"Какие игровые технологии по ФГОС направленные на развитие речи дошкольников используются в подготовительной группе?"
Автор: Федорова Лидия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Сказка" Населённый пункт: г. Малая Вишера, Новгородская область Наименование материала: Доклад Тема: "Какие игровые технологии по ФГОС направленные на развитие речи дошкольников используются в подготовительной группе?" Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему: «Какие игровые технологии в группе по ФГОС
направленные на развитие речи дошкольников Вы
используете?»
Цель моей работы: формирование интереса к процессу обучения,
максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовка детей к школе и
их дальнейшая социализация в обществе.
Задачи:
• использование игр и наглядных пособий направленны на развитие речи детей, как в
непосредственно образовательной, так и в совместной, а также в самостоятельной
деятельности детей;
• интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;
• собственную активную игровую позицию.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день
особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями
остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в
овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не
умеют строить связные высказывания.
Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Полноценная
реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста
универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник
старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту,
социальному положению, полу представителями общества.
Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в
условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в
интересную для себя деятельность. Традиционные формы (образец рассказа педагога,
построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не
позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает,
лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием
участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы,
подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и
застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он
играет. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей
ребенка можно считать богатство его речи. Для ребенка хорошо сформированная
связная речь – это успех в обучении. Взрослым важно, поэтому, поддержать и
обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их
обучении, мне приходится постоянно искать вспомогательные средства, облегчающие
процесс усвоения детьми нового материала. Использование игровых технологий на
всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности
детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным
образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая
барьер стеснения из-за неправильной речи.
В своей работе я использую различные методы в развитии речи: Наглядные: -
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии); - опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Словесные: - чтение и рассказывание художественных произведений; - заучивание
наизусть; - пересказ; - обобщающая беседа; - рассказывание без опоры на наглядный
материал Практические: - дидактические игры; - игры-драматизации; - инсценировки;
- дидактические упражнения; - пластические этюды; - хороводные игры
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине .
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на
определённую тему. Я поддерживаю это стремление и развиваю их навыки связной
речи. Большим подспорьем для меня в этой работе могут стать картины, схемы по
лексическим темам на обучение детей составлению рассказов по картине.
Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение
детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления.
Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с
педагогом посредством системы игровых упражнений.
Использую дидактические игры: «Найди звук», …………………………….
Речевое
развитие .
Применение игровых
технологий
позволяет
создавать
максимально
благоприятные условия
для
развития речи детей:
игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
игровые технологии , направленные на развитие артикуляционной моторики;
игровые технологии , направленные на развитие дыхания и голоса.