Автор: Агзамова Райса Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ №30 Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Белорецк Наименование материала: Проект "Курая задушевный звук". Тема: Курая задушевный звук Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 30 «Родничок» г. Белорецк муниципального
района Белорецкий район Республики Башкортостан
Утверждаю:
Заведующая МДОБУ д/с №30
Аксенова Н.М.
Старший воспитатель
Загрекова Г.Б.
Проект
«Курая задушевный звук»
для старшей группы
(краткосрочный)
Подготовила: воспитатель
1 категории Агзамова Р.Б.
Белорецк 2015 г.
Тип проекта : воспитательно-образовательный, творческий.
Продолжительность : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : дети, воспитатели.
Возраст детей : 5-6 лет (старшая группа).
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое
р а з в и т и е » ,
«Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель : воспитание интереса к искусству родного края, развитие эстетического
и бережного отношения к окружающему миру.
Задачи:
продолжать формировать интерес к живописи и изображению родной
природы в картинах художников. Познакомить с картиной «Курай»
Адии Хабибулловны Ситдиковой;
расширять знания об историческом наследии нашей Республики;
развивать познавательные способности детей в процессе практической
деятельности,
интеллект
ребенка,
формировать
наглядно-образное
мышление,
творческие
способности,
самостоятельность,
навыки
взаимоотношений со взрослыми;
способствовать
развитию
речи
через
выразительное
чтение
стихов.
Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы
детей;
обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении:
родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Актуальность:
Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача - научить детей с
раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности
изобразительного. В детском саду дети знакомятся с разнообразными видами
изобразительного искусства, в том числе и с живописью. Опыт показывает,
что уже старшие дошкольники способны понимать произведения живописи
всех
жанров:
портрет,
пейзаж,
натюрморт,
сюжетную
картину.
Отбирая
произведения
для
детей,
надо
исходить
из
доступности
их
содержания.
Замечательные картины родной природы вызывают у детей чувство любви к
Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают
умение видеть, понимать и любить природу.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности,
интеллекта.
Формирование
экологической
культуры
населения,
начало
ее
становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в
дошкольном
возрасте
усвоение
основ
экологических
знаний
наиболее
продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как
нечто живое.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и
запахов,
тайнами
и
загадками,
заставляет
остановиться,
присмотреться,
задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к
тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Ожидаемые результаты:
Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им
накопить
конкретные
чувственные
представления
о
природе
ближайшего
окружения; расширить знания детей и повысить интерес у дошкольников к
истории своего народа.
Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный:
составление плана деятельности;
подготовка наглядного материала;
подбор литературных произведений о курае;
подбор музыкальных произведений мелодии на курае;
подвижные игры.
2. Практический:
ООД « Рассматривание картины «Курай» А.Х. Ситдиковой»
чтение башкирской сказки «Курай»;
чтение стихов про курай;
оформление выставки рисунков «А у нас растет курай»;
моделирование экологической сказки;
развивающие игры: «Узнай по описанию», «Необычные цветы»
башкирская подвижная игра «Курай»; игры-эстафеты;
слушание мелодий курая;
просмотр видеосюжета о том, как делают курай.
3. Заключительный:
выставка рисунков «А у нас растет курай»;
концерт фольклорной группы учеников башкирской школы-гимназии г.
Белорецк «Мелодии курая»;
подведение итогов.
Формы проведения проекта:
1. Беседы с презентациями:
«Курай - музыкальный инструмент»;
«Памятник кураю в г. Уфа.
2. Развивающие игры:
«Узнай по описанию»;
«Необычные цветы»;
«Найди такой же цветок»;
Башкирская народная игра «Курай».
3. Чтение художественной литературы:
рассказывание «Легенды о курае»;
разучивание стихотворения Абдулхака Игебаева «Курай»;
чтение башкирской сказки «Кураист».
4. Познавательно-исследовательская деятельность:
«Зачем растения вертятся»;
«Зачем растениям нужен свет»;
«Будет ли расти цветок без воды»;
«Строение растения».
