Конспект занятия в кружке "Эрудит" на тему: "Путешествие с Незнайкой"
Автор: Гончарова Татьяна Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №8 "Зоряночка" Населённый пункт: г. Ессентуки Ставропольского края Наименование материала: Методическая разработка Тема: Конспект занятия в кружке "Эрудит" на тему: "Путешествие с Незнайкой" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№8 «Зоряночка».
Конспект занятия кружка «Эрудит» в старшей
группе на тему:
«Путешествие с Незнайкой».
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Гончарова Татьяна Григорьевна
г. Ессентуки
2016 год
Цель:
развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного
возраста.
Программные задачи:
«Познавательное развитие» :
- продолжать развивать наглядно-образное мышление через умение решать
задачи и совершать преобразования объектов;
- активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения.
«Речевое развитие»:
- использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования
деятельности, доказательства объяснения;
«Социально-коммуникативное развитие» :
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми
деятельности; -формировать представления о нормах и правилах поведения.
- поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы.
Материалы и оборудование : магнитофон, диск с песнями, карточки с
индивидуальными заданиями, две коробки, гвоздь, карандаш, иллюстрации к
литературным загадкам.
Предварительная работа с детьми : отгадывание математических и
литературных загадок, решение логических задач, решение конструктивных
задач, проведение опытов с металлическими и деревянными предметами.
Предварительная работа с родителями : познакомить со статьей «Как
развивать у детей интеллектуальные способности », провести опрос у
родителей «Нужно ли развивать у детей интеллектуальные способности?».
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, начинаем заседание кружка «Эрудит». Для начала – умственная
разминка. Отвечаем быстро.
- У кого самый длинный нос? ( у слона).
– Клоун весит 60 кг. Сколько он будет весить. Если станет на голову? (столько
же) - Без
чего дома не построишь? (без угла).
– Во время дождя, под каким кустом сидел заяц? (под мокрым).
– Где сухого камня не найдешь? (в воде).
– Как можно пронести воду в решете? ( поставить в посуду).
С заданием справились.
Стук в дверь. Кто это может быть?
В гости к детям старшей группы пришел Незнайка:
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Вы любите путешествовать? Я
тоже! Давайте полетим на другую планету? Только попасть туда не просто.
Лететь на планету могут самые сообразительные. Для этого я принес задания,
кто справится, тот и полетит! Согласны? Дети отвечают, что согласны? А
воспитатель мне поможет прочитать задания. Начинаем.
1.Найдите закономерность и нарисуйте недостающую фигуру. В квадрате с
клетками в определенной последовательности расположены разные
геометрические фигуры. Некоторые клетки пустые, нужно их заполнить
правильно.
2. Преврати каждый кружочек в какое-нибудь интересное необычное
изображение. Постарайся придумать что-то такое, чего бы никто другой
придумать не смог. (4 мин.)
3. Литературные загадки. Волшебная палочка нам поможет. Она укажет нам
того, кто будет отвечать: 1.
Кто говорил такие волшебные слова? - По
щучьему велению, по моему хотению. (Емеля).
- Неправильно ты ешь бутерброд. Надо колбасу на язык класть, а сверху –
хлеб? (Кот Матроскин).
– Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка из сказки «Горшочек каши Бр.
Гримм) 2. В кого
превращались эти персонажи: а) великан - людоед из сказки «Кот в сапогах»
(лев, мышь); б) гадкий утенок (в лебедя)?
3. Какие волшебные предметы были у сказочных героев:
а) у Золушки (хрустальная туфелька), б) у
Буратино (золотой ключик) в)у
солдата из сказки Г.Х.Андерсена (огниво) г)у
девочки Жени из сказки «Цветик – Семицветик» (цветок)? 4.Назови
друзей этих персонажей:
а) Буратино – ( Пьеро, Мальвина, Артемон); б) Крокодил Гена – (Чебурашка);
в) Соломинка из сказки – Уголек и Лапоть); г) Незнайка – (Знайка, Гулька,
Ворчун, Молчун, Пончик, Торопыжка, Тюбик и т. д.); Малыш –(Карлсон).
С загадками справились. Следующее задание.
4.Развитие объемно-пространственного мышления.
Воспитатель показывает сложенные пополам листы бумаги с вырезанными
фигурами:
- на своих листочках нарисуйте то, что получится, если лист развернуть
(квадрат, ромб, треугольник, елочка из треугольников, призма, круг).
5. Математические загадки в стихах (из книги «Занимательная математика»).
Волшебная палочка опять нам поможет узнать, кто будет отвечать.
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Незнайка говорит: «На редкость сообразительные дети, беру всех в ракету.
Но как же мы все поместимся? Ребята предлагают разные варианты. Конечно,
волшебная палочка нам поможет разместиться в ракете.
Полетели. Ракета летит так быстро, что ничего кроме мелькания звезд
разглядеть невозможно. Но вот вдали показалась какая – то планета. Ракета
летит прямо к ней. Прилетели. Выходим. Как здесь холодно. Давайте
согреемся. Включим веселую музыку и подвигаемся. Согрелись и пошли
дальше.
Внимание! А что это такое? Похоже на коробки (определение детей). Как вы
думаете, что там может быть? Как узнать? В этом помогут нам умные
вопросы:
а) Какое оно по цвету?
б) Из чего сделано
в) Что им можно делать?
Или загадать загадки, если дети не справятся:
1) Серый Ивашка,
Деревянная рубашка. Где
носом поведет,
Там след кладет. (карандаш)
2) Металлический Антошка
Он на очень длинной ножке
По головке постучишь,
Что – нибудь да смастеришь. (гвоздь)
Предположения детей далее по определению спрятанного. Можно:
-посмотреть ( дети)
А если не глядя? (воспитатель)
-Потрогать (дети).
- А по запаху? (воспитатель)
-Нет (дети).
-А по звуку? (воспитатель)
- Можно. Но сложнее (дети).
Эксперименты разными детьми. Установление истины. Отгадали!
Вот они - карандаш и гвоздь. Давние друзья и великие спорщики. Каждый из
них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают
много нужных человеку предметов. А гвоздь говорит, что из металла
предметов гораздо больше. Кто прав? Какие предметы из дерева вы знаете?
(ответы детей). Назовите теперь предметы из металла? (ответы детей).
Ребята, помните мы проводили опыты с такими предметами. Давайте
вспомним об их свойствах и расскажем: а) что будет, если забить гвоздь в
дерево? б) что случится, если предметы бросить в воду? (тонет и нет);
в) если поднести к огню? (гвоздь нагревается, дерево горит).
Теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Наоборот». Мы будем называть
слова – синонимы для дерева и металла:
Теплое – холодное,
гладкое – шероховатое,
легкое – тяжелое,
светлое – темное,
высокое – низкое,
маленькое – большое,
тонущее – плавающее,
горящее – гаснущее.
Ребята, как вы думаете, откуда на этой планете могли оказаться коробки с
таким земными предметами? ( Предположения детей, что кто – то специально
завез их). Кто же это может быть? Конечно, Незнайка! Он мне по секрету
рассказал, что уже был на этой планете, познакомился с инопланетянами.
Они очень скромные, передают нам привет и хвалят за смекалку. А Незнайка
ведь еще не все знает, вот и придумал путешествие для вас. Давайте мы его
поблагодарим за это ( дети говорят «спасибо»).
Воспитатель: « Ну что, Незнайка, тебе помогли ребята узнать много нового и
интересного? Приходи к нам еще, если будут затруднения. Поможем, ребята,
Незнайке? До свидания!»