Напоминание

"Опасные природные явления" урок-игра для учащихся 5 класса


Автор: Соколова Светлана Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Педагогический институт ИГУ
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Опасные природные явления" урок-игра для учащихся 5 класса
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект по дисциплине ОБЖ Тема: «Опасные природные явления» (урок-игра для учащихся 5классов)
Тема: Опасные природные явления Цели: 1. Способствовать закреплению знаний учащихся по вопросам чрезвычайные ситуации природного характера 2. Способствовать развитию логического мышления, воображения, речи а так же следующих умений: выражать свою позицию, анализировать опасные ситуации, обобщать и делать выводы 3. Воспитывать потребность к знаниям и любви к предмету в целом, а так же волевые качества личность и дисциплинированность. Тип урока: урок-игра (урок – игра соревнование) Оборудование: ТСО (компьютер, проектор, интерактивная доска), учебник, карандаши, стикеры. Ход урока 1. Постановка целей и задач 2. Игра (соревнование) 3. Подведение итогов

1.

Постановка целей и задач (5 мин)
У  : Здравствуйте ребята! Садитесь! Сегодня у нас с вами будет необычный урок, который называется «Опасные природные явления». Сегодня мы с вами будем играть и соревноваться между собой. А в конце занятия каждый из вас получит отметку в журнал. Но прежде, чем перейти к уроку давайте отметим присутствующих (отмечает в журнале наличие у  ). А теперь приступим к игре. Для начала давайте разделимся на 2 команды: в коробке находятся жетоны, вам необходимо вытянуть один. После того как весь класс взял жетоны (жетоны 2 цветов), у  подразделяются на группы с одинаковыми цветами жетонов. Молодцы! Итак, мы начинаем.
2.

Игра (30 мин)