5. ООД:
рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Курай».
рисование «А у нас растет курай».
чтение башкирской сказки «Курай».
моделирование сказки «Волшебный курай».
Моделирование сказки «Волшебный курай»
Тематическое планирование
Тема
Дата
ООД
Р а с с м а т р и в а н и е
к а р т и н ы
А . Х .
Ситдиковой «Курай».
Чтение башкирской сказки «Курай».
Моделирование
сказки
«Волшебный
курай».
Рисование «А у нас растет курай».
А п п л и к а ц и я
« Ц в е т о к
м о е й
Республики».
28.09.2015г.
29.09.2015г.
30.09.2015г.
01.10.2015г.
07.10.2015г.
П р а з д н и к и
и
развлечения
Концерт фольклорной группы учеников
б а ш к и р с ко й
ш ко л ы -
г и м н а з и и
«Мелодии курая»
Развлечение ко Дню Республики.
02.10.2015г.
09.10.2015г.
Конкурсы
Выставка
рисунков
детей
«А
у
нас
растёт курай».
01.10.2015г.
Результативность:
Результативность:
у детей появился интерес к живописи и изображению родной природы;
сформировалась
система
исторических
знаний
о
Республике
Башкортостан;
продолжилось
развитие
познавательных
и
творческих
способностей
детей и развитие речи;
сформировалось чувство сопричастности ко всему живому, гуманное
отношение
к
окружающей
среде
и
стремление
проявлять
заботу
о
сохранении природы;
расширился экологический кругозор.
Вывод:
Приобщая
к
историческому
и
культурному
наследию
своего
народа,
мы
формируем
представление
о
богатстве,
разнообразии,
нравственности,
красоте, воспитываем лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку,
сочувствие – это и есть уважение к культуре и истории своей страны, чувство
причастности к благополучию в природе, ответственность за сохранение ее
богатства и красоты.
Приложения
1. Существует легенда о том, как появился курай.
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень
сорвал
стебель,
сделал
в
нем
дырочки,
подул
и
снова
услышал
те
же
приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Аудиозапись). Какая
замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его
поля, леса и реки.
2. Курай (М. Гали)
Ах, как мне нравится Курай!
Ах, как на нём мой брат играет!
Прошу я брата: “Поиграй
Ещё немного на курае!
Как это палочка поёт?
Хочу понять - не понимаю
Я вот уже, который год
Над этим голову ломаю”.
А брат смеётся мне в ответ
И подаёт Курай: “Пойми ты:
Он открывает свой секрет
Лишь настоящему джигиту”.
Нет, я не стану горевать,
Я от обиды не заплачу:
Я завтра ж научусь играть –
Какой же я джигит иначе?!
3. Курай (А. Игебаев)
Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, -
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай…В родном краю
Я песни звонкие пою.
4. Сказка о курае
В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу,
сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка
– брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он
молодого
джигита.
Но
ни
один
из
них
не
возвращался
обратно:
едва
очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему
голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим
проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.
В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые
пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан
велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся
обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он
тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех
братьев.
Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного,
забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то
было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького:
замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста
лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-
дорогу.
Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад,
чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от
волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные
леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным
голосом.
Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие
реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к
своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо.
Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на
макушке той головы возвышался козлиный рог!
Все же он не растерялся – быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело
было сделано, хан сказал джигиту:
– Ты подожди здесь, – и вышел в другую комнату.
Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки
положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время
появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев
в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в
жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска . И у
него сами собой потекли слюни.
– Что ты там ешь? – спросил он. – Отломи и мне кусок от своей лепешки.
Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и
воскликнул в изумлении:
– Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?
– Эта лепешка из лебеды, – ответил джигит.– Мать испекла ее в своем
грудном молоке.
Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в
своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею
права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево
рассказывать
о
моем
роге.
Что
же
теперь
делать?
Как
выйти
из
такого
положения?»
