Напоминание

Распад мировой системы социализма


Автор: Игдалова Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ Колледж Кулинарного мастерства
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Распад мировой системы социализма
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Практическое занятие - семинар на тему " Распад мировой системы социализма " ( методическая разработка ) целевая аудитория - II курс колледжа предмет - история преподаватель истории и обществознания Игдалова Ирина Валентиновна . 2016 год Санкт-Петербург Колледж кулинарного мастерства

Цели семинара:
1. рассмотреть образование и этапы развития мировой системы социализма; проанализировать противоречия внутри мировой системы социализма; исследовать последствия краха мировой системы социализма 2.способствовать развитию умений и навыков исторического анализа, работы с широким перечнем учебной литературы 3. воспитывать гражданские чувства ответственности за судьбу своей страны.
II.Оборудование:
мультимидийная установка, презентации студентов, карта "Политическая карта мира".
III.





Источники:
1. В.В.Алексеев. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма. Общественные науки и современность. 2002 г., N6 . 2. А.А.Зиновьев. Фактор понимания. М., Эксмо 2006 г. 3. К.Брутенц. Развал Союза. Свободная мысль- XXI в. 2005 г, N1. 4. Р.Арон. Мнимый марксизм- М., "Прогресс", 1993 г. 5. В.Т.Кондрашов. Исследование проблем социализма. Ж-а: Диалог-2004 г., N7. 6. В.Сомрыкин. Социализм: от прошлого к будущему. Ж-л "Диалог"_ 1999 г, N 8.
План семинара:
1. Образование и этапы развития мировой системы социализма. 2 .Противоречия внутри мировой системы социализма. 3. Распад мировой системы социализма. 4. Наследствия распада мировой системы социализма
Ход семинара:

1. Государственное строительство в странах центральной и Юго- Восточной Европы после II мировой войны. - Югославия, Албания, Венгрия, Болгария, Румыния во II половине 40-х годов - ликвидация монархий и установление республиканской формы правления. - октябрь 1949 г. в Восточной Германии было образовано новое государство- ГДР в ответ на создание ФРГ Таким образом, в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы и в сер. 40-х г.г XXI в. началось установление народно-демократической власти. Однако преобладающее политическое и военное положение СССР в данном регионе надолго определило судьбу этих государств- движение к социализму. - Все государства этого региона стали членами СЭВ, организации Варшавского Договора. - экономика, в результате национализации, перешла на социалистические рельсы (плановая экономика) - ликвидирована политическая оппозиция и реальная многопартийность. Единственной правящей партий стала партия коммунистов, что привело к установлению в этих государствах тоталитарного режима.
II.Общественно-политические кризисы восточно-европейских

стран
. -Польша: 1956 г, 1968 г, 1970 г, 1980-1981 гг. -Венгрия: 1956 г -Албания: 1967 г -Чехословакия: 1968 г.
III. Демократические революции 1989-1990 гг. в странах

Центральной и Юго-Восточной Европы.
Углубляющийся экономический и политический кризис, неспособность государственных органов справится с ним породили социальную
напряженность в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, что привело в итоге в к. 80х - н. 90-х гг. к демократическим революциям в этих странах. Отличительной особенностью этих революций в большинстве стран (Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии) был их мирный, ненасильственный характер. -Польша: первой вступила на путь демократических преобразований. 1980 г- создан независимый профсоюз "Солидарность", который объединил все оппозиционные силы в стране. 1989 г- парламентские выборы на которых коммунисты потерпели поражение, к власти пришла оппозиция. -Венгрия: 1989 г- парламентские выборы, большинство мест получила центристская партия- Венгерский демократический форум, коммунисты потерпели поражение. -Чехословакия: 1989 г-"бархатная" революция в силу ее мирного характера. 1990 г- парламентские выборы на которых большинство мест получило общественное движение " Гражданский форум" Вацлав Гавел стал президентом страны. -ГДР- недовольство социализмом приобрело форму массового бегства восточных немцев за границу. Некоммунистическая оппозиция на парламентских выборах 1990 г одержала победу и взяла курс на объединение с ФРГ -Румыния- демократическая революция началась с восстания народа против авторитарного режима Н.Чаушеску. Возглавил это восстание фронт национального спасения, который впоследствии на парламентских выборах 1990 г получил большинство голосов. Диктатор Н.Чаушеску был казнен. -Югославия- демократическая революция привела к тому, что в 1991 году СФРУО распалась. Из ее состава вышли Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория в 1992 году образовали Союзную республику Югославию.
Вывод

:
итогом всех демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы явился отказ коммунистов от монополии на власть приход к власти оппозиционных политических
партий и движений, а также провозглашение курса на рыночную экономику.
IV Последствия распада соцлагеря можно разделить на

две группы: положительные и отрицательные.

Положительные
: -ликвидация угрозы военного конфликта глобального масштаба -установление культурно-цивилизационного пространства в Европе -для государств в Центральной и Восточной Европы возможность демократизации всех сторон жизни -снижение времени военных расходов -восстановление единства Германии
Отрицательные:
-перестала существовать главная геополитическая ось биополярного мира "Восток - Запад". -резкий всплеск национализма -неблагоприятный политико-психиологический климат -падение жизненного уровня граждан, рост безработицы и преступности -рост влияния радикальных и экстремистких партий.


В раздел образования