Автор: Верещагина Елена Алексеевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ ВМР "Фетининская основная школа" Населённый пункт: Фетинино Наименование материала: методическая разработка Тема: Методическая разработка урока истории Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока истории.
Тема: « Культура России в 17 веке».
Предмет: история.
Класс: 7.
Тип урока: изучение нового материала.
Образовательная технология: технология развития критического мышления.
Метод обучения: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы:
компьютер,
карточки
с
опорными
словами,
текст
«Живопись
17
века»,
учебник
А.
Данилова,
Л.
Косулиной «История России» 7 класс, Просвещение. 2010 год, кластер «Россия в 17 веке».
Цель урока: дать общую характеристику культурных достижений России в 17 веке, охарактеризовать сочетание
старых и новых элементов в культуре 17 века, способствовать мотивации интереса к памятникам русской культуры.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить
с
наиболее
характерными
явлениями
культуры
17
века,
выявить
черты
архитектурного стиля 17 века, раскрыть особенности иконописи 17 века.
развивающие: продолжить формирование умения получать новые знания, развивать умение
характеризовать
памятники культуры.
воспитательные: способствовать духовному развитию учащихся, воспитывать
чувство гордости за русскую
культуру, учить понимать и чувствовать прекрасное.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать умение систематизировать информацию, вырабатывать умение характеризовать памятники
культуры.
Личностные : научить понимать и гордиться культурным наследием своей родины, формировать познавательный
интерес.
Метапредметные: уметь регулировать свою учебную деятельность, работать с учебной информацией, уметь делать
выводы, проявлять готовность к сотрудничеству.
Структур
а урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Регулятивн
ые УУД
Коммуникат
ивные УУД
Познавател
ьные УУД
Личностны
е УУД
Мотивац
ионный
Актуализ
ация
У ч и т е л ь
п р е д л а г а е т
объединиться
в
г р у п п ы ,
подбирая слова, относящиеся
к одной сфере.
Какая
тема
будет
звучать
на
уроке?
Что есть культура?
А
если
бы
я
попросила
вас
У учеников карточки
с о
с л о в а м и :
Теремной
дво р е ц,
портрет,
петрушка,
барокко,
скоморохи,
иконопись,
труппа,
п е й з а ж
и
т . д . ,
учащиеся объясняют,
что
они
объединили
слова, относящиеся к
понятиям
«архитектура»,
«живопись», «театр»
Определяют тему.
Саморегуля
ция.
Умение
слушать
собеседника.
Демонстрир
уют
знания
по теме.
Классифика
ция.
Проявлени
е
готовности
самостояте
льно
познавать
материал.
знаний.
Восприят
и е
и
усвоение
нового
учебного
материал
нарисовать
культуру,
что
вы
изобразили бы?
Насколько это важно для нас?
С
вопросами
культуры
мы
знакомились и раньше, значит,
что
предстоит
в ы я с н и т ь
сегодня на уроке?
В
ходе
урока
предлагается
заполнить fish-bone:
«Новые
черты культуры 17 века»
Учитель
обращает
внимание
учащихся на составленный на
предыдущем
уроке
кластер
«Россия в 17 веке».
Какие события, как и почему
п о в л и я л и
н а
р а з в и т и е
культуры 17 века?
С
какого
вопроса
начнем
изучать тему?
Ставят цели и задачи.
Высказывают
свое
м н е н и е ,
д е л а ю т
выводы.
Смотрят
план
н а
Владение
средствами
обсуждения
проблемы.
Составлени
е fish-bone.
Формулир
ование
собственно
го
мнения
и
координир
ование
его
с
мнением
одноклассн
иков.
Умение
экране
и
в
тетради,
озвучивают вопрос.
Умение
отвечать
на
поставленны
е вопросы.
высказать
свою
оценку.
П о ка зы ва ют с я
с л а й д ы
с
изображением
дворца
в
селе
Коломенском,
Те р е м н о го
дворца,
церкви
Покрова
в
Филях.
Каковы ваши впечатления?
Выразите их в прилагательных
и глаголах.
Определите, какой это стиль
.Предлагаю
вам
о п и с ат ь
В ы р а з и т ь
с в о и
чувства и эмоции.
Слушают друг друга,
дополняют ответы.
Актуализируют
свои
знания для ответа.
Формирова
ние личного
мировоззре
ния.
Вступают
в
д и а л о г
с
учителем.
Учатся
делать
выбор
в
мире
мыслей
и
чувств.
памятник
архитектуры
по
вашему выбору.
В какой профессии вы сейчас
себя
попробовали,
каковы
ваши ощущения?
Слайд с изображением церкви
Вознесения в Великом Устюге.
К а к
в
э т о м
п а м я т н и к е
архитектуры
нашего
края
На
партах
листы
с
изображением
элементов
архитектурного
декора
и
опорными
словами.
Дают характеристику
памятника
архитектуры.
Высказывают
свои
ответы.
Слушают
в о п р о с ,
д а ю т
о т в е т ы ,
обосновывают
свою
Планируют
свои
действия.
Умение
точно
выражать
свою
мысль
в
соответствии
с
поставленно
й задачей.
Учатся
слушать
другого
Решают
творческую
задачу.
Учатся
грамотно
строить
речевые
высказыван
проявляются
характерные
черты зодчества 17 века?
позицию.
человека.
ия.
С
каким
видом
искусства
связано внутреннее убранство
храма?
С л а й д :
и к о н а
« С п а с
Нерукотворный»
и
парсуна
царя Федора Ивановича.
В
чем
отличие
иконы
от
парсуны, на ваш взгляд?
Сравните «Троицу» А. Рублева
и С. Ушакова.
Отвечают на вопрос.
Ч и т а ю т
т е к с т
«Живопись 17 века».
Задают
друг
другу
«толстые» вопросы.
Дают ответ.
Учатся
планироват
ь
с в о ю
деятельност
ь
п р и
выполнении
задания.
Осуществля
ют
самоконтро
ль.
Постановка
вопросов.
Работают
с
информаци
ей,
анализирую
т ее.
Поиск
информаци
и в тексте.
Проявлени
е
готовности
самостояте
льно
работать.
Рефлекси
я.
Можем
ли
мы
понять,
какая
икона появилась позже?
Проверяется fish-bone.
Театр-самое яркое проявление
нового в культуре.
П о ч е м у
т е а т р
н е
просуществовал долго?
У ч и т е л ь
п р е д л а г а е т
стихотворные строчки.
Высказывают
свое
мнение,
доказывают
его,
обсуждают
с
у ч и т е л е м
и
д р у г
другом.
Делают вывод о том,
какие
новые
черты
появились в развитии
культуры 17 века.
Сообщение ученика.
Делают выводы.
Анализируют:
Два
мира
е сть
у
человека
-
од и н ,
который
нас
творил,
Умение
слушать и
слышать
собеседника.
Владение
монологичес
кой речью.
Выполнени
е
творческого
задания.
Нравствен
но-
этическая
ориентаци
я.
Как человек творит этот мир?
Зачем
человек
творит
этот
мир?
другой,
который
мы
от
века
творим
по
мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Подводим
И - интересное
Т - трудное
О - обучился
Г- главное.
Какое
значение и
смысл
имеют
для
меня
э т и
знания.