Напоминание

Семинар по теме: "Переход от плановой экономики к рыночной"


Автор: Игдалова Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ Колледж Кулинарного мастерства
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар по теме: "Переход от плановой экономики к рыночной"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж Кулинарного Мастерства История ОГСЭ. 02 специальность 260807 Технология продукции общественного питания
Практическое занятие.

Семинар по теме «Переход от плановой экономики к

рыночной».
Преподаватель: Игдалова Ирина Валентиновна Санкт-Петербург, 2016 г.
Цели семинара: 1. На основе изученного материала по истории «РФ в 90-ые годы» и, опираясь на знания по обществознанию из раздела «Экономика», рассмотреть этапы перехода от плановой экономики в России к рыночной; выявить особенности этого перехода; социально- экономические и политические процессы, происходящие в этот период. 2. Способствовать развитию аналитического мышления; умению работать с материалами СНИ; логически стройно излагать свое мнение и отстаивать его; учить вести дискуссию. 3. Изучая историю Отечества, воспитывать гражданина и патриота. Оборудование:  учебник под редакцией академика РАН А. В. Торкунова «История России. Часть 3»;  интернет-ресурсы;  материалы периодической печати;  мультимедийная установка;  презентации. Основная часть Урок-семинар проводится в форме дискуссии. Группа делится на 4 подгруппы: 1 и 2 группы - сторонники рыночных реформ, проводимых в России в 90-ые годы; 3 и 4 группы — их оппоненты. Каждая подгруппа заранее готовит материалы: презентации, видеоролики, выступления. В роди ведущего выступает преподаватель. На уроке присутствует жюри и наблюдатели из преподавателей-предметников, которые оценивают выступления участников дискуссии, аргументированность их ответов, логику изложения, доказательность своей позиции. Основная цель В чем состояло своеобразие российских преобразований в экономической сфере в 90-ые годы XX века и как это отразилось на политической и социальной жизни общества?
План
1. Начало радикальных экономических преобразований. 2. Падение жизненного уровня населения. 3. Приватизация. 4. Развитие экономики России в 1992-1998 гг.
5. Дефолт 1998 года и его последствия. 6. Экономические меры правительства Е. М. Примакова. 7. Первые результаты и цена экономических реформ 90-х годов. 8. Политико-конституционный кризис 1993 года. 9. Формирование российского парламентаризма (выборы в Гос. Думу в 1993г, 1995г, 1999г; политические партии, участвовавшие в работе этих Государственных Дум). 10. Федеративный договор 31 марта 1992 года. Конституция РФ 1993 года о принципах федеративного устройства России. 11. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. 12. Результаты федеративного строительства в 90-ые годы. 13. Результаты экономических реформ 90-х годов и их влияние на политическую и социальную жизнь общества. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. 2. Какие экономические и политические процессы предыдущего периода предопределили характер реформ 90-х годов? Как можно было преодолеть кризис продовольственного снабжения в стране? 3. Начало радикальных экономических преобразований. «Шоковая терапия». Правительство Е. Т. Гайдара. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. 4. Какие группы российского общества и почему были ориентированы на рыночные реформы? (обоснуйте свой ответ) 5. Как Ваши родные и близкие проходили путь рыночных преобразований? 6. Найдите информацию о том, как шло формирование рыночной экономической модели Китая. Почему путь Китая для России считался неприемлимым? 7. Почему в начале рыночных реформ возник конфликт между исполнительной и законодательной властью (3 и 4 октября 1993 г.)? 8. Узнайте, принимали ли участие члены Вашей семьи во всенародном голосовании 1993 года по Конституции РФ? 9. Согласны ли Вы с мнением историка Колесникова, что «Индекс симпатии либерализму в России практически невозможно выявить. Избиратели голосовали не за программу, её в глаза никто не видел, а за ярких политических деятелей»? 10. Выскажите свое отношение к мнению одного из журналистов: «Если бы не было таких решительных действий Ельцина в 1993 году, то в результате Гражданской войны погибли бы
десятки тысяч людей. Но есть моменты в истории, когда необходимо прервать осуществление демократических процедур, чтобы не скомпрометировать ту же демократию на много лет вперед.» (показать презентацию «Демонстрации протеста против экономических реформ Гайдара») 11. Почему к началу 90-х годов возникла необходимость выработать новые принципы федеративного строительства в нашей стране? 12. В чем причины оживления массовых национальных движений в России в конце 90-х годов? 13. Чем Вы можете объяснить причины, побудившие Ельцина к силовому решению Чеченской проблемы? 14. Используя материалы переписи населения в октябре 2002 год, выясните: - люди каких национальностей живут в нашем районе? - на каких языках они говорят? - какой язык считают родным? (презентация «Разные национальности, проживающие в СПб и Лен. обл.») Подводим итоги 15. Охарактеризуйте результаты экономических реформ 90-х годов XX века. Какое место заняла Россия в структуре мировой экономики в конце XX века?







В раздел образования