Напоминание

Курая задушевный звук


Автор: Агзамова Райса Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №30
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Белорецк
Наименование материала: Проект "Курая задушевный звук".
Тема: Курая задушевный звук
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Родничок» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Утверждаю: Заведующая МДОБУ д/с №30 Аксенова Н.М. Старший воспитатель Загрекова Г.Б.
Проект

«Курая задушевный звук»

для старшей группы

(краткосрочный)
Подготовила: воспитатель 1 категории Агзамова Р.Б. Белорецк 2015 г.

Тип проекта
: воспитательно-образовательный, творческий.
Продолжительность
: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта
: дети, воспитатели.
Возраст детей
: 5-6 лет (старшая группа).
Интеграция

образовательных

областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое р а з в и т и е » , «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель
: воспитание интереса к искусству родного края, развитие эстетического и бережного отношения к окружающему миру.
Задачи:
 продолжать формировать интерес к живописи и изображению родной природы в картинах художников. Познакомить с картиной «Курай» Адии Хабибулловны Ситдиковой;  расширять знания об историческом наследии нашей Республики;  развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;  способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей;  обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;  вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Актуальность:
Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача - научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного. В детском саду дети знакомятся с разнообразными видами изобразительного искусства, в том числе и с живописью. Опыт показывает, что уже старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину. Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Замечательные картины родной природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Ожидаемые результаты:
Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения; расширить знания детей и повысить интерес у дошкольников к истории своего народа.

Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный:  составление плана деятельности;  подготовка наглядного материала;  подбор литературных произведений о курае;  подбор музыкальных произведений мелодии на курае;  подвижные игры. 2. Практический:  ООД « Рассматривание картины «Курай» А.Х. Ситдиковой»  чтение башкирской сказки «Курай»;  чтение стихов про курай;  оформление выставки рисунков «А у нас растет курай»;  моделирование экологической сказки;  развивающие игры: «Узнай по описанию», «Необычные цветы»  башкирская подвижная игра «Курай»; игры-эстафеты;  слушание мелодий курая;  просмотр видеосюжета о том, как делают курай.
3. Заключительный:
 выставка рисунков «А у нас растет курай»;  концерт фольклорной группы учеников башкирской школы-гимназии г. Белорецк «Мелодии курая»;  подведение итогов.

Формы проведения проекта:

1. Беседы с презентациями:
 «Курай - музыкальный инструмент»;  «Памятник кураю в г. Уфа.
2. Развивающие игры:
 «Узнай по описанию»;  «Необычные цветы»;  «Найди такой же цветок»;  Башкирская народная игра «Курай».
3. Чтение художественной литературы:
 рассказывание «Легенды о курае»;  разучивание стихотворения Абдулхака Игебаева «Курай»;  чтение башкирской сказки «Кураист».
4. Познавательно-исследовательская деятельность:
 «Зачем растения вертятся»;  «Зачем растениям нужен свет»;  «Будет ли расти цветок без воды»;  «Строение растения».
5. ООД:
 рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Курай».  рисование «А у нас растет курай».  чтение башкирской сказки «Курай».  моделирование сказки «Волшебный курай».

Моделирование сказки «Волшебный курай»


Тематическое планирование

Тема

Дата

ООД
Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н ы А . Х . Ситдиковой «Курай». Чтение башкирской сказки «Курай». Моделирование сказки «Волшебный курай». Рисование «А у нас растет курай». А п п л и к а ц и я « Ц в е т о к м о е й Республики». 28.09.2015г. 29.09.2015г. 30.09.2015г. 01.10.2015г. 07.10.2015г.
П р а з д н и к и

и

развлечения
Концерт фольклорной группы учеников б а ш к и р с ко й ш ко л ы - г и м н а з и и «Мелодии курая» Развлечение ко Дню Республики. 02.10.2015г. 09.10.2015г.
Конкурсы
Выставка рисунков детей «А у нас растёт курай». 01.10.2015г.
Результативность:

Результативность:
 у детей появился интерес к живописи и изображению родной природы;  сформировалась система исторических знаний о Республике Башкортостан;  продолжилось развитие познавательных и творческих способностей детей и развитие речи;  сформировалось чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;  расширился экологический кругозор.
Вывод:

