
чтобы
дети,
поступающие
в
первый
класс,
были
хорошо подготовлены к школе, поэтому в настоящее время предъявляются
новые более высокие требования к дошкольному воспитанию, подготовке
детей к школе. Под преемственностью в обучении обычно понимается связь
между
этапами
в
процессе
обучения
и
развития.
Связь
раскрывается
в
ситуации, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является
источником
формирования
всякого
возрастного
новообразования,
а
становление
новообразования
прочно
базируется
на
достигнутом
уровне
развития.
Следовательно,
подлинное
обеспечение
преемственности
дошкольного и начального школьного образования связывается с развитием
общих способностей ребенка, что согласуется с позицией В.В. Давыдова и
В.Т.
Кудрявцева.
Это
позволяет
понять
особенности
и
возможности
плавного, не травмирующего психику ребенка перехода от одной ступени
обучения к другой[1, с. 30].
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошколь-
ной педагогики. Поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как
создать эффективную систему экологического образования в ДОУ и школе,
основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи эко-
логического образования реализовывались через разные виды деятельности
ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изоб-
разительную, физическую деятельности? Как создать развивающую предмет-
но – пространственную среду (экологическую комнату, лабораторию, живой
уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т. п.)? Какие методики ис-
пользовать в работе с детьми? В настоящее время именно в дошкольных об-
разовательных учреждениях создаются оптимальные условия для экологиче-
ского образования. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные каче-
ства ребенка формируются именно в этот период, а в дальнейшем лишь раз-
виваются. [2, с. 40]
Всякое доброе дело имеет начало. Чем раньше мы пробудим в детях за-
боту об охране природы, тем успешнее выполним величайшую задачу совре-
менности – оберегать жизнь Земли, умножать его богатства. Призывы, речи,
книги не достигнут эффекта до той поры, пока дети не начнут работать рука-
ми: выращивать цветы, сады, леса, очищать воды рек и озер и т.д.
Сознательное и бережное отношение к природе, должно формироваться
с детства — в семье, в детском саду, школе. Настало время, когда и педагоги,
и воспитатели и родители осознали важность учить детей бережно относить-
ся
к природе,
рационально
использовать
природные
ресурсы,
привлекать
к социально-полезной природоохранной деятельности. Первоосновы эколо-
гического мышления закладываются в семье, которая призвана привить детям
систему экологических ценностей, норм поведения в природной среде. В тес-
ной взаимосвязи с семьей должно работать ДОУ. Его задача — через сказки,
мифы, игры развивать способности детей, знакомить их с элементарными
связями живой и неживой природы, влиянием человека на природную среду,
благодаря чему у ребенка будет формироваться потребность в общении с при-
родой.
Наши дети, занимающиеся экологическим образованием, слово «эко-
логия»,
как
правило,
воспринимают
положительно:
для
них
это,
прежде
всего, интересные экскурсии, наблюдения, открытие тайн природы, общение
с животными. Мы, вместе с детьми, обсуждаем именно сегодняшние собы-
тия: распустившийся цветок, первую бабочку, первый листок.
Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не по-
могут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что
«без знаний нельзя стать ни шофером, ни космонавтом», что «все должны
учиться» и т.д. Стремления к знаниям от этого не появится. Другое дело – ин-
тересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения.
Воспитатели и родители должны сами понимать суть экологических
проблем и причины их возникновения, вовлекать детей в совместную при-
родоохранную деятельность. Налаживание контактов по инициативе педаго-
гов, заинтересованных в результативности преемственной работы по экологи-
ческому образованию и воспитанию детей, проводится в разных формах.