И
решил
хан
отправить
джигита
в
такое
место,
которое
никогда
глаз
человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала:
пусть там умрет своей смертью!
Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой
ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.
Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами.
Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему
удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.
Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не
ступала
нога
человечья.
Особенно
сильно
тосковал
он
по
отчему
дому.
Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос
его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя
обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под
голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная
мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась
та мелодия.
Голос
привел
его
на
вершину
серой
горы,
и
тут
увидел
он
под
сенью
серебристого
соцветия
стебель
сухого
курая.
Именно
он
испускал
под
дуновением ветра ту удивительную мелодию.
Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия
стала еще более сильной и напевной.
Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть
на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись
его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие.
Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных
местах – это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела.
Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос
курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу.
Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и
испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.
Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их
гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец
джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные
били злодея чем придется. Так и забили до смерти.
С
тех
пор
превратился
курай
в
народный
инструмент,
способный
повествовать о радостях и горестях людской жизни.
5. Картина «Курай» Адии Хабибулловны Ситдиковой
6. Памятник кураю
В 1974 в Уфе был открыт памятник кураю. Памятник представляет собой
обнаженного мальчика с кураем (башкирский национальный инструмент).
Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова.
Многих уфимцев и гостей столицы завораживает скульптура кураиста перед
кинотеатром «Искра». Вот как раскрывает замысел скульптора искусствовед
Людмила
Ртищева:
«Скульптура
кураиста
расположена
в
центре
круглой
чаши фонтана, сдвинутой к краю прямоугольной в плане площади. Фоном
для
восприятия
служит
монументальное
здание
кинотеатра.
Обнаженная
тоненькая фигурка мальчика-подростка в полный ост опирается на правую
ногу, стоит на колонне. В руках мальчика курай. Статуя изящна и поэтична, в
струящихся
ритмах
фигуры
передается
некое
музыкальное
ощущение.
Характер лепки спокойный. В общем решении ощущается сильное влияние
античной скульптуры».
Интервью с автором памятника:
—
Маргарита
Александровна,
расскажите,
пожалуйста,
как
создавался
«мальчик»? Вы действительно побывали в Уфе?
— Это был заказ Ленинградского художественного фонда. Я должна была
сделать
скульптуру
для
фонтана,
а
Татьяна
Милорадович
—
выполнить
архитектурную часть проекта. С Милорадович и архитектором Владимиром
Васильковским я впервые приехала в Уфу зимой 1971 года. Самое сильное
впечатление от поездки — было очень холодно.
На утверждение я привезла два эскиза, на одном из них мальчик с кураем был
одет в башкирскую национальную одежду, на другом — стоял голеньким.
Проходило утверждение в обкоме партии. Выбрали второй вариант. Что для
меня
было
полной
неожиданностью.
Архитектурный
проект
тоже
был
утвержден. Скульптуру поставили на колонну в большой чаше, украшенной
башкирским орнаментом.
Скульптуру мальчика отливали на ленинградском заводе монументальной
скульптуры.
— И все-таки почему утвердили вариант нагого мальчика на колонне?
—
Думаю,
что
это
Васильковский
и
Милорадович
сумели
убедить
чиновников. Красоту не надо прикрывать. В Древней Греции был культ тела.
Мы можем видеть эти скульптуры в залах Эрмитажа, во всех лучших музеях
мира — гармоничные, прекрасные.
Колонна, на которой стоит мальчик, — тоже в традициях Древней Греции и
Рима. Во многих городах есть такие памятники-колонны. К счастью, те, кто
принимал
нас
в
Башкирском
обкоме,
осознали,
что
это
в
традициях
искусства.
Для
меня
обнаженный
мальчик
с
кураем
был
своего
рода
пожеланием (хотя и наивным) республике возрождения. И еще — единением
человека с природой, ведь мы — часть ее. Может ли существовать все живое,
человек без чистого воздуха, солнца, воды?
Вот так и родился в Уфе «Мальчик с кураем». А его «мама» живет в Бостоне.
