Напоминание

Патриотическое воспитание в детском саду


Автор: Хизриева Земфира Низамеддиновна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №763 ДУК №4
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад





Патриотическое

воспитание

в

детском

саду
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств.
Патриотическое воспитание
начинается довольно рано – в
детском саду
, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет.
Патриотическое воспитание
дошкольников направлено на решение широкого круга задач:
воспитание
любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями. В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств
воспитание

патриотических
чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-
патриотического воспитания
в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование
патриотических
чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения. Цель: Формировать у детей дошкольного возраста
патриотические
отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Воспитание
собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Задачи:
Воспитывать
любовь и трепетное отношение к ценностям семьи,
детского

сада
, родного города. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
Воспитывать
уважение к труду разных профессий. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
Воспитывать гордость за россиян
, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Реализация целей и задач
патриотического воспитания
Для того чтобы стало возможным реализовать цели и задачи, педагоги и
воспитатели
создают взаимообусловленные и взаимосвязанные условия эффективной педагогики: Знакомство с окружающей природой родного края, а так же ознакомление с ее характерными особенностями. Проведение наблюдений за состоянием определенных объектов в различные времена года. Организация земледельческого труда в определенный сезон года в природе. Это может быть посадка деревьев, кустов, посев овощей или цветов. Организация продуктивной, игровой и творческой деятельности ребенка, где он сможет проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Сотрудничество
воспитателей и педагогов детского
сада со всеми членами семьи ребенка. Методы
патриотического воспитания дошкольников
Для полноценного
патриотического воспитания
в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного
мировосприятия детей
: • экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ; • рассказ
воспитателя
; • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в
детском саду и в городе
; • беседы о родном городе, стране, ее истории; • показ иллюстраций, фильмов, слайдов; • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ; • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр); • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.); • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ; • организация тематических выставок; • участие в общественных и календарных праздниках; • участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Патриотическое воспитание
хорошо сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта: - речевое развитие (беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, пополнение словарного запаса); - развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашего края); - трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете, знакомство с народными промыслами Астраханского края); - развитие конструктивной деятельности (знакомство со знаками Солнца, Земли, Воды, постройка из строительного материала села нынешнего и будущего времени); - развитие изо-деятельности (знакомство с народно- прикладным творчеством своего края –рисуют, лепят, создают аппликации); - развитие элементарных естественно- научных представлений (наш край: пески, раскаты, озера, бугры, животный и растительный мир); - развитие экологической культуры (бережно относиться к флоре и фауне, не губить, а приумножать природные богатства); - развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа); - физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр); - художественное развитие (знакомство картинами художников нашего края, стихами и песнями). Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому
патриотическое воспитание
дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.


В раздел образования