Наше ДОУ оказывает большую помощь начальной школе,
например, нередко учителя начальных классов используют развивающую
предметно – пространственную среду детского сада для проведения уроков
окружающего мира. Школа и ДОУ используют разные варианты форм со-
трудничества – экологические праздники, конкурсы, экскурсии. Младшие
школьники на уроках труда изготавливают оборудование для опытно – экспе-
риментальной деятельности, маски, костюмы для дошкольников. Учащиеся
начальных классов совместно с педагогами готовят и проводят увлека-
тельные экологические досуги для малышей, как на базе дошкольного учре-
ждения, так и с приглашением дошкольников в гости в свой класс. Под ру-
ководством педагогов (учителя начальной школы и дошкольного воспита-
теля) школьники приглашают к себе в гости воспитанников старшей и под-
готовительной групп ДОУ и в игровой форме проводят сценарии с элемента-
ми театрализации. Примером удачного взаимодействия дошкольников и
младших школьников, а также членов их семей становится участие в массо-
вых экологических акциях. Одной из самых любимых среди детей и взрос-
лых
становятся
экологические
акции,
например,
«Накорми
птиц
зимой»,
когда проводится важная работа по подкормке пернатых. Кормушки масте-
рятся из вторично используемого бросового материала – пластиковых буты-
лок, упаковочных коробок и т. п. Таким образом, у дошкольников возникает
желание, е оказать практическую помощь какой-либо птице, не навредить
ей, дети осознанно включают живое существо в сферу действия этиче-
ских норм, усваивают необходимый минимум соответствующих возрасту
экологических знаний. В дошкольном детстве мы воспитываем в ребенке
умение понимать природу такой, как она есть на самом деле, со всеми ее
естественными, такими простыми свойствами. Для этого нужно уметь на-
блюдать, анализировать и обобщать. И поэтому задача каждого человека – бе-
речь природу не только во имя собственного благополучия, но и во имя буду-
щих поколений.
Наблюдательность – это то драгоценное свойство человека, благодаря
которому он способен ориентироваться в окружающей среде, понимать раз-
нообразный мир природы, контактировать с людьми. Именно этому виду дея-
тельности мы и уделяем очень большое внимание. У младших школьников
закрепляются те знания, которые были даны воспитанникам на дошкольной
ступени, и вводятся экологические понятия с постепенным углублением и
расширением их содержания. Реализации задач экологического воспитания
способствует
грамотная
организация
развивающей
предметно
-
про -
странственной среды.
В нашем ДОУ создана экологическая комната, где воспитанники при-
обретают первые умения и навыки по уходу за растениями и животными в
оранжерее и живом уголке. В каждой группе созданы центры, которые видо-
изменяются в зависимости от интересов и масштаба знаний ребенка. Органи-
зация досугового общения и ухода за животными и растениями, во время ко-
торых происходит позитивный контакт с объектами природы, способствует
развитию сопереживания к заботам о животных, готовности прийти к ним на
помощь. Имеется в ДОУ и огород, где у каждой группы есть своя грядка.
Вместе со взрослыми дети выращивают лук, морковь, свёклу, укроп, петруш-
ку и т.д. Дошкольники наблюдают за циклом развития растений с весны до
осени. Для каждой группы силами воспитателей разбит цветник. Каких толь-
ко цветов здесь не увидишь! Любят наши дети и участок леса, где растут де-
ревья средней полосы: береза, рябина, клен, яблоня различные кустарники.
Устроена и красиво оформлена экологическая тропа. Нами, педагогами ДОУ,
разработан цикл мероприятий, посвященных ознакомлению с окружающим
миром детей: занятия, утренники, викторины, игры, развлечения, родитель-
ские собрания в нетрадиционной форме. С неживой природой наши дети зна-
комятся в процессе элементарных опытов в нашей мини – лаборатории с цен-
трами: «Наука и природа», «Воздух», «Песок-вода», «Литература», практиче-
ской деятельности и на прогулке.
Мы считаем, что выпускники нашего учреждения имеют достаточно
хороший запас знаний по экологии, а в начальной школе необходимо лишь
развить приобретенные умения и навыки дошкольников.
Литература
1. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения/ В.В. Давыдов//
Педагогика. – 1995. – №1.
2 . Дошкольная педагогика - № 5 (54) / июль / 2009 Петербургский
научно-практический журнал
3.Дошкольное
воспитание
№7.
2005
–
научно-методический
жур-
нал В.Н. Столетова – 3-е изд. доп. – М: Педагогика, 1985.
4.Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического
образования в ДОУ/ Н.А. Рыжова// Дошкольное воспитание,2000.- №9.