Автор: Игдалова Ирина Валентиновна Должность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: ГБПОУ Колледж Кулинарного мастерства Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Распад мировой системы социализма Раздел: среднее профессиональное
Практическое
занятие
-
семинар
на
тему
"
Распад
мировой
системы
социализма
"
(
методическая
разработка
)
целевая
аудитория
- II
курс
колледжа
предмет
-
история
преподаватель
истории
и
обществознания
Игдалова
Ирина
Валентиновна
.
2016 год
Санкт-Петербург
Колледж кулинарного мастерства
Цели семинара:
1. рассмотреть образование и этапы развития
мировой системы социализма; проанализировать противоречия
внутри мировой системы социализма; исследовать последствия
краха мировой системы социализма
2.способствовать развитию умений и навыков исторического
анализа, работы с широким перечнем учебной литературы
3. воспитывать гражданские чувства ответственности за судьбу
своей страны.
II.Оборудование:
мультимидийная установка, презентации
студентов, карта "Политическая карта мира".
III.
Источники:
1.
В.В.Алексеев. Гибель Советского Союза в контексте истории
социализма. Общественные науки и современность. 2002 г., N6
.
2.
А.А.Зиновьев. Фактор понимания. М., Эксмо 2006 г.
3.
К.Брутенц. Развал Союза. Свободная мысль- XXI в. 2005 г, N1.
4.
Р.Арон. Мнимый марксизм- М., "Прогресс", 1993 г.
5.
В.Т.Кондрашов. Исследование проблем социализма. Ж-а:
Диалог-2004 г., N7.
6.
В.Сомрыкин. Социализм: от прошлого к будущему. Ж-л
"Диалог"_ 1999 г, N 8.
План семинара:
1.
Образование и этапы развития мировой системы социализма.
2
.Противоречия внутри мировой системы социализма.
3.
Распад мировой системы социализма.
4.
Наследствия распада мировой системы социализма
Ход семинара:
1.
Государственное строительство в странах центральной и Юго-
Восточной Европы после II мировой войны.
-
Югославия, Албания, Венгрия, Болгария, Румыния во II половине 40-х годов
-
ликвидация монархий и установление республиканской формы правления.
-
октябрь 1949 г. в Восточной Германии было образовано новое государство-
ГДР в ответ на создание ФРГ
Таким образом, в государствах Центральной и Юго-Восточной Европы и в сер.
40-х г.г XXI в. началось установление народно-демократической власти.
Однако преобладающее политическое и военное положение СССР в данном
регионе надолго определило судьбу этих государств- движение к
социализму.
-
Все государства этого региона стали членами СЭВ, организации Варшавского
Договора.
-
экономика, в результате национализации, перешла на социалистические
рельсы (плановая экономика)
-
ликвидирована политическая оппозиция и реальная многопартийность.
Единственной правящей партий стала партия коммунистов, что привело к
установлению в этих государствах тоталитарного режима.
II.Общественно-политические кризисы восточно-европейских
стран
.
-Польша: 1956 г, 1968 г, 1970 г, 1980-1981 гг.
-Венгрия: 1956 г
-Албания: 1967 г
-Чехословакия: 1968 г.
III. Демократические революции 1989-1990 гг. в странах
Центральной и Юго-Восточной Европы.
Углубляющийся экономический и политический кризис, неспособность
государственных органов справится с ним породили социальную
напряженность в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, что привело
в итоге в к. 80х - н. 90-х гг. к демократическим революциям в этих странах.
Отличительной особенностью этих революций в большинстве стран (Польше,
Болгарии, Венгрии, Чехословакии) был их мирный, ненасильственный
характер.
-Польша: первой вступила на путь демократических преобразований. 1980 г-
создан независимый профсоюз "Солидарность", который объединил все
оппозиционные силы в стране. 1989 г- парламентские выборы на которых
коммунисты потерпели поражение, к власти пришла оппозиция.
-Венгрия: 1989 г- парламентские выборы, большинство мест получила
центристская партия- Венгерский демократический форум, коммунисты
потерпели поражение.
-Чехословакия: 1989 г-"бархатная" революция в силу ее мирного характера.
1990 г- парламентские выборы на которых большинство мест получило
общественное движение " Гражданский форум" Вацлав Гавел стал
президентом страны.
-ГДР- недовольство социализмом приобрело форму массового бегства
восточных немцев за границу. Некоммунистическая оппозиция на
парламентских выборах 1990 г одержала победу и взяла курс на
объединение с ФРГ
-Румыния- демократическая революция началась с восстания народа против
авторитарного режима Н.Чаушеску. Возглавил это восстание фронт
национального спасения, который впоследствии на парламентских выборах
1990 г получил большинство голосов. Диктатор Н.Чаушеску был казнен.
-Югославия- демократическая революция привела к тому, что в 1991 году
СФРУО распалась. Из ее состава вышли Хорватия, Словения, Македония,
Босния и Герцеговина. Сербия и
Черногория в 1992 году образовали Союзную
республику Югославию.
Вывод
:
итогом всех демократических революций в странах
Центральной и Юго-Восточной Европы явился отказ коммунистов от
монополии на власть приход к власти оппозиционных политических
партий и движений, а также провозглашение курса на рыночную
экономику.
IV Последствия распада соцлагеря можно разделить на
две группы: положительные и отрицательные.
Положительные
:
-ликвидация угрозы военного конфликта глобального масштаба
-установление культурно-цивилизационного пространства в Европе
-для государств в Центральной и Восточной Европы возможность
демократизации всех сторон жизни
-снижение времени военных расходов
-восстановление единства Германии
Отрицательные:
-перестала существовать главная геополитическая ось
биополярного мира "Восток - Запад".
-резкий всплеск национализма
-неблагоприятный политико-психиологический климат
-падение жизненного уровня граждан, рост безработицы и
преступности
-рост влияния радикальных и экстремистких партий.