Приобщая к историческому и культурному наследию своего народа, мы формируем представление о богатстве, разнообразии, нравственности, красоте, воспитываем лучшие качества: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие – это и есть уважение к культуре и истории своей страны, чувство причастности к благополучию в природе, ответственность за сохранение ее богатства и красоты.
Приложения
1. Существует
легенда
о том, как появился курай.
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки. 2.
Курай (М. Гали)
Ах, как мне нравится Курай! Ах, как на нём мой брат играет! Прошу я брата: “Поиграй Ещё немного на курае! Как это палочка поёт? Хочу понять - не понимаю Я вот уже, который год Над этим голову ломаю”. А брат смеётся мне в ответ И подаёт Курай: “Пойми ты: Он открывает свой секрет Лишь настоящему джигиту”. Нет, я не стану горевать, Я от обиды не заплачу: Я завтра ж научусь играть – Какой же я джигит иначе?! 3.
Курай (А. Игебаев)
Когда я слушаю Курай, То радость льётся через край. Неприхотлив и невелик Курая песенный родник. Тростинку срежу я в лесу, Домой с собою унесу. И только дуну в свежий срез, - Как зашумит уральский лес. И зажурчит наверняка, В ней мелодичная река. Держу курай…В родном краю Я песни звонкие пою. 4.
Сказка о курае
В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка
– брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле. В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев. Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь- дорогу. Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом. Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо. Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог! Все же он не растерялся – быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту: – Ты подожди здесь, – и вышел в другую комнату. Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска . И у него сами собой потекли слюни. – Что ты там ешь? – спросил он. – Отломи и мне кусок от своей лепешки.
Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении: – Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан? – Эта лепешка из лебеды, – ответил джигит.– Мать испекла ее в своем грудном молоке. Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?» И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью! Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса. Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу. Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия. Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию. Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия стала еще более сильной и напевной. Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие. Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах – это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела.
Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок и яйляу. Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае. Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти. С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни. 5.
Картина «Курай» Адии Хабибулловны Ситдиковой
6.
Памятник кураю
В 1974 в Уфе был открыт памятник кураю. Памятник представляет собой обнаженного мальчика с кураем (башкирский национальный инструмент). Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова.
Многих уфимцев и гостей столицы завораживает скульптура кураиста перед кинотеатром «Искра». Вот как раскрывает замысел скульптора искусствовед Людмила Ртищева: «Скульптура кураиста расположена в центре круглой чаши фонтана, сдвинутой к краю прямоугольной в плане площади. Фоном для восприятия служит монументальное здание кинотеатра. Обнаженная тоненькая фигурка мальчика-подростка в полный ост опирается на правую ногу, стоит на колонне. В руках мальчика курай. Статуя изящна и поэтична, в струящихся ритмах фигуры передается некое музыкальное ощущение. Характер лепки спокойный. В общем решении ощущается сильное влияние античной скульптуры».
Интервью с автором памятника:
— Маргарита Александровна, расскажите, пожалуйста, как создавался «мальчик»? Вы действительно побывали в Уфе? — Это был заказ Ленинградского художественного фонда. Я должна была сделать скульптуру для фонтана, а Татьяна Милорадович — выполнить архитектурную часть проекта. С Милорадович и архитектором Владимиром Васильковским я впервые приехала в Уфу зимой 1971 года. Самое сильное впечатление от поездки — было очень холодно. На утверждение я привезла два эскиза, на одном из них мальчик с кураем был одет в башкирскую национальную одежду, на другом — стоял голеньким. Проходило утверждение в обкоме партии. Выбрали второй вариант. Что для меня было полной неожиданностью. Архитектурный проект тоже был утвержден. Скульптуру поставили на колонну в большой чаше, украшенной башкирским орнаментом. Скульптуру мальчика отливали на ленинградском заводе монументальной скульптуры.
— И все-таки почему утвердили вариант нагого мальчика на колонне? — Думаю, что это Васильковский и Милорадович сумели убедить чиновников. Красоту не надо прикрывать. В Древней Греции был культ тела. Мы можем видеть эти скульптуры в залах Эрмитажа, во всех лучших музеях мира — гармоничные, прекрасные. Колонна, на которой стоит мальчик, — тоже в традициях Древней Греции и Рима. Во многих городах есть такие памятники-колонны. К счастью, те, кто принимал нас в Башкирском обкоме, осознали, что это в традициях искусства. Для меня обнаженный мальчик с кураем был своего рода пожеланием (хотя и наивным) республике возрождения. И еще — единением человека с природой, ведь мы — часть ее. Может ли существовать все живое, человек без чистого воздуха, солнца, воды? Вот так и родился в Уфе «Мальчик с кураем». А его «мама» живет в Бостоне. Занимается творческой работой. Когда будет возвращаться домой, пока не знает. Маргарита Александровна сказала, что в Уфе про мальчика говорят: «Все продай, купи курай». По-моему, это хорошо, по-народному. То есть будешь счастлив…
Немного о самом курае.
Курай – это башкирская дудочка из тростника. О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия «Звенящие журавли», исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю. Об этом же свидетельствуют упоминания о курае в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и др. У башкир с кураем связаны многие легенды, песни, поговорки. Например, «Не пляши под чужой курай» или «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону». В народе бытует мнение, что тот, кто держит в руках курай, способен только на добрые поступки.
Цветок курая изображен на гербе и флаге Республики Башкортостан
. Раньше он символизировал единение башкирских родов, сегодня это национальная эмблема. История местности до памятника. Удивительна история этого места в Уфе и этой скульптуры. Раньше на этом месте находился целебный источник минеральной воды «Нурлызак». Летом 1919 года здесь располагался штаб чапаевской дивизии.
Бойцы пили воду из этого источника и обнаруживали у себя небывалое увеличение мужской силы. Данный эпизод подробно описан в книге Д. Фурманова «Чапаев». Среди красноармейцев участились случаи изнасилований и дезертирства домой, к женам. Не отсюда ли пошли известные анекдоты про Чапаева, Петьку и Анку? По личному приказу Фрунзе источник закопали, а на его месте поставили фонтан и скульптуру писающего мальчика. С тех пор существует поверье. Тот, кому удастся залезть на скульптуру писающего мальчика и дотронуться рукой до его… Нет, не до курая… А как бы это выразиться… В общем, у человека появляются недюжинные мужские способности. Среди тех, кому удавалось дотянуться до заветного места, были жившие в разное время в Уфе: всемирно известный танцовщик балета Рудольф Нуриев, писатель Сергей Довлатов, рок-певец Юрий Шевчук, Земфира Рамазанова. Еще один певец из Уфы, Андрей Губин, неоднократно пытался забраться на скульптуру, но до заветного места так и не дотянулся.
28.09.2015г
ООД
«Рассматривание ка рт и н ы А . Х . Ситдиковой «Курай» 29.09.2015г. 2 половина дня Чтение башкирской сказки «Курай». 30.09.2015г. Презентация сказки «Курай». Моделирование сказки «Волшебный курай». Познакомить с творчеством А.Х. Ситдиковой. Научить детей умению внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием. Обогащать и активизировать словарь. Обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе. Развивать интерес и любовь к художественной литературе, в частности к башкирской сказке. Обогащать читательский опыт детей; формировать запас литературных художественных впечатлений; продолжать побуждать детей эмоционально и выразительно передавать содержание сказки, участвовать в инсценировке; формировать нравственные качества; развивать понимание образных выражений. Развивать интерес и любовь к башкирским сказкам. Побуждать детей сопереживать персонажам сказки и эмоционально реагировать на её содержание. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Продолжать «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Физическое развитие» Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Физическое развитие» Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Физическое развитие» Иллюстрация картины «Курай» А.Х.Ситдиковой, аудио сопровождение «Мелодии к у р а я » , музыкальный инструмент–курай для подвижной игры. Книга с башкирскими с к а з к а м и ; а у д и о сопровождение «Мелодии курая» Презентация сказки; схематическое изображение к сказке; аудиосопровождение «Мелодии курая».
01.10.2015г. Промотр видеосюжета о том, как делают курай.
ООД
Рисование «А у н а с р а с т е т курай» Выставка рисунков детей. На тему: «А у н а с р а с т ё т курай» 07.10.2015г.
ООД
аппликация «Цветок м о е й республики» Продолжать учить узнавать звучание курая, правильно называть башкирский народный инструмент – курай, закрепить знание детьми строение цветка края, учить распознавать среди других растений. Познакомить детей с тем, как изготавливают курай. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений. С о з д а в а т ь с ю ж е т н ы е к о м п о з и ц и и н а т е м ы о к р у ж а ю щ е й ж и з н и и литературных произведений. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций. Закреплять способы и приемы р и с о в а н и я р а з л и ч н ы м и изобразительными материалами. З н а к о м и т ь б а ш к и р с к и м декоративным искусством. Р а з в и в а т ь т в о р ч е с к и е способности детей. Расширять знания детей. «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» «Социально- коммуникативное развитие» Видео сопровождение Бумага А4,простые карандаши, г уа ш ь, акварель, восковые и цветные карандаши, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Тема

