Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Автор: Рылькова Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №114 " Детский сад общеразвивающего вида" Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: статья Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с
дошкольниками
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы,
экологическое
воспитание,
как
никогда,
является
одной
из
актуальнейших
проблем
современности.
Проблема
экологического
воспитания
подрастающего
поколения
возникла,
в
первую
очередь,
в
связи
с
внимательным
исследованием
современными
учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Чтобы сохранить природу
на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Экологическому
воспитанию дошкольников должно уделяться особое внимание, так как в этом возрасте
закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной
культуры.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование
экокультуры
и
природоохранного
сознания
необходимо
воспитывать
с
ранних
лет.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время
закладывается
позитивное
отношение
к
природе,
к
«рукотворному
миру»,
к
себе
и
окружающим людям.
Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение
окружающего
мира:
ребенок
получает
эмоциональные
впечатления
о
природе,
накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период
формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры,
но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их
поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить
взаимоотношения с ним.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на
духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником
первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю
жизнь.
Детская
душа
раскрывается
в
общении
с
природой,
пробуждается
интерес
к
окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что
дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
традиционно
рассматриваются
как
важнейшие черты детского поведения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать
шаг в неизведанное и непознанное. Особое значение для развития личности дошкольника
имеет
усвоение
им
представлений
о
взаимосвязи
природы
и
человека.
Овладение
способами
практического
взаимодействия
с
окружающей
средой
обеспечивает
становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический,
педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим
сознанием,
экологически
ориентированным
поведением
и
деятельностью
в
природе,
гуманным, природоохранным отношением.
Экологическое воспитание имеет огромные возможности для развития детей. Оно
расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В его процессе
сначала
происходит
процесс
накопления
знаний,
далее
получаемая
информация
систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Объекты
живой и неживой природы придают своеобразие игровому, речевому и художественному
творчеству, активизируют имеющиеся знания и развивают устойчивый интерес.
Экологическое воспитание позволяет познакомить детей с полной картиной родной
природы и приобщить детей к её истокам.
В процессе экологического воспитания развиваются внимание, память, умение
наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Оно
воспитывает в ребенке целеустремленность, аккуратность, коммуникабельность и главное
- ответственность не только за себя и близких, но и за родную природу.
Достоинством экологического воспитания можно также считать его
интегрированность, то есть связь с занятиями по окружающему миру, ознакомлению с
художественной
литературой,
развитием
речи,
формированию
элементарных
математических представлений, сенсорным развитием.
Наконец, экологическое воспитание закладывает основы бережного отношения к
природным объектам и формирует определенные навыки поведения в природе.
Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников
целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н.
Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и
условия
экологического
воспитания
дошкольников.
Психолого-педагогическое
обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в
работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического
воспитания является дидактические игры. Игры доставляют детям много радости, и
содействует
их
всестороннему
развитию.
В
процессе
игр
формируются
знания
об
окружающем
мире,
воспитываются
познавательные
интересы,
любовь
к
природе,
бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в
природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и
качествами,
состояниями
объектов
природы,
усваивают
способы
установления
этих
свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности,
пытливости,
вызывают
у
них
интерес
к
объектам
природы.
В
дидактических
играх
развиваются
интеллектуальные
умения:
планировать
действия,
распределять
их
по
времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры как
средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А.
Маневцева, П. Г. Саморукова и др. Дидактические игры - наиболее эффективное средство,
способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания
детей дошкольного возраста.
Система работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников
в ДОУ предусматривает решение следующих задач:
формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных
пониманию
ребенка-дошкольника
(прежде
всего
как
средства
становления
осознанно-правильного отношения к природе);
развивать познавательный интерес к миру природы;
формировать
первоначальные
умения
и
навыки
экологически
грамотного
и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
воспитывать
чувство
бережного,
заботливого
отношения
к
миру
природы
и
окружающему миру в целом; развивать чувства эмпатии к объектам природы;
формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя
как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие
значений природы, ценность общения с природой);
освоить элементарные нормы поведения по отношению к природе, формировать
навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать
ей
помощь
(уход
за
живыми
объектами),
а
также
навыки
элементарной
природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
формировать
элементарные
умения
предвидеть
последствия
некоторых
своих
действий по отношению к окружающей среде.
Педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение
знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических
умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации,
мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды);
развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое
состояние среды).
Система работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников
включает:
- создание эколого - развивающей среды (уголок природы, уголок экспериментирования,
экологическая тропа);
- экологическое образование дошкольников;
- совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (например,
проекты: « Красная книга Кузбасса» ,«Мир природы вокруг нас», «Наши верные друзья –
комнатные растения», экологические акции по очистке и озеленению территории ДОУ,
изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
- открытые занятия.
Система работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников
включает следующие формыработы :
Образовательная деятельность с системой игровых и творческих заданий.
Экологические занятия , «Уроки доброты» .
Дидактические игры по ознакомлению с миром природы.
Встречи – беседы с интересными людьми.
Художественно – продуктивная деятельность ( индивидуальная и групповая).
Наблюдения и экологические экскурсии.
Экспериментирование. Опыты.
Экологический театр.
Экологические акции:
«Огород
на
подоконнике
–
Огородные
чудеса»;
«
Сохрани
природу»
по
сбору
использованных батареек и аккумуляторов ; «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб
без песен не пришлось , нам встречать весну…»; «Кормушка для пичужки».
Индивидуальная и групповая работа с детьми в режимные моменты.
Индивидуальная работа с родителями.
Проведение совместных с родителями смотров – конкурсов , экологических акций
и экологических мини – проектов.
Подвижные,
дидактические,
имитационные
игры,
инсценировки
экологической
направленности.
Экологическое воспитание- это
приоритетное направление в работе с
дошкольниками
. Это
процесс
формирования
осознанного
гуманно-деятельного
отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный
компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в
отношении
к
окружающему
миру.
Такое
поведение
формируется
в
результате
целенаправленной работы , начиная с детского сада.