Напоминание

"Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".


Автор: Фоменкова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2107 СП № 1021
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Использование нетрадиционных приёмов

изобразительной деятельности в развитии

творческих способностей детей дошкольного

возраста».
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Не думаю, чтобы вы были исключением из общего правила. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи. Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование – развивает зрение и движение, конструирует зрительные образы, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию, помогает постичь свойства материалов, обучает движениям, необходимых для создания тех или иных форм и линий. Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один их видов аналитико- синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью». Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для этого. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит,
какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, оттиск, размазывание пальцем сырой краски, граттаж, монотипия, рисование по мокрому фону, печать, рисование мятой бумагой, рисование жесткой кистью (тычкование),рисование тампоном(тампонирование), набрызг, рисование пластилином, рисование свечой, кляксография. Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует их творческому развитию. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными из них являются рисование пальчиком, ладошкой, кулачком, печатание, обрывание бумаги. В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: монотипия, граттаж, кляксография, рисование по мокрому фону, рисование мятой бумагой, набрызг, изонить и др. Чем младше ребёнок, тем больше он испытывает страх перед чем-то новым, необычным. Очень важно даже в маленьком человечке разглядеть индивидуальность, принять и поддержать его интересы, потребности, развить его творческие способности и позаботиться об эмоциональном благополучии. Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать ещё и ещё. Чтобы преодолеть неуверенность, надо дать возможность ребёнку сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощрять каждое усилие ребёнка, поддерживая его. Всегда помнить о том, что обучение приёмам изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным нарастанием сложности. Во время рисования пальчиками, ладошкой ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Проба
нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие. Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использовать игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. У старших дошкольников и жизненный опыт больше, чем у малышей, и уровень владения техническими приёмами гораздо выше. Поэтому им вполне доступны такие нетрадиционные техники, как: печать набрызг рисование по трафарету монотипия . Ребята с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания вполне им по силам. Нетрадиционные техники позволяют маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах, расширяют творческие возможности детей. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, повышают самооценку Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Это очень просто, дети, Все нарисовать на свете. Нам понадобится с вами Карандаш и лист бумаги. Ну и глазки, безусловно. Ведь они, дружок, помогут Увидать любой предмет, Форму рассмотреть и цвет, Круглый он или квадратный, Весь шершавый или гладкий, Он кривой или прямой, Маленький или большой. Мы с тобою целый мир На бумаге создадим: Птиц и рыб, дома, людей, Даже сказочных зверей. Эта книжка пред тобою В мир волшебный дверь откроет. Прочитавши до конца, Сможешь рисовать ты сам.


В раздел образования