"Опасные природные явления" урок-игра для учащихся 5 класса
Автор: Соколова Светлана Сергеевна Должность: студент Учебное заведение: Педагогический институт ИГУ Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Опасные природные явления" урок-игра для учащихся 5 класса Раздел: среднее образование
План-конспект по дисциплине ОБЖ
Тема: «Опасные природные явления» (урок-игра для учащихся 5классов)
Тема: Опасные природные явления
Цели:
1.
Способствовать
закреплению
знаний
учащихся
по
вопросам
чрезвычайные ситуации природного характера
2.
Способствовать развитию логического мышления, воображения, речи а
так же следующих умений: выражать свою позицию, анализировать
опасные ситуации, обобщать и делать выводы
3.
Воспитывать потребность к знаниям и любви к предмету в целом, а так
же волевые качества личность и дисциплинированность.
Тип урока: урок-игра (урок – игра соревнование)
Оборудование:
ТСО
(компьютер,
проектор,
интерактивная
доска),
учебник, карандаши, стикеры.
Ход урока
1.
Постановка целей и задач
2.
Игра (соревнование)
3.
Подведение итогов
1.
Постановка целей и задач (5 мин)
У
: Здравствуйте ребята! Садитесь! Сегодня у нас с вами будет необычный
урок, который называется «Опасные природные явления». Сегодня мы с вами
будем играть и соревноваться между собой. А в конце занятия каждый из вас
получит отметку в журнал. Но прежде, чем перейти к уроку давайте отметим
присутствующих (отмечает в журнале наличие у
).
А теперь приступим к игре. Для начала давайте разделимся на 2 команды: в
коробке находятся жетоны, вам необходимо вытянуть один. После того как
весь класс взял жетоны (жетоны 2 цветов), у
подразделяются на группы с
одинаковыми цветами жетонов. Молодцы!
Итак, мы начинаем.
2.
Игра (30 мин)
Конкурс № 1 «Представь свою команду» (4 мин)
У
: Вам необходимо выбрать командира, придумать название и девиз вашей
команды.
На
выполнение
данного
задания
отводится
4
минуты.
По
истечению
времени
выступает
каждая
команда.
Первый
конкурс
не
оценивается, а является лишь разминкой перед дальнейшими конкурсами
(заданиями).
У
: А теперь мы движемся дальше и переходим ко 2 конкурсу.
Конкурс № 2 «Фотовопрос» ( 10 мин)
У
: Перед вами представлены
фигуры,
за которыми спрятаны картинки
говорящие о том или ином опасном природном явлении. Учитель выбирает
фигуру. После, того как на экран появилась иллюстрация – вы должны
отгадать,
что
это
за
опасное
природное
явление
при
этом
дать
ему
определение.
Той команде, участник которой, первой поднимет руку – предоставляется
выбор
отвечать
первой.
Засчитывается 1 балл, если команда назвала и
явление и дала при этом его определение. 0,5 баллов засчитывается, если
команда назвала явление и не дала его определение.
(баллы
записываются
на
доску
или
клеятся
стикеры:
1
стикер-
1
балл,
половина стикера – 0,5).
Правильные варианты ответа:
Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности,
вызываемые процессами, происходящими в земной коре.
Наводнение – это временное
затопление значительной части суши водой,
вызванное разными причинами.
Оползень –скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород
вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей под влиянием силы
тяжести.
Сель –временный поток смеси воды и большого количества обломков
горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно
возникающий в руслах горных рек
Смерч
—
атмосферный
вихрь,
возникающий
в
грозовом
облаке
и
распространяющийся
вниз,
часто
до
самой
поверхности
земли,
в
виде
облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.
Обвал - отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под
действием силы тяжести.
У
: Молодцы ребята, а теперь мы движемся дальше и переходим к 3 конкурсу
который называется « Тайный агент».
Конкурс № 3 «Тайный агент» (6 минут)
У
:
Перед вами представлены листы. На котором, зашифрован
пароль
(вопрос), вы должны расшифровать вопрос и дать на него ответ (ответы, не
менее 3-х). Команда, которая быстрее и правильно выполнит данное задание,
поднимает руку и зачитывают вопрос и ответы, получает 1 балл. Команда,
которая выполнит задание последней
и при этом выполнит все задания
правильно - получает 0,5 баллов. При этом к сумме баллов прибавляются
баллы, за каждый верный ответ команды получают по одному баллу
1.
Причины возникновения землетрясений (1)
- движение тектонических(литосферных) плит
- извержение вулканов
-ядерные взрывы большой местности
- при обвалах, оползнях и т.д
2.