Конкурс № 1 «Представь свою команду» (4 мин)
У  : Вам необходимо выбрать командира, придумать название и девиз вашей команды. На выполнение данного задания отводится 4 минуты. По истечению времени выступает каждая команда. Первый конкурс не оценивается, а является лишь разминкой перед дальнейшими конкурсами (заданиями). У  : А теперь мы движемся дальше и переходим ко 2 конкурсу.
Конкурс № 2 «Фотовопрос» ( 10 мин)
У  : Перед вами представлены фигуры, за которыми спрятаны картинки говорящие о том или ином опасном природном явлении. Учитель выбирает фигуру. После, того как на экран появилась иллюстрация – вы должны отгадать, что это за опасное природное явление при этом дать ему определение. Той команде, участник которой, первой поднимет руку – предоставляется выбор отвечать первой. Засчитывается 1 балл, если команда назвала и явление и дала при этом его определение. 0,5 баллов засчитывается, если команда назвала явление и не дала его определение. (баллы записываются на доску или клеятся стикеры: 1 стикер- 1 балл, половина стикера – 0,5). Правильные варианты ответа: Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, вызываемые процессами, происходящими в земной коре.
Наводнение – это временное затопление значительной части суши водой, вызванное разными причинами. Оползень –скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей под влиянием силы тяжести. Сель –временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек Смерч — атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Обвал - отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. У  : Молодцы ребята, а теперь мы движемся дальше и переходим к 3 конкурсу который называется « Тайный агент».
Конкурс № 3 «Тайный агент» (6 минут)
У  : Перед вами представлены листы. На котором, зашифрован пароль (вопрос), вы должны расшифровать вопрос и дать на него ответ (ответы, не менее 3-х). Команда, которая быстрее и правильно выполнит данное задание, поднимает руку и зачитывают вопрос и ответы, получает 1 балл. Команда, которая выполнит задание последней и при этом выполнит все задания правильно - получает 0,5 баллов. При этом к сумме баллов прибавляются баллы, за каждый верный ответ команды получают по одному баллу 1. Причины возникновения землетрясений (1) - движение тектонических(литосферных) плит - извержение вулканов -ядерные взрывы большой местности - при обвалах, оползнях и т.д 2. Причины возникновения наводнений ! ? (2) - выпадение большого количества осадков - таяние снега -ветровой нагон воды - при прорывах плотин и т.д У  : Молодцы ребята, вы отлично справляетесь с заданиями.
Конкурс № 4 «Блиц-опрос» (5 мин)
У  : Каждой команде будет предложено по 4 вопроса, на которые любой участник команды по выбору учителя без подготовки должен ответить. Учитель называет члена команды (спрашивает поочередно обе команды) и задает вопрос, за правильный ответ команда получает 1
балл, за неправильный - 1 балл убирается (баллы снимаются с прошлых достижений). Вопросы: 1) Районы, где опасность возникновения землетрясений велика, называются? …… (сейсмическими зонами) 2) Назовите 2 шкалы измерения амплитуды(силы) землетрясения (шкала Рихтера, шкала Меркалли MSK-64) 3) Какие стихийные бедствия занимают 1 и 2 место по числу человеческих жертв? (1 – землетрясение, 2- наводнение) 4) ……- это шквалистый ветер, скорость которого достигает 120 км/ч и более. (Ураган) 5) …..- это ветер, скорость которого меньше скорости урагана, и она достигает 60 – 100 км/ч. (Буря) 6)Причиной оползня может быть? …. (обильные дожди, наводнение) 7)Это явление может произойти при проведении взрывных и строительных работах…… (обвал) 8)Сели могут возникать только ….. (в гористой местности) У  : Ребята, вы сегодня отлично справляетесь со всеми заданиями, и последним конкурсом перед определением победителя будет конкурс «Творческий»
Конкурс № 5 «Творческий» ( 6 мин)
У  : На экране представлены основные понятия сегодняшнего занятия. Ваша задача выбрать 1 понятие и составить красочный рисунок и написать основные действия (алгоритм) действий в данной ситуации. Алгоритм действия при А)оползень - При получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы и водопроводную с еть, приготовьтесь к немедленной эвакуации по заранее разработанным планам. -В зависимости от выявленной оползневой станцией скорости смещения оползня действуйте, сообразуясь с угрозой. - При слабой скорости смещения (метры в месяц) поступайте в зависимости от своих возможностей (переносите строения на заранее намеченное место, вывозите мебель, вещи и т. д.). -При скорости смещения оползня более 0,5-1,0 м в сутки эвакуируйтесь в соответствии с заранее отработанным планам. - При эвакуации берите с собой документы, ценности, а в зависимости от обстановки и указаний администрации теплые вещи и продукты.
-Срочно эвакуируйтесь в безопасное место и, при необходимости, помогите спасателям в откопке, извлечении из обвала пострадавших и оказании им помощи. Б) сель Услышав шум приближающегося селевого потока: немедленно следует подняться со дна лощины вверх по стоку, не менее чем на 50-100 м. При этом нужно помнить, что из ревущего потока на большие расстояния могут выбрасываться камни большого веса, угрожающие жизни. В ) смерч Если ураган (буря, смерч) застал Вас в здании, -отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами. Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию, закройте краны на газовых сетях. - В темное время суток используйте фонари, лампы, свечи; включите радиоприемник для получения информации управления ГО и ЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям; по возможности, находитесь в заглубленном укрытии, в убежищах, погребах и т. п. - Если ураган, буря или смерч застали Вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередачи, мачт, деревьев, рек, озер и промышленных объектов. - Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие подручные средства. - Старайте сь быстрее укрыться в подвалах, погребах и противорадиационных укрытиях, имеющихся в населенных пунктах. - Не заходите в поврежденные здания, так как они могут обрушиться при новых порывах ветра.
3.

Подведение итогов (2 мин)
У  : Молодцы ребята! Мы сегодня продуктивно поработали. А сейчас давайте подведем итог! (подсчет баллов, вручает призы победителям и выставляет отметки в журнал, обговаривая работу каждого ребенка и класс в целом).


В раздел образования