Семинар по теме: "Переход от плановой экономики к рыночной"
Автор: Игдалова Ирина Валентиновна Должность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: ГБПОУ Колледж Кулинарного мастерства Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Семинар по теме: "Переход от плановой экономики к рыночной" Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Колледж Кулинарного Мастерства
История ОГСЭ. 02
специальность 260807 Технология продукции общественного
питания
Практическое занятие.
Семинар по теме «Переход от плановой экономики к
рыночной».
Преподаватель: Игдалова
Ирина Валентиновна
Санкт-Петербург, 2016 г.
Цели семинара:
1.
На основе изученного материала по истории «РФ в 90-ые годы» и, опираясь на знания по
обществознанию из раздела «Экономика», рассмотреть этапы перехода от плановой
экономики в России к рыночной; выявить особенности этого перехода; социально-
экономические и политические процессы, происходящие в этот период.
2.
Способствовать развитию аналитического мышления; умению работать с материалами СНИ;
логически стройно излагать свое мнение и отстаивать его; учить вести дискуссию.
3.
Изучая историю Отечества, воспитывать гражданина и патриота.
Оборудование:
учебник под редакцией академика РАН А. В. Торкунова «История России. Часть 3»;
интернет-ресурсы;
материалы периодической печати;
мультимедийная установка;
презентации.
Основная часть
Урок-семинар проводится в форме дискуссии. Группа делится на 4 подгруппы: 1 и 2 группы -
сторонники рыночных реформ, проводимых в России в 90-ые годы; 3 и 4 группы — их оппоненты.
Каждая подгруппа заранее готовит материалы: презентации, видеоролики, выступления.
В роди ведущего выступает преподаватель. На уроке присутствует жюри и наблюдатели из
преподавателей-предметников, которые оценивают выступления участников дискуссии,
аргументированность их ответов, логику изложения, доказательность своей позиции.
Основная цель
В чем состояло своеобразие российских преобразований в экономической сфере в 90-ые годы XX
века и как это отразилось на политической и социальной жизни общества?
План
1.
Начало радикальных экономических преобразований.
2.
Падение жизненного уровня населения.
3.
Приватизация.
4.
Развитие экономики России в 1992-1998 гг.
5.
Дефолт 1998 года и его последствия.
6.
Экономические меры правительства Е. М. Примакова.
7.
Первые результаты и цена экономических реформ 90-х годов.
8.
Политико-конституционный кризис 1993 года.
9.
Формирование российского парламентаризма (выборы в Гос. Думу в 1993г, 1995г, 1999г;
политические партии, участвовавшие в работе этих Государственных Дум).
10.
Федеративный договор 31 марта 1992 года. Конституция РФ 1993 года о принципах
федеративного устройства России.
11.
Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в
Чеченской Республике.
12.
Результаты федеративного строительства в 90-ые годы.
13.
Результаты экономических реформ 90-х годов и их влияние на политическую и социальную
жизнь общества.
Ход урока:
1.
Вступительное слово учителя.
2.
Какие экономические и политические процессы предыдущего периода предопределили
характер реформ 90-х годов? Как можно было преодолеть кризис продовольственного
снабжения в стране?
3.
Начало радикальных экономических преобразований. «Шоковая терапия». Правительство Е.
Т. Гайдара. Падение жизненного уровня населения. Приватизация.
4.
Какие группы российского общества и почему были ориентированы на рыночные реформы?
(обоснуйте свой ответ)
5.
Как Ваши родные и близкие проходили путь рыночных преобразований?
6.
Найдите информацию о том, как шло формирование рыночной экономической модели Китая.
Почему путь Китая для России считался неприемлимым?
7.
Почему в начале рыночных реформ возник конфликт между исполнительной и
законодательной властью (3 и 4 октября 1993 г.)?
8.
Узнайте, принимали ли участие члены Вашей семьи во всенародном голосовании 1993 года
по Конституции РФ?
9.
Согласны ли Вы с мнением историка Колесникова, что «Индекс симпатии либерализму в
России практически невозможно выявить. Избиратели голосовали не за программу, её в глаза
никто не видел, а за ярких политических деятелей»?
10.
Выскажите свое отношение к мнению одного из журналистов: «Если бы не было таких
решительных действий Ельцина в 1993 году, то в результате Гражданской войны погибли бы
десятки тысяч людей. Но есть моменты в истории, когда необходимо прервать осуществление
демократических процедур, чтобы не скомпрометировать ту же демократию на много лет
вперед.» (показать презентацию «Демонстрации протеста против экономических реформ
Гайдара»)
11.
Почему к началу 90-х годов возникла необходимость выработать новые принципы
федеративного строительства в нашей стране?
12.
В чем причины оживления массовых национальных движений в России в конце 90-х годов?
13.
Чем Вы можете объяснить причины, побудившие Ельцина к силовому решению Чеченской
проблемы?
14.
Используя материалы переписи населения в октябре 2002 год, выясните:
- люди каких национальностей живут в нашем районе?
- на каких языках они говорят?
- какой язык считают родным?
(презентация «Разные национальности, проживающие в СПб и Лен. обл.»)
Подводим итоги
15.
Охарактеризуйте результаты экономических реформ 90-х годов XX века.
Какое место заняла Россия в структуре мировой экономики в конце XX века?