Занимается творческой работой. Когда будет возвращаться домой, пока не
знает. Маргарита Александровна сказала, что в Уфе про мальчика говорят:
«Все продай, купи курай». По-моему, это хорошо, по-народному. То есть
будешь счастлив…
Немного о самом курае.
Курай – это башкирская дудочка из тростника.
О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная
мелодия «Звенящие журавли», исполняемая только на курае, имеет более чем
1000-летнюю историю. Об этом же свидетельствуют упоминания о курае в
древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылу»
и
др.
У
башкир
с
кураем
связаны
многие
легенды,
песни,
поговорки.
Например, «Не пляши под чужой курай» или «Не сочиняй на своем курае
мелодию чужому кантону». В народе бытует мнение, что тот, кто держит в
руках курай, способен только на добрые поступки.
Цветок курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан
.
Раньше
он
символизировал
единение
башкирских
родов,
сегодня
это
национальная эмблема.
История местности до памятника.
Удивительна история этого места в Уфе и этой скульптуры.
Раньше
на
этом
месте
находился
целебный
источник
минеральной
воды
«Нурлызак». Летом 1919 года здесь располагался штаб чапаевской дивизии.
Бойцы пили воду из этого источника и обнаруживали у себя небывалое
увеличение
мужской
силы.
Данный
эпизод
подробно
описан
в
книге
Д.
Фурманова
«Чапаев».
Среди
красноармейцев
участились
случаи
изнасилований
и
дезертирства
домой,
к
женам.
Не
отсюда
ли
пошли
известные
анекдоты
про
Чапаева,
Петьку
и
Анку?
По
личному
приказу
Фрунзе источник закопали, а на его месте поставили фонтан и скульптуру
писающего
мальчика.
С
тех
пор
существует
поверье.
Тот,
кому
удастся
залезть на скульптуру писающего мальчика и дотронуться рукой до его…
Нет,
не
до
курая…
А
как
бы
это
выразиться…
В
общем,
у
человека
появляются недюжинные мужские способности.
Среди тех, кому удавалось дотянуться до заветного места, были жившие в
разное время в Уфе: всемирно известный танцовщик балета Рудольф Нуриев,
писатель Сергей Довлатов, рок-певец Юрий Шевчук, Земфира Рамазанова.
Еще один певец из Уфы, Андрей Губин, неоднократно пытался забраться на
скульптуру, но до заветного места так и не дотянулся.
28.09.2015г
ООД
«Рассматривание
ка рт и н ы
А . Х .
Ситдиковой
«Курай»
29.09.2015г.
2
половина
дня
Чтение
башкирской
сказки «Курай».
30.09.2015г.
Презентация
сказки
«Курай».
Моделирование
сказки
«Волшебный
курай».
Познакомить с творчеством
А.Х. Ситдиковой. Научить детей
умению внимательно
рассматривать картину,
рассуждать над её
содержанием. Обогащать и
активизировать словарь.
Обучать словесному описанию
картины, прививать любовь к
искусству и родной природе.
Развивать интерес и любовь к
художественной литературе, в
частности к башкирской сказке.
Обогащать читательский опыт
детей; формировать запас
литературных художественных
впечатлений; продолжать
побуждать детей эмоционально
и выразительно передавать
содержание сказки, участвовать
в инсценировке; формировать
нравственные качества;
развивать понимание образных
выражений.
Развивать интерес и любовь к
башкирским сказкам.
Побуждать детей сопереживать
персонажам сказки и
эмоционально реагировать на её
содержание. Развивать у детей
экологические представления,
знания о ценности природы и
правилах поведения в ней.
Формировать умения и навыки
наблюдений за природными
объектами и явлениями.
Продолжать
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-
эстетическое
развитие»
«Социально-
коммуникативное
развитие»
«Физическое
развитие»
Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-
эстетическое
развитие»
«Социально-
коммуникативное
развитие»
«Физическое
развитие»
Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно-
эстетическое
развитие»
«Социально-
коммуникативное
развитие»
«Физическое
развитие»
Иллюстрация картины
«Курай»
А.Х.Ситдиковой,
аудио
сопровождение
«Мелодии
к у р а я » ,
музыкальный
инструмент–курай для
подвижной игры.