Причины возникновения наводнений ! ? (2)
- выпадение большого количества осадков
- таяние снега
-ветровой нагон воды
- при прорывах плотин и т.д
У
: Молодцы ребята, вы отлично справляетесь с заданиями.
Конкурс № 4 «Блиц-опрос» (5 мин)
У
: Каждой команде будет предложено по 4 вопроса, на которые любой
участник команды по выбору учителя без подготовки должен ответить.
Учитель
называет
члена
команды
(спрашивает
поочередно
обе
команды) и задает вопрос, за правильный ответ команда получает 1
балл, за неправильный -
1 балл убирается (баллы снимаются
с
прошлых достижений).
Вопросы: 1) Районы,
где опасность возникновения землетрясений
велика, называются? …… (сейсмическими зонами)
2)
Назовите
2
шкалы
измерения
амплитуды(силы)
землетрясения
(шкала Рихтера, шкала Меркалли MSK-64)
3)
Какие
стихийные
бедствия
занимают
1
и
2
место
по
числу
человеческих жертв? (1 – землетрясение, 2- наводнение)
4)
……- это шквалистый ветер, скорость которого достигает 120
км/ч и более. (Ураган)
5) …..- это ветер, скорость которого меньше скорости урагана, и она
достигает 60 – 100 км/ч. (Буря)
6)Причиной оползня может быть? …. (обильные дожди, наводнение)
7)Это
явление
может
произойти
при
проведении
взрывных
и
строительных работах…… (обвал)
8)Сели могут возникать только ….. (в гористой местности)
У
: Ребята, вы сегодня отлично справляетесь со всеми заданиями, и
последним конкурсом перед определением победителя будет конкурс
«Творческий»
Конкурс № 5 «Творческий» ( 6 мин)
У
: На экране представлены основные понятия сегодняшнего занятия.
Ваша задача выбрать 1 понятие и составить красочный рисунок и
написать основные действия (алгоритм) действий в данной ситуации.
Алгоритм действия при
А)оползень
- При получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите
электроприборы,
газовые
приборы
и
водопроводную
с еть,
приготовьтесь
к
немедленной
эвакуации
по
заранее
разработанным
планам.
-В
зависимости
от
выявленной
оползневой
станцией
скорости
смещения оползня действуйте, сообразуясь с угрозой.
-
При
слабой
скорости
смещения
(метры
в
месяц)
поступайте
в
зависимости от своих возможностей (переносите строения на заранее
намеченное место, вывозите мебель, вещи и т. д.).
-При скорости смещения оползня более 0,5-1,0 м в сутки эвакуируйтесь
в соответствии с заранее отработанным планам.
- При эвакуации берите с собой документы, ценности, а в зависимости
от обстановки и указаний администрации теплые вещи и продукты.
-Срочно
эвакуируйтесь
в
безопасное
место
и,
при
необходимости,
помогите спасателям в откопке, извлечении из обвала пострадавших и
оказании им помощи.
Б) сель
Услышав шум приближающегося селевого потока: немедленно следует
подняться со дна лощины вверх по стоку, не менее чем на 50-100 м.
При
этом
нужно
помнить,
что
из
ревущего
потока
на
большие
расстояния могут выбрасываться камни большого веса, угрожающие
жизни.
В ) смерч
Если ураган (буря, смерч) застал Вас в здании,
-отойдите
от
окон
и
займите
безопасное
место
у
стен
внутренних
помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах,
туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами. Погасите огонь в
печах, отключите электроэнергию, закройте краны на газовых сетях.
- В темное время суток используйте фонари, лампы, свечи; включите
радиоприемник для получения информации управления ГО и ЧС и
комиссии по чрезвычайным ситуациям; по возможности, находитесь в
заглубленном укрытии, в убежищах, погребах и т. п.
- Если ураган, буря или смерч застали Вас на улицах населенного
пункта,
держитесь
как
можно
дальше
от
легких
построек,
зданий,
мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт, деревьев, рек, озер и
промышленных объектов.
- Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте
листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие
подручные средства.
-
Старайте сь
быстрее
укрыться
в
подвалах,
погребах
и
противорадиационных укрытиях, имеющихся в населенных пунктах.
- Не заходите в поврежденные здания, так как они могут обрушиться
при новых порывах ветра.
3.
Подведение итогов (2 мин)
У
: Молодцы ребята! Мы сегодня продуктивно поработали. А сейчас давайте
подведем итог! (подсчет баллов, вручает призы победителям и выставляет
отметки в журнал, обговаривая работу каждого ребенка и класс в целом).