Автор: Хизриева Земфира Низамеддиновна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №763 ДУК №4 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание в детском саду Раздел: дошкольное образование
саду
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских
качеств.
Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду , с
привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и
живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение
широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения
к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с
государственными символами, народными праздниками и традициями.
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание
патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е
годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не
следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие
исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения –
дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее
время вопросы нравственно- патриотического воспитания в ДОУ
рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств
у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности
поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому
развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.
Цель: Формировать у детей дошкольного
возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к
природе, культуре на основе исторических и природных особенностей
родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя
своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края,
толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского
сада , родного города. Способствовать формированию желания участвовать в
общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего
двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому
отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему
поколению. Воспитывать уважение к труду разных профессий. Развивать
интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать
трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и
страны в целом. Дать представления о правах ребенка, направленных на
защиту интересов каждого дошкольника. Расширить представления детей о
регионах страны, ее больших городах. Воспитывать гордость за россиян ,
достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве,
науке, спорте, культуре, образовании. Способствовать развитию
интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре,
традициям.
Реализация целей и задач патриотического воспитания
Для того чтобы стало возможным реализовать цели и задачи, педагоги
и воспитатели создают взаимообусловленные и взаимосвязанные условия
эффективной педагогики:
Знакомство с окружающей природой родного края, а так же ознакомление с
ее характерными особенностями.
Проведение наблюдений за состоянием определенных объектов в различные
времена года.
Организация земледельческого труда в определенный сезон года в природе.
Это может быть посадка деревьев, кустов, посев овощей или цветов.
Организация продуктивной, игровой и творческой деятельности ребенка, где
он сможет проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и
растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям
жизни.
Сотрудничество воспитателей и педагогов детского сада со всеми членами
семьи ребенка.
Методы патриотического воспитания дошкольников
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются
разнообразные методы и формы работы с учетом
возрастного мировосприятия детей :
• экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий
музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;
• рассказ воспитателя ;
• наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за
трудом людей в детском саду и в городе ;
• беседы о родном городе, стране, ее истории;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов
русского леса и пр. ;
• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок,
разучивание песен, игр);
• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.
д.);
• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и
пр. ;
• организация тематических выставок;
• участие в общественных и календарных праздниках;
• участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Патриотическое воспитание хорошо сочетается со всеми остальными
направлениями государственного стандарта:
- речевое развитие (беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление
рассказов, пополнение словарного запаса);
- развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры,
праздники, танцы народов нашего края);
- трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в
школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете,
знакомство с народными промыслами Астраханского края);
- развитие конструктивной деятельности (знакомство со знаками Солнца,
Земли, Воды, постройка из строительного материала села нынешнего и
будущего времени);
- развитие изо-деятельности (знакомство с народно- прикладным творчеством
своего края –рисуют, лепят, создают аппликации);
- развитие элементарных естественно- научных представлений (наш край:
пески, раскаты, озера, бугры, животный и растительный мир);
- развитие экологической культуры (бережно относиться к флоре и фауне, не
губить, а приумножать природные богатства);
- развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие
социального и правового сознания у детей, развитие представлений об
истории нашего народа);
- физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение
спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр);
- художественное развитие (знакомство картинами художников нашего края,
стихами и песнями).
Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно
заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в
родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение
перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через
приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных
задач дошкольного учреждения.