Создание условий для формирования активной гражданской позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, социализации обучающихся
Автор: Пронозина Татьяна Андреевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7" Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: Создание условий для формирования активной гражданской позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, социализации обучающихся Раздел: среднее образование
Создание условий для формирования активной гражданской позиции,
потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, социализации обучающихся
Пронозина Т.А., учитель английского языка
МБОУ «СОШ №7»
Актуальность данной темы обусловлена непростым современным периодом –
временем
смены
ценностных
ориентиров.
Воспитание
и
пот ребно сть
самосовершенствования
обучающихся
является
первостепенной
задачей
и
представляет
собой
важный
компонент
социального
заказа
для
образования.
Организация работы в нашей образовательной организации по данном направлении
предусматривает согласование усилий работы социальных субъектов: школы, семьи,
учреждений дополнительного образования.
Воспитание и социализация обучающихся направлена на формирование
нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей
социальной среды развития. Школьный уклад включает воспитательную, учебную,
внеурочную,
социально
значимую
деятельность
обучающихся
и
основывается
на
системе духовных ценностей многонационального народа, традиционных моральных
норм,
реализуемых
в
совместной
социально-педагогической
деятельности
школы,
семьи и других субъектов общественной жизни.
Основным
принципом
работы
образовательной
организации
является
использование
программно-целевого
подхода,
предполагающего
единую
систему
планирования
и
своевременного
внесения
корректив.
Для
более
конкретного
планирования
деятельности
участников
образовательных
отношений
классными
руководителями, педагогом - организатором, библиотекарем, учителем физической
культуры, педагогами дополнительного образования разрабатываются подпрограммы
воспитания и социализации.
Цель системы работы нашей школы – создание единого пространства, оптимальных
условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающегося –
личности
психически
и
физически
здоровой,
гуманной,
духовной
и
свободной,
социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Приоритетные направления работы нашей образовательной организации:
1.Гражданско - патриотическое.
Формирование уважительного отношения к истории и деятельности своих предков,
знание
своих
корней,
любовь
к
своему
народу,
Отечеству.
На
базе
школы
функционирует
Уголок Боевой и Трудовой Славы, основную работу ведет совет
Уголка из числа обучающихся под руководством педагога. Ребята проводят встречи с
ветеранами, лекции, экскурсии.
С
2007
года при
поддержке
городского
поискового
отряда
«Самотлор» на базе
образовательной организации создаётся отряд «Подвигу – Память!», под руководством
педагога дополнительного образования Ефтина И.В. Ребята в количестве 21 человека,
за весь период существования отряда, приняли участие в 11 поисковых экспедициях
на местах боевых действий. В окружных и городских слетах участвовало более 100
человек, работали с архивными материалами 5 человек. Проводятся классные часы
посвященные знаменательным
датам «Моя малая Родина», единый классный час,
посвященный Дню народного, Дню конституции, Дню Победы, акция Георгиевская
ленточка, концерты для ветеранов и т.д.
2. Нравственное и духовное развитие.
Формирование
духовных
качеств,
которыми
руководствуется
человек:
совесть,
сострадание, милосердие, мораль, доброта, вера, достоинство, честь, ответственность,
свобода. По
данному
направлению
проводится
следующая
работа:
шефство
над
ветеранами и детьми фронта, поздравления и концерты ко Дню пожилого человека, ко
Дню учителя, концерт ко Дню матери.
3. Здоровьесберегающие воспитание.
Формирование
навыков
ведения
здорового
образа
жизни,
чувства
долга
и
ответственности
за
свое
здоровье,
раскрытие
резервных
возможностей
человека.
Ребята
нашей
школы
принимают
активное
участие
в
спортивных
мероприятиях:
«Веселые старты», «Дни здоровья», городских соревнованиях.
Педагоги
школы
активно работают в данном направлении, что приносит видимые плоды (призовые
места на соревнованиях), но и сами собственным примером показывают ребятам
значимость данного направления.
4. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
Формирование
дополнительных
условий
для
психологической
и
практической
готовности
обучающихся
к
труду
и
осознанному
выбору
профессии.
В
данном
направлении
проводятся
экскурсии
на
предприятия,
встречи
с
людьми
разных
профессий, организация дежурства по школе, уборка пришкольной территории.
5. Интеллектуальное воспитание.
Формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной
деятельности и направлениях интеллектуального развития личности.
Предметные
недели,
участие
в
дистанционных
олимпиадах,
во
Всероссийской
олимпиаде
школьников, работа предметных кружков, библиотечные уроки, школьные научные
конференции – это лишь незначительный перечень мероприятий данного направления.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание .
Формирование
понятий
«толерантность»,
«миролюбие»,
гражданское
согласие»,
«социальное партнерство». Классные часы по толерантности, реализация программы
«Белая ворона», праздники народов мира и цикл других мероприятий различных форм
и содержаний проводимых для сохранения культурного наследия.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание.
Формирование
потребности
и
умений
строить
жизнь
«по
законам
красоты»
и
утверждать
идеалы
красоты
в
отношениях
с
людьми,
в
труде
и
общественной
деятельности.
Конкурсы
рисунков,
посещение
театров,
кинотеатров,
фестиваль
талантов,
открытый
микрофон,
посвященный
творчеству
писателей
и
поэтов,
оформление
кабинетов
к
праздникам
–
мероприятия
позволяющие
формировать
художественно – эстетическое мировосприятие.
8. Правовое воспитание и культура безопасности .
Формирование законопослушного поведения школьников. Классные часы «Правила
поведения в общественных местах», организация работ школьного самоуправления,
встреча со службами по профилактике и предупреждению правонарушений.
Основной
формой
является
беседа,
в
процессе
которой
обучающиеся
приобретают
теоретические знания. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая
игра, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита
проектов, которые позволяют развить практические навыки и умения обучающихся в
области безопасности и правовых знаний.
9. Воспитание семейных ценностей.
Формирование представлений о высоком рейтинге семьи, создании и сохранении
семьи, защите, развитии,
удовлетворении духовных потребностей семьи. Выбор
совета
родителей,
родительские
собрания,
привлечение
родителей
к
внутриклассной и общешкольной жизни коллектива через (концерты, веселые старты
и др) возможность взаимовыгодного сотрудничества для формирования семейных
ценностей.
10. Формирование коммуникативной культуры.
Формирование
эмоциональной
и
ролевой
саморегуляции,
связанной
с
умением
находить наиболее оптимальное решение различного рода задач и не только учебного
характера. Тренинги, дискуссии, мастер – классы, коллективно – творческие дела,
различных
направлений
инструмент
для
создания
условий
для
формирования
активной гражданской позиции.
11. Экологическое воспитание.
Формирование
экологической
культуры
с
помощью
универсальных
учебных
действий.
Подготовка
школьников
к
самостоятельному
выбору
своей
мировоззренческой позиции. Участие в акциях «Спаси и сохрани», «Посади дерево»,
«Школьный
двор
в
цветах»
в
конкурсе
рисунков,
плакатов
по
экологическим
проблемам современности основа воспитания бережного отношения к природе и
окружающей среде.
Работа всего коллектива дошкольной образовательной организации направлена на
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание,
социализацию,
профессиональную
ориентацию, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни воспитанников.
Таким
образом,
только
системная
работа
с
включением
всех
участников
образовательных
отношений,
позволит
создать
условия
для
формирования
гражданской
позиции,
потребности
к
самосовершенствованию
и
саморазвитию,
социализации обучающихся.