Книга с башкирскими
с к а з к а м и ;
а у д и о
сопровождение
«Мелодии курая»
Презентация
сказки;
схематическое
изображение к сказке;
аудиосопровождение
«Мелодии курая».
01.10.2015г.
Промотр
видеосюжета
о
том,
как
делают
курай.
ООД
Рисование
«А
у
н а с
р а с т е т
курай»
Выставка
рисунков
детей.
На
тему:
«А
у
н а с
р а с т ё т
курай»
07.10.2015г.
ООД аппликация
«Цветок
м о е й
республики»
Продолжать
учить
узнавать
звучание
курая,
правильно
называть башкирский народный
инструмент – курай, закрепить
знание детьми строение цветка
края, учить распознавать среди
других
растений.
Познакомить
детей с тем, как изготавливают
курай.
Продолжать
совершенствовать
умение
передавать
в
рисунке
образы
предметов,
персонажей
литературных
произведений.
С о з д а в а т ь
с ю ж е т н ы е
к о м п о з и ц и и
н а
т е м ы
о к р у ж а ю щ е й
ж и з н и
и
литературных
произведений.
Способствовать
овладению
композиционными
умениями:
учить
располагать
предмет
на
листе с учетом его пропорций.
Закреплять
способы
и
приемы
р и с о в а н и я
р а з л и ч н ы м и
изобразительными материалами.
З н а к о м и т ь
б а ш к и р с к и м
декоративным искусством.
Р а з в и в а т ь
т в о р ч е с к и е
способности
детей.
Расширять
знания детей.
«Познавательное
развитие» «Речевое
развитие»,
«Художественно-
эстетическое
развитие»
«Социально-
коммуникативное
развитие»
«Физическое
развитие»
«Познавательное
развитие» «Речевое
развитие»,
«Художественно-
эстетическое
развитие»
«Социально-
коммуникативное
развитие»
Видео сопровождение
Бумага А4,простые
карандаши,
г уа ш ь,
акварель,
восковые
и
цветные
карандаши,
кисточки,
баночки
с
водой, салфетки.
Тема
Цель
Интеграция
Оборудование
18.02.2015г
О О Д
« М ы
немножко
подрастем
-
защищать
страну
пойдем»
Воспитывать
у
детей
чувство
л ю б в и
к
с в о е й
Р о д и н е ,
уваж ит ель но е
от нош ение
к
защитникам
Отечества.
Вызвать
чувство
гордости
за
Российскую
армию, желание быть похожим на
с и л ь н ы х ,
с м е л ы х
в о и н о в .
Активизировать в речи детей слова
о б о з н ач а ю щ и е
р од а
в о й с к ,
качества
характера
присущие
солдатам.
Развивать
внимание,
память, мышление.
Ф о р м и р о в а т ь
в с е с т о р о н н е
развитую личность ребенка через
с о ц и о к у л ь т у р н у ю
с ф е р у
(художественно-музыкальный
образ, эстетическое оформление).
Развивать
физические
качества
детей, способствовать развитию и
укреплению всех органов и систем
детского
организма
при
помощи
р а з н о о б р а з н ы х
ф и з и ч е с к и х
упражнений.
Развивать
умение
работать в команде.
В о с п и т ы в а т ь
с м е л о с т ь ,
р е ш и т е л ь н о с т ь ,
ч у в с т в о
товарищества, уверенность в своих
с и л а х
и
н а с т о й ч и в о с т ь
в
преодолении препятствий.
О б е с п е ч и т ь
в ы с о к у ю
двигательную активность.
«Познание»
«Коммуникация»
«Физическая
культура»
«Музыка»
«Социализация»
Иллюстрации
«Армейские
будни», мячи, канат,
аудио
сопровождение
«Солнышко
лучистое»