Напоминание

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста


Автор: Рылькова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №114 " Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья

Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с

дошкольниками
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Экологическому воспитанию дошкольников должно уделяться особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический, педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое воспитание имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В его процессе сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Объекты живой и неживой природы придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания и развивают устойчивый интерес. Экологическое воспитание позволяет познакомить детей с полной картиной родной природы и приобщить детей к её истокам.
В процессе экологического воспитания развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Оно воспитывает в ребенке целеустремленность, аккуратность, коммуникабельность и главное - ответственность не только за себя и близких, но и за родную природу. Достоинством экологического воспитания можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по окружающему миру, ознакомлению с художественной литературой, развитием речи, формированию элементарных математических представлений, сенсорным развитием. Наконец, экологическое воспитание закладывает основы бережного отношения к природным объектам и формирует определенные навыки поведения в природе. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Проблемами экологического воспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П. Г. Саморукова и др. Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Система работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников в ДОУ предусматривает решение следующих задач:  формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);  развивать познавательный интерес к миру природы;  формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;  воспитывать чувство бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развивать чувства эмпатии к объектам природы;  формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;  формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);  освоить элементарные нормы поведения по отношению к природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни;  формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
 формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды). Система работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников включает: - создание эколого - развивающей среды (уголок природы, уголок экспериментирования, экологическая тропа); - экологическое образование дошкольников; - совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (например, проекты: « Красная книга Кузбасса» ,«Мир природы вокруг нас», «Наши верные друзья – комнатные растения», экологические акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.); - открытые занятия.

Система работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников включает

следующие формыработы :  Образовательная деятельность с системой игровых и творческих заданий.  Экологические занятия , «Уроки доброты» .  Дидактические игры по ознакомлению с миром природы.  Встречи – беседы с интересными людьми.  Художественно – продуктивная деятельность ( индивидуальная и групповая).  Наблюдения и экологические экскурсии.  Экспериментирование. Опыты.  Экологический театр.  Экологические акции: «Огород на подоконнике – Огородные чудеса»; « Сохрани природу» по сбору использованных батареек и аккумуляторов ; «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось , нам встречать весну…»; «Кормушка для пичужки».  Индивидуальная и групповая работа с детьми в режимные моменты.  Индивидуальная работа с родителями.  Проведение совместных с родителями смотров – конкурсов , экологических акций и экологических мини – проектов.  Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности. Экологическое воспитание- это приоритетное направление в работе с дошкольниками . Это процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к окружающему миру. Такое поведение формируется в результате целенаправленной работы , начиная с детского сада.


В раздел образования