Цель

Интеграция

Оборудование

18.02.2015г О О Д « М ы немножко подрастем - защищать страну пойдем» Воспитывать у детей чувство л ю б в и к с в о е й Р о д и н е , уваж ит ель но е от нош ение к защитникам Отечества. Вызвать чувство гордости за Российскую армию, желание быть похожим на с и л ь н ы х , с м е л ы х в о и н о в . Активизировать в речи детей слова о б о з н ач а ю щ и е р од а в о й с к , качества характера присущие солдатам. Развивать внимание, память, мышление. Ф о р м и р о в а т ь в с е с т о р о н н е развитую личность ребенка через с о ц и о к у л ь т у р н у ю с ф е р у (художественно-музыкальный образ, эстетическое оформление). Развивать физические качества детей, способствовать развитию и укреплению всех органов и систем детского организма при помощи р а з н о о б р а з н ы х ф и з и ч е с к и х упражнений. Развивать умение работать в команде. В о с п и т ы в а т ь с м е л о с т ь , р е ш и т е л ь н о с т ь , ч у в с т в о товарищества, уверенность в своих с и л а х и н а с т о й ч и в о с т ь в преодолении препятствий. О б е с п е ч и т ь в ы с о к у ю двигательную активность. «Познание» «Коммуникация» «Физическая культура» «Музыка» «Социализация» Иллюстрации «Армейские будни», мячи, канат, аудио сопровождение «Солнышко лучистое»


В раздел образования